Жители села Большое Подберезье

Александр Курлаев
Краеведение села Большое Подберезье невозможно без описания жителей этого старинного села, являющихся не только трудолюбивыми земледельцами но и искусными ремесленниками, мастерами своего дела. Небольшой отрывок из книги Юрия Юрьевича Шерстнева [1, Стр. 64-65], который входит в состав главы «Воспоминания о селе Большое Подберезье» поможет наглядно представить жителей села, их фамилии и виды ремесла.

В селе среди середняков и бедняков были умельцы - мастера своего дела Более 50 лет мастерски клал печки в избах крестьян села Фомичёв Илья Кузьмич. Сложенная им русская печь в доме пенсионерки Романовой Марии стоит до сих пор, на ней нет ни одной трещинки, стоит как полированная. А ведь ее сложил мастер более 70 лет тому назад! А мастер кузнечного дела Козлов Корней и его сыновья? Они могли сделать из металла, сковать все, что было необходимо в домашнем хозяйстве того времени. Их мастеровые руки могли изготовить любые подковы и подковать самого норовистого коня, который стоял у них в загоне как вкопанный.
Были в селе и свои искусные портные, которые шили одежду из покупных дорогих тканей и самотканки. Знатные шубы шили братья Кузьмины - Герасим и Кузьма. Братья Шалины - Данил, Матвей шили одежду разную, на заказ, носили шить к ним верхнюю одежду, а простые сарафаны, рубашки, штаны шили дома сами. Ведь портным надо было платить, а лишних денег взять было, как всегда, негде. Они тогда ох, с каким трудом доставались от продажи яиц, масла. Жители села баловали себя только по праздникам, в Пасху или во время болезни, а так всё везли на ярмарки.
Большая часть того, что было необходимо для повседневного жития-бытия, производилась в селе самостоятельно. Самодостаточны были, не ездили почем зря в Казань-город. Стояли ветряные мельницы, на которых размалывали зерно на муку. Владельцами ветряных мельниц были Агафонов Иван, Кускеев Никита, Гарин Семён, Миронов Никифор, Корнишин Иван, Лапин Михаил и Лапин Андрей, Тюленёв Степан, братья Буткины Павел и Андрей.
Кроме этого, они занимались продажей мелкого товара в окрестных селах и районах.
Была раньше на селе и круподерка, владельцем которой был Малюкин Евдоким. Лапин Андрей имел маслобойку, где из семян конопли и льна делали масло, из конопли - конопляное, из льна - льняное. Симчуговы Иван и Тимофей Васильевичи занимались выделкой из овечьих овчин шкур, из которых шили шубы и для мужчин, и для женщин. Были в нашем селе и крестьяне, которые занимались торговлей мануфактурой и другими ходовыми товарами. Таким был Буткин Павел, а Марков Сергей торговал керосином, ведь кроме керосиновых ламп (коптилок) другого освещения раньше на селе не было. А до того, в старину, были только лучины. Была на селе и своя шерстобойка, хозяином которой был Нагоркин Иван Иванович. Шерстобитную машину в движение приводила по ремню лошадь, которую запрягали и гоняли внутри большого сарая. Самым богатым человеком на селе был Малышев Яков Фёдорович. Он занимался крупной торговлей, имел большую пасеку, жатку, веялку, культиватор, трактор, несколько лошадей и самый большой дом, который он сам в коллективизацию и поджег. Всех этих крепких хозяйственных крестьян в 1929-1935 годах раскулачили и выселили из села. Некоторые семьи выехали навсегда, а у кое-кого семьи остались в селе. Тяжелое это было время. Ломались вековые традиции крестьянства, а взамен подсовывали упрощенное понятие классового равенства. Конечно, и тогда не все было так гладко и просто. Особенно трагичным было обобществление лошадей и коров. Завсегда они были кормильцами крестьян. Без них невозможна нормальная жизнь на селе. Ведь крестьянам, жившим веками своим подворьем, страшно было объединяться не знамо во что, а еще страшнее и горше было отдавать кормильцев всей семьи в чужие равнодушные руки. Хотя и говорили, что колхозы - это вроде будет как в древней общине, когда друг другу помогали во всем. Да верилось с трудом.

Литература

1. Шерстнев Ю.Ю. Исследование истории села Большое Подберезье. Историко-познавательный сборник. Издательство Тан-Заря. Казань, 2003. 96 с.