О Робинзоне Крузо замолвлю я слово...

Екатерина Романова-Марголи
Приключения Робинзона Крузо - произведение Д. Дефо ставшее классическим. В детстве я читала эту книгу, меня она захватывала, мне она нравилась. И теплые страны, море, остров, ну и герой конечно.
Поскольку я сейчас переехала на хутор, то вечерами появилось больше время для чтения. (Да и сама в какой то степени стала "робинзоном").
Повинуясь некой ностальгии, я решила перечитать книгу об отважном Робинзоне и его приключениях.
Она меня неприятно поразила. У меня стало формироваться несколько иное мнение о герое книги. В начале я стала искать в поисковике, в интернете есть ли еще подобный взгляд на эту книгу и героя, но не нашла.
Опишу свое новое видение Робинзона.
1) Робинзон одержим компульсией (непреодолимым желанием) к морским путешествиям. Причем никак не обосновано. Замени "я хочу плыть в море" на "я хочу шагнуть с крыши" изменится не много. Даже сам персонаж это объяснить не может. Но высказав эту идею своим родителям он из упрямства начинает "быть правым"! Отстаивать и настаивать на ней, не смотря на то, что дважды попадает в шторм у берегов Англии, и это ему очень не нравится!
2) То, что Робинзон не против рабства - это ерунда. Это писали другие авторы, но рабство - это реалии того времени.
Он против рабства в отношении самого себя, но охотно берет себе в услужении мальчика, с которым сбегает от мавров. Что не мешает ему потом продать этого мальчика капитану, который перевозит его с его вещами в Южную Америку. Между делом Робинзон оправдывает это тем, что "мальчику понравилось у капитана". Ладно.
3) Я даже не упоминаю, то, что Робинзон Крузо превратил в слугу спасённого им человека и назвал его Пятницей. Об этом тоже писали в интернете возмущенные читатели. Во всяком случае это деяние было по обоюдному согласию сторон.
4) И снова рабская тема, - само путешествие на корабле от берегов Южной Америки на поиски новых африканских рабов... Вроде бы всё в духе времени, но тем не менее интересный нюанс из жизни героя, который вызвался быть проводником к искомой цели.
5) Но самое главное - основная мотивация Робинзона Крузо вплоть от кораблекрушения - это страх. Его мотивирует страх разной градиентной силы. Чтобы он ни делал, он делает из страха: вытаскивает вещи из корабля на остров, строит дом, укрепления, перепрятывает мешочки пороха и почти все другие действия.
Вы можете сказать: он борется за жизнь и делает это последовательно и методично! Можно и так сказать, но автор не скрывая пишет от имени героя, что "меня мучает страх" и "от страха я не спал две ночи" и много подобных высказываний.
Жизнь это дело отличное, но когда жизнь превращается в нервическое поведение по собственной самозащите, в ужас от неведомых врагов, всё со сгущенными красками, становится немного дико.
В жизни есть помимо страха за свое бренное тело и другие эмоции - интерес, веселье, храбрость, в конце концов...

Подведу итог.
Книга интересная, спасибо Д. Дефо за то, что он ее написал. В детстве было приятно ее прочитать (и не один раз!).
Но если вы не желаете разочаровываться в чём то, что очаровало вас в детстве, не перечитывайте это в более зрелом возрасте. Увиденное может измениться.
Спасибо.