2. Алтай

Фёдор Тиссен
В христианстве и в иудаизме Земля Обетованная фигурирует как дар Божий, данный в наследие потомкам Авраама. Пустыня Израиля не самое лучшее место на Земле.
Самой лучшей землёй для многих народов был Алтай.

Географически он расположен в центре евразийского континента, этнографически на стыке четырёх самых великих культур: христианства, мусульманства, буддизма и древнего язычества.

Политически Алтай расположен на стыке четырёх государств: России, Китая, Монголии и Казахстана. По территории Алтай в четыре раза больше, чем Альпы. Самая красивая часть Алтая расположена в России. Конечно, на вкус и цвет товарищей нет, но самые первые русские переселенцы основывали свои сёла в местах надёжных для жизни. Был ещё один фактор в том выборе. Место должно радовать глаза и душу. Место для счастливой жизни.

Министерство счастья. Есть такое в королевстве Бутан, единственное на всём белом свете Министерство Счастья. Оно реагирует на жалобы жителей страны и реализовывает их мечты. В пределах возможного, конечно. Фантастика. Жителям Алтая не нужно было такое министерство. Они строили счастливую жизнь для себя и своих потомков сами. И на протяжении нескольких поколений им никто не мешал в этом.
Если искать основную нить рассказов этой книги, то, наверное, эта тема и будет главной. Как найти своё счастье? В чём оно заключается? Как до него добраться? Об этом спорят философы, политики, поэты и писатели.
Человек рождается в муках, но зарождается в счастье, потому и создан он для счастья. Конечно, не всё в своей судьбе мы определяем сами. Оглядываясь назад, могу сказать, что для счастливой жизни все возможности у меня были. Почти везде и всегда. Жаль, что я их не всегда замечал.

Основная тема этой книги - история развития туризма на Алтае, как новой сферы производства, которая стала основным источником дохода моих земляков и сильно изменила их образ жизни. В этой истории было много с виду незначительных моментов, которые  глобально определили судьбу моей малой родины. Важность этих моментов я слишком поздно осознал.

В моих рассказах нет надуманных историй, нет определённого литературного стиля. Как отец, как дед, как брат, как шурин, кум и сват, как друг, как учитель и как журналист я с каждым старался найти общий язык. В этой книге я говорю серьёзно о смешном, весело о грустном, просто о научном и научно о простом.

В книге много информации, которая может показаться интересной всем, кто интересуется историей, краеведением, психологией, наукой о воспитании и политикой.
Воспримите это как свободный полёт в прошлое на машине времени. Так легче понять связь времён и народов