Файзи Шаган. Воспоминания старого человека

Всеволод Малахов
"Файзи Шагана я знаю с 90-х.Он был тем старшим другом о котором мечтает каждый мальчишка.Главным,но не единственным его достоинством была огромная коллекция военной миниатюры.Сотни и сотни солдатиков всех стран мира,замечательно раскрашенных,почти как настоящих,а не то пластиковое убожество,которое продается в магазине.Он их показывал,объяснял,кто и чем вооружен,сравнивал преимущества и недостатки вооружений.Он хорошо разбирался в холодном оружии и в военной истории.Знал множество сказок и легенд.Он вообще возился с мальчишками с соседних дворов три раза в неделю проводя тренировки по борьбе на спортивной площадке,пока не наступали серьезные холода.Тех,кто хорошо боролся,у кого получалось,он отводил в клуб боевого самбо.Некоторые стали настоящими спортсменами,призерами.В те годы ломался наш мир,а родителям как всегда было некогда и Файзи практически заменил нам родительское воспитание.ему мы верили больше,чем отцам и если он не одобрял курение или алкоголь,то мы не курили и высмеивали тех кто пьет.Благодаря ему многие не пошли по кривой дорожке. Меня,Сашку и Володю Файзи отвез в Исторический музей и устроил заниматься в кружок,навсегда заронив во мне любовь к истории России. А ребят постарше привлек в поисковые отряды,они ездили в Смоленск и искали захоронения ВОВ,фотографии привозили.То,что он известный ученый и владеет несколькими языками я узнал намного позже.А потом в блогах майл.ру появились его воспоминания.Я все не находил времени их прочитать,поэтому скинул на флешку.И,как я теперь понимаю очень хорошо сделал. Майл.ру ликвидировало блоги.Многие потеряли свои записи. Майл.ру сократило страницы музыки до трех и я потерял уникальную коллекцию бардовских песен и шансона 40-70- х годов.Такого мне больше не найти.Я выкладываю воспоминания Файзи Шагана,потому ,что больше их нигде нет.А сам он это сделать уже не может,недавно его не стало.Как и многих пожилых людей его забрал короновирус. Я помню сколько некрологов было по телевидению,старые артисты и ученые уходили десятками.если не сотнями.Царствие им всем небесное.Я всегда буду Вас помнить, шейх Файзи. "







Вчера ночью, в Страстную Пятницу христиан как будто железным холодным обручем сжало мою грудь и заболело сердце.Прихватило меня сильно,так сильно,что я не смог взять телефон с тумбочки или дотянуться до лекарств.Я просто лежал и ждал,боясь глубоко вздохнуть.К утру отпустило и я понял,что такое счастье старика.Счастье это когда проходит боль.

Я всегда думал,что же чувствует человек,когда он достаточно стар,когда ему за 70 или за 80.Каково это знать что еще год или два и всё. Как это наверное горько и обидно.Сейчас мне намного больше ,я прожил хорошую жизнь.Мои руки больше не тянутся к этой жизни,к её блестящим елочным игрушкам.Все игрушки давно разбились,я устал. И мне уже всё равно когда.

Все свое время я только и делал,что нанизывал события  жизни на нить судьбы. И теперь мне интересно,как Аллах оценит мое ожерелье.Когда Он позовет я ни заставлю его ждать ни одной секунды.

Я происхожу из остатков  древнего народа.Мои предки жили в Средней Азии и на Кавказе, в Иране и в Китае. Мы сохранили язык и обычаи, хотя местные везде нас принимали за своих. Антропологи говорят что в бассейне Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи живут остатки многочисленных народов.Каждый со своим языком и самобытностью.Об их истории,откуда они появились, неизвестно ничего.Но я думаю.мой народ раньше был великой империей.В нашем языке есть  бюрократические термины и терминология относшаяся к  сложному государственному и социальному устройству,математике и астрономии и медицине.Так и айсоры живущие в Москве это потомки ассирийцев и вавилонян.но они это хотя бы помнят,а мы забыли. Мы выживали долгие тысячелетия среди чужих народов и научились выживать.Когда в Средней Азии укрепились Советы  мы перерезали свои стада и пошли в батраки к новой власти. К нам отнеслись хорошо.Мы были бедные,а значит свои.Хотя часть наших ушла в Иран.А мы, мы жили и работали,учились и убирали хлопок и пасли скот.К нам особо не лезли и мы были этому рады.

Я родился в начале прошлого века в необъятной степи в сердце Евразии.Мне было восемь лет,когда русский солдат рассказал нам.детишкам,про телефон.Говоришь в трубку,а тебя слышат за десятки верст. Мы поняли,что он добрый человек, потому что шутит с детьми. Мы ,конечно не поверили ему. А теперь я держу в руке маленькую коробочку и это телефон.А у него даже нет провода.Жизнь тогда была трудная,на базаре цены на еду огромные.До 1935 года были карточки.Люди работали чтобы есть,чтобы получать паек.Еще давали табак и какие то вещи.  А мы тогда воровали рис и зерно в старом городе.Был голод.Я помню,что в детстве,мне постоянно хотелось есть.Проделаешь дырочку в мешке и бежишь за арбой, а в шапку тонкой струйкой течет рис. Возницы почти всегда делали вид,что не замечают.Перед базаром мы отставали и несли рис домой. Время было неспокойное. Советская власть распространялась на расстояние выстрела уполномоченного сидящего в своей конторе,а дальше была степь. Степь где власти не было вообще.А знаете.какое было самое страшное слово в те времена на базарах и площадях.в городках и аулах Туркестана? Усы. Усы- так звали Фрунзе.кто то шепнет -усы и город замирает.все прячутся и разбегаются с базара.что же они творили эти всадники нового Чингизхана. Ловили басмачей,а если не моли поймать то доставалось всем.И если басмачи успевали уйти за кордон,то они всё рано привозили трупы и складывали на площадях. Чьи трупы? Тех кому  повезло меньше чем басмачам...Поговаривали .что Фрунзе отправил в Москву телеграмму,что банда басмачей в количестве 7 000 штыков уничтожена и трупы лежат в назидание на городских базарах,а ему пришел ответ...Какие 7 000 тысяч? В банде было триста сабель и она ушла за границу..выглядит как анекдот,но я это видел.


Сегодня на бульваре я встретил Юлю. Ей 82 года, раньше она была учительницей,.а теперь похожа на трогательную черепашку с подслеповатыми глазками  и длинной морщинистой шеей. Она помнит многое,предвоенную Москву и выпускной вечер 21 июня на Красной Площади.Молодых людей в черных брюках и белых рубашках с фотоаппаратами на плече и девушек в приталенных платьях с рукавами фонарик, предвкушение счастливой жизни и речь Молотова из громкоговорителей, окна заклеенные крест на крест,карточки,войну и победу. Салюты в Москве и красные флаги первого мая, стройки и новые дома.Институт и свой первый класс,который она учила,субботники и запах жженой листвы весной,речовки и пионерские барабаны. Фестиваль молодежи и студентов и полет Гагарина в космос,холодильник Розен Лев,огромный,белый и получение однокомнатной квартиры в новом,пятиэтажном доме.Катки под музыку и лыжные походы с классом,педсоветы и двоечников. Поездку в Болгарию.фотографии учеников дома  над рабочим столом и множество лиц.мужских, женских, детских. Друзья и коллеги,родственники и любимые,прочитанные книги и любимые фильмы и отдых в Туапсе.Песни Высоцкого с затертых кассет и похороны Брежнева.проводы на пенсию и учеников,таких взрослых и солидных людей,которые иногда заходят в гости. Лица,события,эмоции все это живо в ней. А когда её не станет,то куда все это исчезнет? Не будет её и не будит ничего этого, исчезнет целый мир ? И никто не вспомнит,что она жила на свете, не вдохнет свежий воздух Москвы тридцатых.Москвы умытой дождями ,медовый запах лип с легкой горчинкой угольного дыма? Никто не вспомнит,что это вообще было.или Аллах сохранит навсегда эти воспоминания в вечной памяти своего сердца.И ничто не исчезнет.ни что не пропадет просто так.

Когда я был совсем молодым. я нанимался на весну и лето батрачить к состоятельным людям. Это не одобрялось властью.Батраков держать запретили.Мы делали это тайком,батраки пасли скот на дальних пастбищах. Мой хозяин расплатился со мной по осени и показал путь каким я должен был выйти к железной дороге.к дальнему перегону,чтоб и тень подозрения не легла на него. Он заплатил честно,он не был злым человеком,а был просто   политически не зрелым.Я шел по дну высохшего соляного озера и переночевав в степи должен был утром выйти к железной дороге.Я устал и когда пошла колючка и мелкие сухие кусты набрал веток и разжег костерок.Расположившись на ночлег.еще было довольно светло и я издали увидел двух человек идуших ко мне от железной дороги.Они шли медленно.иногда останавливались поправить поклажу. Я дождался их у костра и когда они подошли встал и поклонился.Это были два пожилых человека, можно сказать два старика,халаты на них были хорошие.не новые но хорошие,на ногах крепкие сапоги,за спиной котомки.Они начли кланятся в ответ и у одного из них разорвался пояс и в пыль посыпались деньги.Золотые царские червонцы,они сыпалисьи сыпались, а я смотрел не в силах оторвать глаз.Старик не сделали ни движения,ни попытки подобрать  монеты растекшиеся золотой лужицей у их ног.Только второй сунул руку за отворот халата. Я начал медленно отходить от костра...так я отходил и отходил пока не оступился и не скатился в солончаковую яму.Я вылез и сел на её край.я не мог уйти от золота. одной такой монеты нашей семье хватило бы на зиму. Десятка монет хватило бы на долго, а там их было...я даже не знаю сколько .может и у второго тоже были монеты, может они были и в котомках.Весь наш род мог снова стать богатым.я сидел и думал и мысли мои были мыслями бандита и убиийцы. Я боялся этих мыслей, ведь я привык считать себя хорошим человеком.Я хотел убежать от них и от костра,убежать в степь,но я не мог уйти от золота.Просто не мог.золото завладело мной .Так я мучался всю ночь.У костра мелькали два силуэта.Потом остался один,очевидно он караулил сон второго. А я все смотрел и смотрел на свой костерок, он был недалеко.метрах в ста.Ночь была лунная,возможно и они меня видели.Под утро я заснул.Когда я проснулся их уже не было.У теплого еще костра я нашел красный матерчатый узелок.А в нем,в расшитой золотыми нитями  платке лежали половина лепешки и толстая пачка советских денег. Теперь я знал силу шайтана и знал какие острые у него когти. И что сам человек его первый помошник. Я знал, что таится у меня на сердце.. и что человеческому разуму нужна узда, чтобы справится с собой. Никакие деньги не стоят человеческой души и никакие деньги не нужны через кровь.

Раз в 60-80 лет,может немного чаще,в степь приходит смерть. Зимой льют ледяные дожди и вся степь покрывается толстым слоем льда.Скот не может достать из под него траву и погибает.Потом погибают люди. Те,кому удалось выжить или во время откочевать долго помнят такую зиму. Потом их внуки сталкиваются с такой зимой и тоже помнят её,если выживут.Но в этот раз Советская Власть в степи уже крепко стояла на своих молодых ногах.На тридцати машинах мы пошли в степь. Мы везли муку и рис,мясо и рыбу,чай и сахар.мы везли керосин и корм для скота.И мы знали,что на помощь нам идут грузы со всей страны и готовятся новые машины и новые люди проверяют моторы и грузят в кузова автомобилей тяжелые мешки.Мы пришли во время и привезли продукты.Пять машин не дошли, осталось в степи и люди потом на руках перетащили их  полезный груз в свои стойбища. Вы не представляете,какое радостное чувство владело нами.Как пела душа и казалось она порхает на крыльях счастливая от охватившего чувства райского блаженства.Наша совесть умеет не только корить и мучить человека за плохие поступки,но и награждать его небывалой радостью за сделанное добро.Это испытали мы все, все,той зимой ушедшие в степь с караваном машин. И при воспоминании об этом меня до сих пор охватывает чувство светлой радости и счастья.Это чувство приятнее запретного вина,ради этого стоит жить, мне жаль того,кто ни разу не испытал такого восторга души.

Река воспоминаний течет перед моим внутренним взором.С маленького ручейка детских впечатлений начинается она.Я помню немногословного отца и чувствую его руки возложенные на мою голову для последнего родительского благословения.Я помню ласковую и тихую маму и её слезы.когда она смотрела на меня в последний раз. Родители ушли рано.Эту болезнь называли по разному...испанка....повторный тиф...синий тиф.Врачи тогда мало знали про нее,не знают и сейчас.Тогда умерло очень много народа.Точно никто не скажет сколько.Если в Европе трупы еще как то считали,то в азии статистики не было вообще.Я тоже болел,но выжил,помню,мне постоянно не хватало воздуха,я задыхался ,а на щеках у меня были черные пятна.Но Аллах приготовил мне долгую жизнь и она проносится перед моими газами потоком воспоминаний.Поток разрастается и готовится поглотить меня своими жадными волнами.Но вспоминаю я в основном две вещи. Людей,которые сделали для меня множество добра и то незначительное добро,какое я смог сделать людям.Всё остальное забылось,а значит и не было важным.У меня 358 научных публикаций посвященных истории,обычаям, фольклору Азии.Несколько интересных теорий и гипотез.Исследование преданий о Ходже Насреддине.Я выделил оригинальное ядро из общих легенд Востока,относящихся к другим персонажам.Но,кому это интересно и нужно.Десятку другому специалистов и сотне-другой студентов.Возможно мои статьи и монографии и помогли им,а возможно и все вообще запутали.Но я помню искренную радость и благодарность старой женщины, когда мы с мальчишками привели ей потерявшуюся козу. Молоком она поила  маленького внука в те голодные годы.От нее исходила живая волна добра и я на всегда запомнил это чувство. Одно сделанное добро стоит дороже сотни написанных книг. Я помню как в техникуме на общем собрании мне решили купить пальто,потому,что у меня не было теплой одежды. Помню русского железнодорожника,отца многодетной семьи,который приносил нам с бабушкой рис и мясо два раза в месяц.когда получал сам.Помню до сих пор человеческую несправедливость и обиды.Они тоже запомнились накрепко. Как то мы, пехотинцы, хотели заночевать в школе.Одно крыло ее отапливалось,а второе было с разрушенным потолком.В отапливаемое крыло нас не пустил капитан артеллирист,он ждал на ночлег своих солдат и мы мучились в продуваемом классе и с поврежденной крыши на нас текло.Капитан не пустил нас даже обогреться,а его солдаты так и не пришли. Но добра я помню намного больше . Поэтому наш мир еще не погиб. Добра всегда больше и добрых людей больше чем злых.Просто злые заметнее.

С годами жизнь выцветает и прежние удовольствия уже не радуют.Деньги,подарки, удачные находки в работе и верные решения уже не горят в душе сильным светом счастья,а зажигаются на секунду тусклым фонариком с севшей батарейкой.Правда и потери и неудачи уже не приносят того сильного огорчения, как в юности. Жизнь становится серой и безвкусной.Если это мудрость опытной старости, то я бы предпочел глупую и живую юность,жадную до удовольствий,соревнований и побед.Уставшей от жизни душе не принесёт отдыха никакой сон,кроме вечного.

Я помню как в степь пришла Советская Власть, а вместе с ней учителя и врачи.Я помню как Фрунзе уничтожил басмачей,я видел это в детстве.Я помню как давили Джунаид-хана и Мамадин-бека и как со своим отрядом сдался курбаши Ахун-джан. Сколько потребовалось героизма,подвигов и крови что бы покончить с ними. Я видел  богатства открытые в мертвой степи для народа.Нефть и золото,медь и молибден, свинец,цинк,хром,железо,фосфориты и сульфаты.Под верблюжьей шкурой степи оказались несметные богатства.Добыть их стоило колоссального труда, нужны были ресурсы и приспособления и десятки тысяч специалистов  и обученных рабочих. Люди посвящали свои жизни степи.Люди со всех городов России, ученые,талантливые и упорные и умеющие обучить бывших пастухов и батраков.Это сделали.Потом я видел как степняки стали уходить на Грозную войну и многие не вернулись.Навсегда оставшись под Москвой,Сталинградом,Берлином.А на работах их заменили женщины,старики и дети.,а в степь стали потоком привозить эвакуированных. После войны за степь взялись серьезно.Эшелонами стали поставлять оборудование и станки их сгружали на конечных станциях и многие грузы годами лежали не разобранные друг на друге.Пришли в степь и военные.Огородились колючей проволокой и стали строить свои стрельбища.Ракеты летали над степью,крепя мощь страны на страх всему прогрессивному человечеству. Расцвели  старые города и появились новые и все жили одной большой семьей и местные и эвакуированные и переселенные и сосланные.Высшее образование уже не было редкостью.а среднее стало обязательным и больше никто не голодал.Исчезли и страшные болезни, а дети степи покорили космос и стали героями.Казахи,узбеки,киргизы.Мы все гордились ими.
Недавно я встретил человека из степи, гастарбайтера, одного из тех,кого по телевизору стыдливо называют иностранными специалистами,а в милицейских сводках лицами азиатской национальности. Я спросил его о том,как они живут сейчас. -Сейчас ,мы  освободились от оккупации русских, мы наконец то живем,как деды жили. Баи народ по степи нагайками гоняют.А про то,что было по другому никто и не вспоминает.
 


Когда я писал,что ничто не радует старика,я писал только о созданном человеком.Созданное Аллахом радует в старости еще сильнее.Владимир Семенович Высоцкий великий русский поэт,создавший в своих произведениях Энциклопедию русской жизни 40-80-х годов, очень любил летнюю Москву в 5 часов вечера,когда растаявшее солнце ласкает город перед приходом ночи.А замечательный антрополог Карлос Кастанеда,выдумщик и пижон,называл сумерки "Трещиной между мирами. "И если город в сумерки прекрасен,то степь просто волшебна.Степью надо любоваться именно тогда,когда все изменчиво и неясно.Еще я очень люблю теплый московский дождь весело шлепающий по зеленой листве,ты смотришь на него,смотришь на нахмурившееся небо и знаешь,что дождь ненадолго, что пройдет немного времени,совсем чуть чуть и выглянет веселое солнышко  и дети выбегут шлепать по лужам.
И как в детстве и даже сильнее восхищает меня чудо Рассвета. Созданное аллахом прекрасно и не тускнеет со временем, его не покрывает копоть и ржавчина,как вещи созданные человеком.Но и человек проявляет себя достойным Аллаха,когда говорит другому добрые слова поддержки или сочувствия,особенно,когда их не ждешь.Такие слова проникают в душу и освещают ее,как ласковое солнце, вечно молодого рассвета.

Прекраснодушные, и наивные писатели.зачастую льстят человеческой природе.И так как книги это растиражированные заблуждения, то читатель столкнувшийся с реальной жизнью корит себя,что он не такой смелый,как литературные герои.Недавно я прочитал автора,написавшего что за всю свою жизнь он никогда не испытывал страха за себя,боялся только за родных и близких,а так,был как скала.Абсолютно бесстрашным в любой ситуации. А я свой самый большой стах испытал именно за свою личную жизнь.не за родных и не за близких,а за себя, такого незначительного и хрупкого,мягкого,теплого и пока еще живого.Война шла уже два года,но для меня она началась в тот день.когда меня призвали.В новой,топоршашейся ,еще не обмятой форме нас выгрузили из вагонов и погнали быстрым маршем из городка через привокзальную площадь и жилые районы.Летом город должен был утопать в зелени садов.Я подумал.что в таком городе было бы хорошо жить.Но сейчас его оставляли,шла эвакуация. Мы прошли по деревянному мосту широкую неторопливую реку и  наш взвод занял позицию левее брошенной деревни.Хотя,может там кто то и был.но не высовывался.Я не знаю.Впереди нас было неширокое поле,за ним прятался лесок,весь в желтых пятнах песка от вырытых и брошенных окопов,а слева к нашим позициям подползала редкая рощица. Лейтенанту рощица сразу не понравилась. Нам очень повезло с командиром,он был хороший русский мальчик,окончивший настоящее училище,а не ускоренные курсы,он знал как воевать и умел воевать.Из-за неё то,из-за рощи,которую не одобрил лейтенант и появились танки.Они как-то неожиданно оказались близко к нашим окопам.Их было два и первый выстрелил. Выстрел разворотил землю прямо за нашими спинами.Я замерев смотрел на приближающуюся смерть.Слева и справа солдаты стали вылезать из окопов и отползать к деревеньке.Некоторые побежали  пригибаясь. В окопе остались лейтенант,старшина и я.Я не убежал потому,что не мог пошевелиться. Мое тело окаменело от ужаса,я даже слюну не мог проглотить.Во рту пересохло.А лейтенант спокойно зарядил противотанковое ружье,аккуратно прицелился и не торопясь выстрелил. Он подбил танк,попав ему в гусеницу.Второй танк развернулся и стал уходить за рощу.Бой закончился. Стали по одному,по два возвращаться воины. Старшина встречал их ударами черенка от лопаты, а лейтенант,хороший русский мальчик, сказал мне.что я герой.Я был очень рад,что не намочил штаны,а то бы он увидел,какой я герой.Я бы хотел сказать,что победил свой страх и больше не боялся,но это было не так. Я боялся перед каждым боем.До самого конца войны.


В детстве, в самом раннем детстве,когда я в первый раз увидел себя в зеркале,я очень удивился. Я ожидал увидеть лысого горбоносого старика с торчащими ушами,а увидел ребенка. Мне снился этот старик ,в своих снах я был этим стариком.Я не знаю,что это было, то ли воспоминание о прежней жизни, жизни бывшей до моего рождения, то ли предчувствие будущего. Теперь все нормально,теперь я вижу в зеркале лысого старика и не сомневаюсь.что это я.достаточно посмотреть в паспорт.А жизнь, она прошла так быстро,что толком я её и не заметил. В детстве день тянулся необычайно долго и жизнь казалась вечной. Потом годы стали идти быстрее и быстрее и наконец посыпались сквозь пальцы так быстро,что я уже не успеваю их считать.У моей дочери внуки,а мои сыновья седые старики. Как же быстро все прошло.Какая же она все-таки короткая - жизнь.Но в старости есть одна вещь,которой нет в юности,это утешает жадных стариков. Ведь они точно знают,что не умерли молодыми и судьба дала им прожить,все отпущенные дни.Не обманула.


Продолжение следует.