Ода безмолвным лайкам

Кастор Фибров
     .

     Приходят, тихо помечают и молча уходят.
     Не необщительность тому причиной, а стеснение. Быть может, недоверие своим слишком простым или даже убогим (как кажется) мыслям. Но любопытно, что как раз подлинно премудрые (например, свт. Игнатий Брянчанинов) и говорили: Не старайся быть премудрым и высокословным в переписке. Простота и естественность, подчас даже немотствование детское, гораздо лучше.
     Да, может быть, проставленное сердечко, словно безмолвно открытая радостно пасть лайки, горячее дыхание, трепещущий язычок, чем-то подобно вот этому немотствованию... Но всё же младенцы хоть что-то, да говорят. Не только клок-клок или клумпси-клумпси, как деревянная обувь, голландская, японская или ещё какая.
     Итак, станем разговаривать. Да, сами лайки действительно молчаливы, хотя их и называют лайками. В самом деле: в сравнении с прочими собаками они кажутся менее шумными. И всё же они говорят. Просто всё сказанное ими, видимо, бывает по делу. Бывалый собачник, конечно же, меня одёрнет и опровергнет (таковы же ведь все бывалые). Но я и не претендую на совершенную истину, а говорю лишь что-то, похожее на гипотезу, лёгкую паутинку, по которой может пробежаться в воздухе только создавший её паучок или кто-то подобный.
     Станем говорить, надеясь, что Христос, дыхание и сила всего лучшего в человеке, будет направлять наши слова, и не в бесконечном именовании терминов (которые часто в таком именовании остаются лишь терминами, не достигая настоящей глубины), а в простых человеческих словах. Удивительно, каким простым слогом и совершенно природными словами записано Евангелие...
     Сказать чуть больше, чем нажатие кнопки... Да, это обязывает. Подумать, попробовать на вкус и на вес слово, ощутить и выверить. И это учит нас изъясняться и формулировать. Именовать, как умел некогда Адам. Также слышать – человека, слова, даже самый воздух. Много это или мало, чтобы решиться? Пусть выберет сам, кто хочет.
     Малость и точность слова, как в японских стихах, где немногими знаками выражалось многое. Вот чему хотелось бы научиться. И это, кажется, как в пении на клиросе, начинается с опыта слышания, – потому что здесь, как и на клиросе, «поют ушами».
     Можно было бы продолжать эту речь и сказать ещё многое, но в соответствии с уже сказанным как раз и стоит остановиться. Пусть белое поле, пространство между буквами, тоже скажет нечто, как говорит и в молитве Господь, если человек учится или даже умеет слушать. В Предстоянии.


     август 2023