Глава 191. Моцарт. Двойной концерт

Валентин Великий
Вольфганг Амадей Моцарт
Концерт для 2-х фортепиано с оркестром №10 ми-бемоль мажор
Камерный оркестр «Academy of St. Martin in the Fields»
Невилл Марринер (дирижер)
Альфред Брендель (фортепиано)
Имоджен Купер (фортепиано)

karapyzik: Право, не знаю, какой еще «души» может кому-то не хватать в этом исполнении, которое представляется мне просто отличным! И «брильянтик» в финале сыгран здорово!

mendelbookinist: Не могу оторваться от этого концерта, подлинного гимна жизни, счастью и свету. Даже те намеки на драматические обострения, которые могли бы получить развитие (средняя часть в Рондо, например), остаются всего лишь не столь важными, почти что пустяковыми намеками, которые не способны оттенить жизнерадостную красоту этого остроумнейшего произведения.

«Концерт — подлинное воплощение счастья, веселья, брызжущей через край радости бытия и изобретальности. Вот оно — ярчайшее свидетельство того, как мало связана тайна творчества с биографическими событиями: ведь возник концерт в пору самых жестоких жизненних разочарований», — пишет Альфред Эйнштейн в своем капитальном труде «Моцарт. Личность и творчество».

Раньше я часто думал над тем, что является моей музыкальной Библией. Было много вариантов, но ни на одном из них я не мог остановиться. Сейчас ответ для меня однозначен: клавирные концерты Моцарта. С этой музыкой невозможно расстаться, ее невозможно исчерпать. Даже когда все надоедает, ничего не хочется ни делать, ни слушать, все равно эти концерты сохраняют свое воздействие, возвращают интерес к жизни, помогают отряхнуться от эмоционального равнодушия.

Потому что это и есть сама красота, тот музыкальный абсолют, который освещает путь другим великим произведениям. Эта музыка, которая воздействует на тебя вне зависимости от того, чем ты являешься в ту минуту, когда ее слушаешь. Она вне времени и пространства, вне любых категорий и обобщений.

Эйнштейн писал о том, что слушатели, которые доросли до понимания клавирных концертов Моцарта, — лучшие слушатели в мире. Пожалуй, с ним нельзя здесь не согласиться. Слушайте эту музыку, наслаждайтесь ею, лелейте ее. Отдача будет огромной.

karapyzik: Категорически согласен! Я уже давно и безоговорочно убежден, что клавирные концерты Моцарта — это, по словам Петра Ильича Чайковского, — «высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки».