Моя Африка

Кора Персефона
МОЯ АФРИКА

Африка. Континент-загадка, континент-головоломка, пробуждающийся гигант, джунгли и пустыни, современные города и племена, живущие вне современной цивилизации.

В ранней-ранней юности я несколько раз приезжала в Мозамбик на каникулы к родителям. В те времена путь до Мапуту, так тогда называлась столица Мозамбика, пролегал через несколько африканских стран, где самолет «Аэрофлота» приземлялся на дозаправку – тогда еще не появились дальнемагистральные лайнеры. При пересечении экватора стюардессы выдавали памятные грамоты и значки тем, кто впервые оказывался в Южном полушарии. Тогда полеты были полны романтики и напоминали, как я сейчас вижу, отважные путешествия прошлых веков- люди сообща бросали вызов пространству. Мы летели в неизвестность, у каждого пассажира обязательно была санитарная книжка с отметками о вакцинации против тропических болезней.

Что я помню о Мозамбике? Сильнейшие, стремительные отливы и приливы. Тончайший песок безлюдных пляжей, стайки обезьянок, спешащие по своим важным делам вдоль кромки прибоя. Колдовские вечера, когда одновременно всходила Луна и заходило Солнце. Подспудное ощущение, что я прилетела в другой мир, необязательно дружелюбный. Киносеансы в посольстве СССР. Кафе на одной из центральных улиц города с необъяснимым для Африки названием "Калинка". Китайский квартал, первый из увиденных мной и поражавший воображение красочными витринами крохотных магазинчиков. Незнакомое ночное небо, непривычные созвездия, Космос, открывшийся с другой стороны. Порой меня охватывало ощущение древней магии, ворожбы, происходившей совсем близко от белокожих приезжих, не замечавших присутствия могущественных духов древней земли. Гротескные статуэтки из черного дерева, способные навести порчу на покупателя. Помню удивительную честность местных жителей, словно не знавших о плутовстве. Моих молодых счастливых родителей. Тогда я думала, что они- вечны. Спустя несколько недель я начинала скучать по темному ржаному хлебу. А еще раньше, на Кубе, где тоже работал мой отец, я тосковала по снегу. Зима- часть русской души, нам нужны долгие холодные вечера, зябкие ночи, стужа, метели, мы так устроены, никогда не поверю, что русский человек может быть искренне счастлив там, где не случается ежегодного чуда – первой апрельской оттепели, когда за ночь наступает весна.

А затем, уже взрослой, я побывал в Северной Африке, в Тунисе, одной из пяти стран Магриба. Далекие Атласские горы, нарядный туристический Ясмин-Хаммамет, игрушечно прекрасный Сиди Бу Саид с белоснежными домами, синими дверями и ставнями, древняя Дугга- руины римского города. Гордость и сокровище Туниса- музей римской мозаики Бардо. Головокружительная поездка к Сахаре – в городок Дуз у самой границы с великой пустыней. Чувство великого одиночества, своей малости перед неумолимыми силами Природы. Жуткое пение песка, готового поглотить любые человеческие постройки. Встреча рассвета.  Ощущение движения Земли, вспышка Солнца – и начало дня. Соляное озеро Шот Аль-Джерид. Ароматный мятный чай в маленьких стаканчиках. И все время, подспудно - дыхание великого континента.

И это тоже была Африка, которая может приворожить или испугать на всю жизнь. Со мной же вышло иначе. Я не стремлюсь вернуться в Африку, но помню о ней. И делюсь воспоминаниями с вами, дорогие читатели. Африка всегда со мной.