Операция

Людмила Нор-Аревян
     Описываемые события происходили в конце пятидесятых годов прошлого столетия.
 
      Евина мама несколько дней как закончила дома уборку, которую делала каждый год с особой тщательностью к Пасхе или к 1-му Маю. Обычно приглашала соседку, тетю Розу, и вместе белили обе комнаты и коридор. В квартире было печное отопление, и поэтому она считала своим долгом освежить стены после зимы. Потом все протирала и расставляла по своим местам уже с бабушкиной помощью. Пятилетнюю Еву после уборки больше всего впечатляли белые, чуть подсиненные, жестко накрахмаленные тюлевые занавески, которые сверху закрывали 2/3 окна и при дуновении ветерка, взлетали словно сказочные птицы.
 
     В большой комнате, наполненной светом, пахло еще свежей побелкой и уже знакомым Еве ароматом весны.  Был воскресный день, но папа – в командировке, бабушка ушла в гости к сестре. Мама с Женей, Евиным семнадцатилетним братом, о чем-то оживленно беседовали. Девочке нечем было заняться и она, как это иногда бывало, когда ей становилось скучно, бегала вокруг большого стола, стоявшего в центре комнаты, время от времени подпрыгивая на одной ножке. Когда устала, стала прислушиваться к диалогу. Мама была очень расстроена. Она сидела, опершись боком о спинку стула. Женя стоял в метрах двух от нее, весь взъерошенный, недовольный. Мама ему:
      - Получи хотя бы аттестат, я тебя очень прошу!
      - Мама я закончил учебу! Все! Мне она надоела хуже горькой редьки. Я уже сказал, что учиться не буду, у меня есть аттестат за 8 классов. Это все, что мне нужно. Мы с друзьями сдавать экзамены за 10-й класс не будем. Это решенный вопрос. Он не обсуждается.
     - Ну уж про твоих друзей я знаю. Ничего хорошего от них не дождешься. Почему ты берешь с них пример? Почему тебе не посмотреть на нас с папой, на своих двоюродных братьев и сестру, их родителей? Ты же восемь лет учился очень прилично. У тебя прекрасная голова! А как перешел в новую школу, схлестнулся с этой шпаной, по-другому их не назовешь, все хорошее, что в тебе было вместе с учебой все скатилось в тартарары. Ты говоришь, что тебе не нужен аттестат за 10 класс! А ты знаешь, – мама встала, подошла к сыну близко-близко и надрывно произнесла, - он мне нужен! Да! Мне нужен твой аттестат! –  стукнула себя два раза в грудь и расплакалась.
 
     Это были первые в Евиной жизни мамины слезы.  Ей стало особенно жалко мамочку, потому что она плакала тихо, не так как Ева обычно в голос. Немного успокоившись, глядя на Женю, зелеными, такими родными, любящими глазами, мама тихо и трогательно сказала:
     - Сыночка (обычно чтобы придать особое значение своим словам она обращалась к нему с ударением на первом слоге) обещаю, я в жизни тебя больше ни о чем не попрошу, но, если ты меня хоть немножечко любишь, - она вытерла рукой слезы и продолжила, - ты сдашь экзамены и получишь этот аттестат. А мы с папой постараемся тебе помочь.
     Еву все это настолько тронуло, что она, не зная, что такое аттестат, и не понимая почему маме он так нужен, отчаянно и возмущенно вбежала в комнату и накинулась на своего семнадцатилетнего брата:
     - Как ты можешь? Ты что, не любишь нашу мамочку?! Получи этот аттестат! Неужели ты не понимаешь, как он ей нужен?!
     - Уйди, без тебя тошно. Выискалась тут. Сами разберемся.
     Женя любил маму, всегда чувствовал ее заботу, тепло и не мог остаться равнодушным к ее слезам, которые очень редко видел. Да еще и эта малявка туда же.
     - Ладно, ма, обещаю. Я сделаю все что смогу. Честно. Слово даю.
      Женя взялся всерьез за подготовку к экзаменам в школе, хотя времени оставалось совсем мало. Иногда родители вникали в экзаменационные вопросы, чтобы помочь сыну. Он сдал все экзамены, правда на тройки, только физику на 4 и физкультуру на 5. Но получил, как понимала Ева, нужный маме аттестат. Радовалась вся семья: и папа, и бабушка. Оказалось, что всем нужен был Женин аттестат. Не только маме. Правда Ева, увидев невзрачную книжицу, была немного разочарована, но всеобщая радость ее тоже охватила.

     Через неделю мама спросила сына:
     - Сыночек, как дела с устройством на работу.
     - Мам, но мне же всего 17. Через год пойду в армию. Отслужу, а тогда на работу.
     - Нет, сыночек, так дело не пойдет. Папа работает, я - женщина, каждый день хожу на работу, а ты здоровый лоб, будешь целый год бездельничать? Тебе не стыдно?
     - А что, никто из друзей до армии работать не будет.
     - Многих из них осенью заберут в армию, а тебя - только весной. И вообще я о твоих друзьях не то, что слушать не хочу – я не могу о них слышать, понимаешь, не могу!
     - А если бы учился на дневном, я бы не работал.
     - Нет, это было бы совсем другое дело. Во-первых, ты бы получал стипендию. Во-вторых, одно дело вкладывать деньги в образование сына и совсем другое – в его безделие.
     - А куда я пойду? Уже пробовал - без специальности не берут.
     - Ты же не хотел учиться, мы тебе с папой предлагали учебу на любых условиях. Мама подумала немного и сказала:
     - Может через Петра Семеновича попробовать устроить тебя?
     - Попробуйте, - без особой радости ответил Женя.
     Петр Семеныч был папиным близкий другом. Работал он всегда и везде директором.
     - Могу устроить учеником столяра на мебельную фабрику, - поразмыслив сказал он. Родители обратились к нему еще с необычной просьбой: загружать посильнее и платить поменьше, им таким образом хотелось повысить ценность высшего образования.
      - Да… просьба необычная, но легко выполнимая, - улыбнувшись сказал Петр Семенович. Он прекрасно понимал Жениных родителей, потому что чувствовал, что и у него надвигалась аналогичная проблема с сыном.

     Мастер, получив соответствующую установку, относился к ней безупречно. Обучал ремеслу, но вместе с тем выжимал из него все соки, как просили. Жене приходилось переносить еще и доски, тяжеленные готовые изделия. Возвращался сын с работы уставший, гулять с друзьями ему уже не хотелось. А тем более, когда работаешь во вторую смену, какие могут быть друзья?..  Родители таким образом оторвали его от дурной компании. Проработав месяц, он получил за изнурительную работу гроши. За следующий месяц столько же.

     Ева слышала, как мама с бабушкой делилась своими переживаниями. Ей было очень жалко своего сыночка. Бабушке тоже было больно за любимого внука, ведь они его в войну растили, но она поддерживала маму, говорила, что все делается правильно.
 
     Прошло несколько месяцев. Утром, как обычно, папа отправился на работу. На остановке, где садился в трамвай, увидел сына. Женя выходил немного раньше на работу, а в то утро задержался на остановке, чтобы поговорить с отцом с глазу на глаз. Было прохладно, он стоял съежившийся, грустный, жалкий такой. Папа подошел к нему.
     - Что случилось, сынок?
     - Папа, мне очень трудно об этом говорить, но я понял, что вы с мамой были правы, мне нужно учиться.
     - Так, я опаздываю на работу. Ты точно решил учиться?
     -  И даже знаю где – в строительном институте.
     - Поддерживаю твой выбор. Иди сейчас на работу и оформляй увольнение. Я позвоню Петру Семенычу, чтоб тебя без отработки уволили. А вечером, после работы все обговорим.
     - Папа, мне тебе стыдно было говорить об этом, а маме – вообще не знаю, как сказать. Я так умничал перед ней!
     - Не волнуйся, я тебя понял, и она поймет, ты же знаешь, как она тебя любит,
- и улыбнулся, чтобы поддержать его.
     - Папа…
     - Я на работу опоздаю. Сделай, как я сказал, - и уехал.
     А вечером, когда все собрались, Женя сознался и в том, что сам не осилит подготовку к экзаменам в институт. Ведь он 2 последних года практически не учился. Родители и сами понимали сложность ситуации.
     - Женя, главное ты сделал выбор, - сказала мама, - и еще мы знаем, что ты слов на ветер не бросаешь. Мы верим в тебя. Не волнуйся, найдем репетиторов, ты подготовишься, сдашь экзамены и поступишь.
 
     Ева слышала из перешептываний мамы с бабушкой, что Женя наконец-то взялся за ум. Родителям, правда, пришлось взять деньги в долг на репетиторов, но все были счастливы: Женя усердно учился, наконец получилось вырвать его из дурной компании. Вскоре узнали, что двоих из его друзей посадили.
Несмотря на проблемы с деньгами, раз в неделю родители покупали шоколадку. Ева знала, что она самая маленькая в семье, и все лакомства доставались в первую очередь ей. Она как обычно развернула плитку и уже хотела отправить ее в рот, отломив при этом часть, чтобы символически поделиться со всеми. Но бабушка шепнула ей:
     - Ева, сейчас эта шоколадка нужнее Жене, ему приходится много заниматься, а шоколад помогает учебе.
Ева, не поняла, как шоколадка может помочь учебе, но, не раздумывая, отломила себе кусочек, а все остальное отдала бабушке, чтобы та правильно ею распорядилась.
     - Да что ты себе взяла такой маленький кусочек? – спросила бабушка.
     - Бабуля, я его разлюбила, - схитрила девочка.
     Но разлюбила Ева шоколад лишь на время подготовки Жени к экзаменам. Потом эта любовь восстановилась. Просто, отказываясь от шоколада, Ева в тайне чувствовала себя причастной к поступлению брата в еще непонятный, но очень нужный ему и родителям, институт.
 
     А Женя поступил и успешно закончил его. Он искренне был благодарен родителям, как он шутя говорил, за «успешно проведенную операцию».