Суфийский взгляд на 99 Имен Аллаха. Глава 1. Исток

Ладомир Родумилов
Суфийский взгляд на девяносто девять Имен Аллаха.

Врачеватели сердца.

Вали Али Мейер, Билал Хайд, Фейсал Мукаддам, Шабда Кан.

Глава 1.

Истоки в Имени Аллаха

       Слова «Аллах» и «Бог» относятся к невыразимой реальности, сущности всех вещей. Аллах включает в себя все и ни от чего не зависит в своем существовании. Это абсолютное состояние называется дхат (часто транслитерируется как зат). В этом суть всех Имен.

       То, что мы рассматриваем - отношения между божественной сущностью и божественными атрибутами. Сифат, или атрибуты Аллаха. Божественные Имена не имеют собственного независимого существования. Они существуют только как различные аспекты Аллаха. Они не тождественны сущности и не отличны от нее.

    Все божественные Имена, которые мы рассмотрим в этой книге, содержатся в одном Имени - Аллахе. 99 Имен — это проявления качеств Аллаха, и по мере того, как вы углубляетесь в атрибуты, вы приходите к сущности, потому что атрибуты — это проявления сущности. Благодаря этому вы можете полностью пробудиться к сущностному Имени, которое уникально.

       Аналогичный процесс происходит при изучении учащимся нотной гаммы. Все ноты гаммы являются проявлениями основной ноты, тонической ноты. Исполняя ноту атрибута, певец узнает о тонике, потому что нота атрибута полностью присутствует в тонике.

       Слово «Аллах», по мнению некоторых ученых, происходит от корня валиха, и этот корень объединяет в себе обширные понятия тотальной любви и страстного бытия за пределами всех ограничений ума. Соединяя их, мы получаем значение «безумно влюбиться, полностью раствориться в безумной тоске».

       Еще одна драгоценность смысла раскрывается при рассмотрении фразы «ля иляха илля аллах». На высшем уровне «ля иллаха илля аллах» означает «Нет существования, кроме Аллаха». Корень арабского слова вуджуд, обозначающего существование, означает «путешествие к экстазу». Арабские слова «экстаз» и «найти» происходят от того же корня, что и вуджуд, звук W-J-D.

      Все это приводит нас к утверждению: «Нет ничего, кроме Аллаха, чье существование есть чистый экстаз, и нет другого экстаза, кроме безудержного экстаза тотальной тоски и любви». На эти мысли наводит один корень, валиха, и такое словообразование вполне может быть чем-то, о чем большинство читателей не слышали в контексте со словом «Аллах». Происхождение этого корня слова «Аллах» не является выдумкой; его можно найти во многих словарях. (См. Ссылки для рекомендуемые арабо- английские словари).

       Имя Аллах также является звуком, и как звук его истинное значение состоит в том, чтобы прямо вызывать и указывать на непроизносимую сущность, стоящую за всеми Именами. Звук, который вы издаете, когда говорите «Аллах», представляет собой величайшее Имя или Сотое Имя, которое само по себе не имеет звука. Стремление найти единственный звук, являющийся величайшим Именем, оказывается не очень важным. Что может быть крайне важно, так это повторять звук «Аллах» и звуки всех прекрасных Имен Аллаха, чтобы вызвать прямое переживание сущности, которая является величайшим Именем.

       Другой увлекательной темой является сочетание звуков, которое используется в слове «Аллах». Два слога: «Ал» + «лах». Ал - это утверждение. Это определенный артикль в арабском языке. Если мы говорим о человеке как о «духовном полюсе», например, мы говорим аль-кутб, кутб.

      Ла — отрицание, слово «нет». Когда вы одновременно произносите звуки утверждения и отрицания, это указывает на нечто, что выходит за рамки разума. «Аллах» и утверждает, и отрицает. Это похоже на дзэнский коан. Рассмотрим коан Шестого Патриарха Дзэн Хуэй Ненгса: «Не думай ни о хорошем, ни о плохом, но скажи мне, каково твое изначальное лицо до того, как твои родители зачали тебя».

       Можно увидеть, что утверждение и отрицание взаимно компенсируют друг друга. Соединяя утверждение и отрицание, вы можете достичь неподвижной точки, которая включает в себя оба компонента и превосходит их. Эта неподвижная точка - есть вход в божественное, в Аллаха.

       Аллах (Бог) есть присутствие, за пределами всех утверждений и отрицаний. Он включает в себя отрицательное и положительное, отсутствие и присутствие, пустоту и полноту. Аллах — это бесконечное Имя, которое превосходит и включает в себя все положительные и отрицательные аспекты.

       Прямое соединение противоположных качеств в имени Аллаха вдохновляет на дальнейшие исследования. Следуя примеру этой конструкции, мы обнаруживаем, что в наших дискуссиях полезно сочетать явно противоположные божественные имена, и мы часто используем эти пары противоположностей в практиках, которые мы рекомендуем ученикам. Соединение противоположностей, называемое шейхом ибн Араби тазвидж, — это процесс, ведущий к интеграции и трансцендентности.

       Такой метод сопряжения эффективен для всех ис-уль-джалал и исм-уль-джамал, Имен силы и Имен красоты. Продвигаясь таким образом, мы часто приходим прямо к трансцендентной реальности и можем обнаружить изм-уль-камаль, или Имя совершенства, которое превосходит и включает в себя определенную пару противоположностей.

Придыхательный звук конечного «Х» в слове  Аллах является началом священного слога ХУ. Ху превосходящего как положительные, так и отрицательные элементы: Ал и ЛА. Слово «Аллаху» устанавливает модель, с которой можно смотреть на само единственное Имя божественного. Противоположности, входящие в имя Аллаха, производят определенное воздействие на ум, приводя к точке покоя, которая есть ХУ. ХУ называют тайной тайны, или сутью сущности, потому что она включена непроизносимой в сокращенной форме внутри Имени Аллах.

       Буква «х» является первой буквой слова ХУ и называется тайной тайны тайны, или сущностью сущности сущности… Мистики часто пытаются описать неописуемое, используя конечные выражения, чтобы предложить бесконечное.

       Суфии называют этот звук «Х» дыханием бесконечного сострадания, которым Бог создал вселенную. Божья любовь — это секрет ХУ. Священное предание (хадис гудси) Пророка Мухаммеда, в котором он говорит голосом Аллаха, гласит: «Я жаждал познать себя, поэтому Я создал небеса и землю дыханием бесконечного сострадания».

       Есть еще одно удивительное и необычное измерение имени Аллаха, которое могло бы решить огромную проблему, особенно в западном сообществе. Очень часто значение этого Имени, подобно концепции природы Будды или просветления, концептуально оформляется только в терминах Абсолюта. Он описывается как безграничная бесконечность. Но если акцентировать внимание только на этом аспекте, то такой подход часто приводит к дисбалансу в развитии учеников.

       Мы хотим подчеркнуть, что Имя Аллаха также предполагает принцип объективации. Слово «Аллах» имеет и другую форму: не будет ошибочным выражать звук как аль-илах, что означает обособленного Бога. Да, его можно произносить аль-лах, как мы это делали, но в альтернативной форме аль-илах  означает «Бог».

      Слово становится индивидуализированным. Илах раскрывает объективацию, а  это является важным аспектом божественности. Значение аль-илах можно осознать, когда вы становитесь интегрированными в своем собственном ощущением себя и познаете его как божественное проявление, неотделимое от истинного Я. Важно осознать, что слово «Аллах» содержит в себе как космическое, так и индивидуальное. Оба являются частью внутренней динамики слова. Конкретное применение зависит от того, на что делается акцент.

       Само Имя, как мы видели, заключает в себе и отрицание, и утверждение, и многое другое сверх того. Итак, когда мы исследуем это Имя, мы играем со всеми этими вещами. Мы играем с индивидуализированным Богом, космическим присутствием, отрицанием и утверждением и тем, что за пределами этого. Все это течет через эту вибрацию.

      Слово Аллах также является формой; это визуальная проекция. Буквы имеют форму. Если вы напишете это, получится потрясающий узор. Существует практика, называемая ирфан или марифах, что означает понимание на самом глубоком уровне души. Это медитативная практика с формой этого Имени. Человек пишет Имя Аллаха буквами света. Он оставляет отпечаток света в центре сердца, так что куда бы ни посмотрел духовный ученик, какие бы звуки он ни услышал, какие бы мысли ни возникали, все воспринимается как исходящее от Аллаха и идущее к нему. Как в арабском, так и в иврите считается, что мистическая форма, выбранная для каждой буквы алфавита, имеет внутреннее значение.

       Существует классическое суфийское учение о пяти Присутствиях, которое можно описать, взяв за основу Имя Аллах. Это учение основано на буквах в слове: алиф, лам, лам, алиф, ха. Говорят, что алиф относится к насут. Это царство материальной вселенной, где находится человечество. Первая лам относится к малакут. Буквально это означает ангелов, но рай, ад и все невидимые духовные миры содержатся в этом царстве. Вторая лам представляет джабарут, царство божественной силы. На самом деле это место, где мы находим проявление этих 99 Имен в качестве Имен.

        Второй алиф представляет лахут. Это мир Аллаха, насколько мы способны познать Аллаха. Есть хадис, в котором говорится: «Я такой, каковым воображает меня мой служитель». Итак, представляем ли мы Бога как Иисуса, Кришну, ветер или вселенную, именно эта конкретная формулировка и есть то, каким мы воображаем или идеализируем Бога. Царство лахут — это реальность Бога, каковым мы знаем Бога. Это то, как мы его индивидуализируем, и, согласно этой священной традиции, Бог утверждает бытие в этой форме. Хахут, последнее из пяти Присутствий, описывается буквой ха, обозначающей Бога, которого мы никогда не сможем познать во всей полноте,  окончательно. Это за пределами ума. Это то, как Бог относится к Богу: Это Самопознание Бога.

       Человечество использовало вариации слова «Аллах» в качестве имени Бога с протосемитских времен, задолго до эры мусульман. И евреи, и христиане на Ближнем Востоке используют Аллах как Имя Единого Бога, и делали это на протяжении тысячелетий. Его использование не уникально для ислама. Применялись и другие имена от того же корня, такие как Аллат и Аллаха. Даже слово «Эль» на иврите исторически совпадает со словом «Аллах». Сделать это утверждение не более сложно, чем сказать, что французское magnifique и английское magnificent — это одно и то же слово.

     Просто рассматривая звучание слова «Аллах», мы замечаем, что начальный звук «А» — это естественный звук сердца. Он открывается во вселенную, в бесконечность. Звук «Л» в слове «Аллах» — это мерцание или покалывание в сердце, называемое вуджилат. Звук LLLLL в практике зикра (воспоминание Аллаха через повторение Имени) оказывает такое влияние на сердце. Этот захватывающий звук иногда называют «мерцающим существом». Затем вы снова произносите «А», вызывая освобождение сердца, расслабление сердца.

       Таким образом, мерцание достигает сердца, а затем излучается обратно. И, наконец, вы произносите звук «Х», звук дыхания. Это дыхание бесконечного сострадания и начало Ху, превосходящее все качества. Буква х (ха) представлена в виде круга на арабском языке, и эта форма также является символом бесконечности.

       Звук — это универсальный язык, как бы он ни транслитерировался в какой-либо данный алфавит, и мистике звука будет отведено важное место в наших исследованиях. Мы стремимся подчеркнуть, что божественные Имена творят и продолжают творить, И это выходит за рамки лингвистических значений, которые мы им придаем. В этом смысле сакральный язык — это тот язык, который развивается в соответствии со звуковым воздействием. Мы могли бы легко сказать, что определения появляются после того, как были обнаружены эффекты звуков.

       Форма Корана в виде зашифрованной книги, содержащей 99 прекрасных Имен Бога на арабском языке, является лишь частью истории, которую необходимо рассказать. Универсальная сущность каждого божественного атрибута может быть показана через различные уровни звучания, встречающиеся в каждом слове. Доказательством этого является хадис, в котором говорится, что иногда откровение Корана было услышано Пророком Мухаммедом как звон колоколов, а иногда как жужжание пчел или пение человеческого голоса.

      Суфии говорят, что если бы у нас были уши, чтобы слышать, и слушать с открытым сердцем, мы действительно могли бы слышать, интерпретировать и понимать более глубокие звуки и универсальное послание, содержащееся в каждом арабском слове Корана. Это выходит далеко за рамки любых конкретных значений, содержащихся на обычных денотативных и коннотативных уровнях языка. Это указание на то, почему Коран называют «океаном смыслов», в котором каждый стих содержит сотни тысяч уровней толкования.

       Только внешние уровни смысла называются Кораном, или чтением, но когда сердце открыто для внутренних уровней смысла, это называется аль-фуркан, различающая мудрость. Глубочайшие смыслы называются аль-нуджман, что означает свет падающих звезд. Эти мистические значения переживаются как поток света, падающий с небес прямо в человеческое сердце. Именно такой мистический свет непосредственного опыта сообщает каждое прекрасное Имя на глубочайшем уровне.

       Все Имена Абсолюта, будь то на санскрите, пали, иврите, греческом, арамейском, арабском или других священных языках, содержат этот сущностный свет. Доказательство этому содержится в аяте Корана: «Мы не делаем различий между какой-либо из Книг и посланниками, которые  приносят их». Причина, по которой между священными книгами не делается различий, заключается в том, что все они указывают на одну и ту же сущностную реальность. И это правда, потому что все они исходят из одного источника, называемого Сохранившейся Скрижалью (аль-лаух аль-махфуд).

       Этот символ, также называемый Матерью Книг,  умм-уль-китаб, представляет универсальное послание единства, которое каждая священная книга содержит на самом глубоком уровне и является истинным источником. Так же как, с одной точки зрения, каждый из детей матери индивидуален, с другой точки зрения каждый ребенок по-своему «содержит» одну и ту же мать.

      То, что сохранившаяся скрижаль читалась на санскрите, иврите, греческом, арабском и т. д., является исторической случайностью. Такие чтения происходили исключительно с практической целью общения с людьми, принадлежащими к определенному месту и определенному времени. Хотя священные тексты в чем-то отличаются друг от друга, как дочери одной матери, с более глубокой точки зрения каждая книга раскрывает универсальное послание по-своему.

       Точно так же, как Новый Завет принимает Ветхий Завет, Коран принимает предшествующие ему книги. Корень Корана, Q-R-A, означает «собирать вместе», а также «читать». Основная функция Корана заключалась в том, чтобы собрать воедино и подтвердить то, что было раньше. В полной мере Коран собирает воедино все божественные знамения на небе и на земле. Слово, обозначающее главу Корана, аят, также означает «знак». В книге самой природы у нас тоже есть собрание знаков. Каждый знак есть Имя Бога.

       Интересно отметить, что у каждого арабского согласного есть семь различных возможных вариантов произношения в зависимости от знака гласного, поставленного перед ним. Первоначальный переписанный Коран, как и еврейская Тора, был написан вообще без знаков гласных. Сами гласные звуки считались священными. Позже было решено, что во избежание путаницы гласные будут полностью записываться на арабском языке. Но мы можем смотреть на все бесконечные возможности, представленные в книге без гласных знаков, как на еще одно указание на ее универсальное послание.

      Пророк Мухаммед сказал: «Все творение, все, что есть, включено в Коран. И весь Коран резюмируется в начальной главе, аль-Фатиха. Вся аль-Фартиха резюмируется в «Бисмиллях ар-Рахман ар-Рахим». Позднее суфии сказали, что все это можно свести к точке под буквой «Б» в слове «бисмиллах». Все духовные традиции объединяет одно: универсальное единство сущности, и это выражается точкой. Существует бесконечный круг, но внутри круга находится точка абсолютного единства. Она содержит все. Если вы расставите эти точки, вы получите все, что может быть написано во всех священных писаниях и за их пределами.

       «Бисмиллях» может буквально означать «Я жажду защиты во имя Аллаха». Но его более глубокое значение можно было бы выразить лучше: «Говоря «бисмиллях», я призываю актуализацию, присутствие Аллаха». С этой точки зрения 99 имен Аллаха являются призывом. Они являются призывом к присутствию Аллаха через разные имена, разные качества и разные эманации.

       Звук — это то, что объединяет весь этот дискурс. Даже корень исм означает звук. Начнем со звука. То же самое мы находим на иврите со словом шем. На иврите слово «небеса» — шмаим. Шем — это «звук» или «имя». То, что называется небом, есть место, где течет Имя.

       Будучи путешественниками на духовном пути, мы стремимся испытать как проявление Бога, так и трансцендентность Бога как единство. Большинство из нас застревают на стадии, когда мы воспринимаем проявление вселенной и всех ее форм как нечто отдельное. Однако проявление на самом деле не является отдельным. Оно индивидуально, но не отдельно. Все проявление пронизано одной и той же реальностью. Существует нераздельное утверждение, что и проявление, и трансцендентность являются истинной реальностью, что ни проявление, ни трансцендентность не являются истинной реальностью, и что истинной реальностью является полное единство. К счастью, за пределами этих интеллектуальных формулировок есть реализация. Природа сердца занимает центральное место в достижении единого взгляда.

      Шейх Джунайд учит, что сердце прекрасно в том, что оно способно «поворачиваться». Сердце может повернуться к нафсу и увидеть разделение, а может повернуться к руху и увидеть полный союз. И Нафс, и Рух имеют значение «Душа». Иногда их называют низшим я (эго) и высшим Я, или низшей душой и высшей душой, но оба слова означают душу.

       Прекрасное качество сердца в том, что оно может одновременно смотреть на разделение и единство души. Оно может видеть, как оба работают одновременно. Сердце способно принять одновременно и ваш опыт отделения от Бога, и ваше чувство единения с Источником. Вот почему сердце так важно в суфизме — потому что оно обладает почти безграничными возможностями.

       Священная традиция имеет подтверждение Аллаха. «Небо и земля не могут вместить меня, но может сердце моего любящего слуги». Все происходит в сфере сердца. Именно в бесконечном пространстве сердца существует возможность объединения ограниченного и абсолютного.

       Существует часто цитируемый священный хадис, в котором слышен голос Аллаха: «Я был спрятанным сокровищем и хотел быть известным». Что могли бы значить слова о том, что всепроникающая реальность скрыта?

             Один из ответов — высказывание, что скрытое сокровище — это непроявленный потенциал. Возьмем белый свет солнца. Когда вы пропускаете его ясный свет через призму, он начинает различаться. Так вы придете к пониманию высшей красоты и величия различения. До этого все, что нужно было знать, было чистой сущностью, содержащей все возможности. Но, рассматриваемый только как сущность, потенциал остается потенциалом. Еще не произошло дифференциации во всех своих способностях и  познания себя более полно.

      Можно сказать, что это все божественная любовная игра. Аллах влюбился, чтобы быть познанным. Влюбиться в воображаемые возможности означает, что Аллах начинает различать. Различные качества еще не проявились, но семена проявления уже стали предметом любви Аллаха.

       Священные звуки могут воздействовать на вселенную, активизируя все универсальное поле. Абсолют подобен чистому пространству,  ясному сиянию. Рассмотрим стакан чистой воды: если положить в него каплю вишневой эссенции, он станет красным. Если положить в него капельку мяты, он становится зеленым. Когда вы вкладываете в него определенный звук, все поле Абсолюта резонирует и при этом раскрывает градации того, что истинно означает каждое божественное Имя.

       Сифат, или божественные качества, — это звуковые формулы, и они имеют исторический контекст. У нас есть их понимание посредством нескольких хадисов, которые были организованы в 99 имен во времена Пророка Мухаммеда.  Но что мы знаем об их истории до этого времени? Говоря упрощенно, все отдельные силы, такие как виды сил, представленные ар-Рахманом, ар-Рахимом и другими Именами, рассматривались как независимые божества, которые стояли сами по себе. Это политеизм. Политеизм можно рассматривать как чистую множественность. Это концепция множественности без всепроникающего единства.

       Изменения, внесенные Пророком Мухаммедом и рассматриваемые как возрождение древней авраамической традиции, традиции ханифы, должны были возродить идею изначального единого сознания. Понять это означает увидеть, что божественные Имена не являются независимыми существованиями. Это взаимосвязь, или нисаб, как говорит Ибн Араби. Они описывают взаимосвязи внутри единства бытия. Следовательно, все божественные имена — это двери к единой сущности, к Аллаху.

      Имена вызывают отношения, которые раскрывают присутствие Бога. Они описывают, например, отношения влюбленного с возлюбленной. Это отношение между двумя отдельными аспектами единого целого, а не связь между двумя принципиально или внутренне отдельными вещами. Таким образом, великое изменение, принесенное Мухаммедом, было возвращением к сущностному единству.

       Буддизм Ваджраяны делает то же самое. В тибетском буддизме существует множество божеств (йидам). Но когда тибетские буддисты  делают практику на какое-то божество, в самом конце наступает необходимая стадия признания представлений божества невещественными. Они растворяют и превращают божества в то, что называется дхармакаей, или в том, что суфии называют Аллахом. Все это растворяется в бесформенном, подобно тому как все божественные имена растворяются в Аллахе. Тибетские божества, в конечном счете, нематериальны с точки зрения всепроникающей реальности. Нам это кажется просто другим способом достижения той же самой истины.

     Покажем это на примере  личности. Вы известны под каким-то именем, и это имя, можно сказать, обозначает вашу сущность. Но затем мы начинаем описывать вас как мать, жену, математика и так далее. Эти имена не разные вещи, которые привязаны к вам. Это ваши атрибуты. Они описывают различные отношения вашего существования. Точно так же священные Имена выявляют бесконечные, многогранные отношения, которые Аллах имеет во вселенной.

       Мы говорим, что существует 99 Имен, что выражено в 100 меньше на одно, на самом деле является кодом бесконечности. Сто — это число, выражающее завершение. Девяносто девять — это ограниченный способ обозначения бесконечного потока, поэтому не должно удивлять, что существует более 99 Имен, признанных Именами Бога. И большинство мистиков и суфиев говорят, что все имена — это имена Аллаха. Просто эти конкретные божественные имена, все из которых закодированы в Коране, были приведены в традиции для цели перечисления, которая предполагает бесконечность.

           Исторически Имена Аллаха также применялись как лекарство от болезненного, разъединенного, обыденного и запутанного существования. И исторически к ним обращались как к вспомогательным средствам для пробуждения божественного сознания. На протяжении веков эти имена были духовной фармакопеей, используемой истинными врачевателями сердца. Многие великие суфии говорили, что они — лекарство от всех болезней.

       Есть несколько прекрасных традиций пророка Мухаммеда, которые рекомендовали повторять весь список в качестве практики. В нем говорится, что тот, кто перечислит их все, спев полный набор, получит большую пользу. Есть несколько вариантов Имен, даже в этом списке. Мы напечатали наиболее широко распространенный рассказ Пророка о повторении всех этих Имен в Приложении А.

       Что замечательно во всем списке из 99 Имен, так это то, что, хотя мы, конечно, можем призывать любое отдельное Имя, мы никогда не можем изолировать его от Аллаха. Нам нужно постоянно помнить, что божественные Имена, описанные Шейхом ибн Араби, представляют собой сеть переплетенных отношений с божественным и никогда не могут быть изолированными сущностями.

       В этой божественной фармакопее Имен любое из них может применяться как лекарство от определенного состояния или как лекарство от ряда болезней. Однако обычно мы предписываем призыв пар божественных Имен, тесно связанных друг с другом. Врачевателю сердца важно знать, например, чтобы усилить эффект Имени, его следует декламировать вместе с Именем, выражающим его противоположность, когда это возможно. Также важно усвоить, что Имена, имеющие сходное божественное качество, часто действуют вместе в систематическом процессе роста.

       Вазифа — это термин, обозначающий духовную практику обращения к божественным Именам в качестве молитвы.

       Рассмотрим то, что в теологии называется вездесущностью. Короче говоря, это означает, что Бог везде: бесконечное присутствие. Это сложная тема. Но, сгруппировав вместе в группу все божественные Имена, обладающие качеством вездесущности, мы получаем новый способ понять это божественное качество. Мы можем не только проникнуть в суть всей этой группы Имен и проникнуть в более полное значение вездесущности, но, рассматривая каждое Имя в связи с семейной группой, конкретные значения также становятся более четкими. В целом в этой книге мы используем реляционный подход.

       Есть несколько важных семейств Божественных Имен, побуждающих нас к более полному пониманию. Они составляют прекрасное путешествие открытий, к которому мы искренне приглашаем вас присоединиться. Бисмиллях ар-рахман ар-рахим.

Перевод: Садананда Брамхачари