Беспризорники

Фёдор Тиссен
Мы остались без молока и Леночка, сестрёнка моя, заболела. Её увезли вместе с матерью в больницу. Я часами беспризорно бродил меж заводских цехов в раздумье. Как та кипплинговская кошка, которая гуляла сама по себе.

В тот вечер я понял, что кроме меня на территории завода живут ещё и другие дети. Вечером отец пытался на электроплитке поджарить лепёшки. У отца не получается. Я слежу за тем как отец раскатывает тесто, как раскладывает их в сковородке, как вытаскивает. Я путаюсь под ногами и говорю отцу, что мама не так делает. Их сильней надо растягивать.

Поужинали. Легли спать. Вдруг слышу шум в бытовке. Отец включает свет и выходит в коридор, перед ним пролетают к выходу два пацана. Отец за ними. Догнал тащит обоих обратно к нам в конторку. Украли отцов фуганок. Фуганок - это тот же рубанок, только намного длиннее. Отец его берёг как зеницу ока и тут на тебе, упёрли! Мальчишки стоят чумазые и оборванные. Чёрные как тот машинист. Чуть побольше меня, а уже черти!

Отец пытался выяснить кто они такие и где живут. Головы опустили, надулись, смотрят на меня косо. Молчат. Отец берёт телефонную трубки, хочет набрать номер милиции и тут вдруг беспризорники разревелись белугой и стали умолять отца не звонить в милицию. В детдом не хотят.

Не знаю о чём отец с ними разговаривал, помню только, как они утирали слёзы, швыркали носами и кивали головой в знак согласия. Наверное, в папе заговорила душа учителя. С тех пор как отец провёл свой последний урок и ушёл в трудармию прошло целых десять лет.

После в моей жизни не раз встречались беспризорники. Я им завидовал, когда был пацаном, и жалел, когда стал взрослым. Беспризорные, бездомные, голодные дети – это индикатор неблагополучия общества. Для социальных педагогов бездомные беспризорные дети контингент самый важный. В Кёльнском университете на кафедре социальной педагогики коллеги попросили меня достать видеокассету с фильмом «Путёвка в жизнь».

Я спросил коллег чем этот фильм их так заинтересовал. Мне сказали, что они удивлены отношением советского государства к их профессии, к профессии социального педагога. Тема этого фильма посвящена социальной педагогике. В России после гражданской войны миллионы детей стали сиротами, подростки собирались в банды, занимались воровством и грабежами.

Для исправления была создана целая сеть интеграционных учреждений. Государство не жалело средств для социальной реабилитации несовершеннолетних преступников.
Моих коллег тронуло то, что самый первый советский звуковой фильм был посвящён их профессии.

Они удивились тому, что в Советском Союзе такой профессии, социальная педагогика, не было. Вся педагогика с первых дней существования советского государства была социальной. Для открытия станции юнатов или юных туристов не надо было основывать проекты и искать спонсоров.