Россия. Лето. Автостоп - Пролог

Ильин Иван Викторович
Вряд ли я смогу объяснить свою страсть к подобным путешествиям. Впервые нечто подобное совершил еще в возрасте 12-ти лет, когда совершенно самостоятельно приобрел в кассе псковского автовокзала билет на автобус до Ленинграда и уехал «в гости» к тете. Это было сродни поступку самурая, для которого, как известно, нет цели — есть только путь. Разумеется, я перепугал родителей и тетю, но все обошлось, а этот зуд остался во мне навсегда.
Примерно в том же возрасте отец начал учит меня водить машину, и к этому занятию я тоже сразу воспылал искренней любовью, неся ее через всю свою жизнь. Где бы и кем бы я не работал, но так или иначе там всегда присутствовали автомобили, командировки, путешествия. Автостопщиком я стал совершенно случайно — однажды отец подвез кого-то, кто голосовал на дороге и через какое-то время я сам, стремясь сохранить для собственных целей те невеликие средства, что были выделен мне на билет, добрался от Пскова до деревни, где проводил летние каникулы своим ходом. А еще через пару лет, уже будучи бунтующим подростком, я совершенно целенаправленно сбежал из дома с целью начать самостоятельный жизненный путь и достиг Калуги, где был заботливо принят дальними родственниками и столь же заботливо сдан ими в руки отца.
Шло время, я закончил школу и поступил в институт, который находился в ста сорока километрах от Пскова. Я стал стопить от Пскова до Луги, от Луги до Санкт-Петербурга, от Луги до деревни в Порховском районе через Новгород и Сольцы.
Я стоял на дороге и в дождь, и в снег, в жару и мороз, ясным днем и глубокой ночью. За почти тридцать пять лет с моего первого путешествия я набрался опыта и впечатлений в таком объеме, что теперь не могу не рассказать о людях, которых я встречал в своих путешествиях, о местах, в которых мне довелось побывать, о чудесах, которые мне посчастливилось увидеть.
География моих походов пока ограничена южным берегом Байкала — дальше я не заходил. Я пока не супел побывать на Алтае, в Хакасии, в Тыве, в Якутии, на Дальнем Востоке. Я пока не осмелился посетить наш Кавказ, хотя теперь жизнь повернулась так, что у меня там родственники. Удивительным образом мимо моих путешествий проскользнул Курск и область, хотя все соседние области Российской Федерации я посетил, а многие — не один раз. Я уверен, что еще все наверстаю. Еще увижу и дагестанские горы, и Саяны, и вдохну целебного алтайского воздуха. Хочу побывать в каждом уголке нашей поистине великой страны.
Основой этой книги стало мое самое серьезное путешествие — от Пскова до озера Байкал, которое я совершил летом 2014-го года. Я боялся, что пока собираюсь с мыслями, пока формулирую свои впечатления, многое забудется, но я ошибался — память бережно сохранило все самое яркое из этого похода и заботливо подняла на поверхность то, что действительно стало забываться: первое осознанное путешествие в 2004-ом, на Северный Урал; мой месяц «батрака» на Золотом кольце в 2012-ом; походы в Астрахань, Мурманск и Архангельск «по делам» и многое, многое другое.
Я хочу рассказать о том, что несмотря на очень непростые и даже жестокие времена, рядом с нами, буквально на расстоянии вытянутой руки, есть люди, которые готовы придти на помощь совершенно незнакомому человеку с рюкзаком за плечами, одиноко стоящему на обочине их пути. Рядом с нами живут люди, которые готовы дать кров и пищу совершенно чужому человеку, которого они видят первый и, возможно, последний раз в жизни. Каждый раз, когда я сталкивался с этим настоящим человеческим теплом, искренним и сердечным, я укреплялся в мысли, что живу в удивительной стране с совершенно удивительными людьми. И именно для таких людей я пишу эту книгу.
Быть может, кто-то из тех, кто встречал меня — узнает себя на этих страницах. Напишите мне, обязательно. Я безумно жалею, что в водовороте событий были потеряны многие контакты, которыми я несомненно дорожил. Обязательно напишите. То, что мы переживали вместе — бесценно. В этой книге я постараюсь как можно более детально описывать те моменты, где люди - главные герои повествования, где их поступки, их мотивация — недоступны большинству из «цивилизованного мира». Быть может, мы встретимся еще раз, если позволит судьба. А если нет, то знайте — на страницах этой книги вы останетесь навсегда.
Ну что же, выражаясь словами незабвенного Юрия Алексеевича, поехали.