Композитор Русского барокко Джон Филд. Ноктюрны

Зера Черкесова 2
  Илл.:Вид Монплезира в Петергофе. Автор работы:русский живописец18ст. Щедрин Семён Фёдорович.

 Композитор Русского барокко Джон Филд. Ноктюрны и живопись 18в.

Статья написана полностью под прослушиванием музыки Джона Филда, в течение всего часа звучания с вкладки в браузере, список произведений ниже. Это интересный опыт:писать иногда под музыкальным сопровождением, но не всякая музыка подходит для этого. Музыка ноктюрнов Джона Филда подошла, под нее можно размышлять, писать, отдыхать, недаром она была очень популярна в И это свидетельство того, что музыка это материя тонкая и точная:то, что нравилось нашим предшественникам понравится и нам, если преодолеть первоначальный барьер восприятия культуры прошлых эпох. В течение нескольких десятилетий 18 века ноктюрны Филда, как и его фортепианные концерты, были любимыми произведениями, а заново обрели известность во второй половине 20в.
 
Моя статья восполнит, надеюсь, скудость лит. источников на русском языке об иностранном композиторе-классике, которого можно поставить в ряд с Джузеппе Сарти, Эдуардом Направником, Отторино Респиги и другими замечательными композиторами из разных стран, оставшимися на долгие годы в России по велению души и творившими для её славы. Можно вспомнить также и Мариуса Петипа, балетмейстера, сделавшего то, что вошло в мировую сокровищницу как "Русский балет". Ниже приведу полные названия для в том числе поиска нот, нужно знать точные названия произведений.
 

Джон Филд по времени жизни и творчества, влияния на современников и учеников также относится к понятию Русское барокко.

Джон Филд, устар. Фильд (англ. John Field, 26 июля 1782, Дублин — 11 (23) января 1837, Москва) — русский и ирландский композитор, основоположник ноктюрна. Пианист-виртуоз и известен как авторитетный педагог. Большую часть жизни провёл в России.
-------------

Когда-то еще школьницей я смотрела документальный фильм о композиторе из Ирландии, жившем в России, авторе жанра "ноктюрна", изысанного жанра, услаждавшего слух русских слушателей. Его звали Джон Филд. И он считается основоположником музыкального жанра ноктюрна, получившего распространение и популярность. От слова ночь, между прочим! Нок-тюрн. Ночная музыка. Вечерняя. "Маленькую ночную серенаду" Моцарта помним? Или "музыку на воде" Генделя. Традиции венецианской музыки для гондол.

Еще вспоминается по ассоциации любимая "Пиковая дама" Чайковского:пленительный дуэт Лизы и Полины в 1 картине и др. произведения. "Уж вечер, облаков померкнули края..."И это неслучайная ассоциация. В XVIII — начале XIX веков ноктюрнами называли близкое к инструментальной серенаде музыкальное произведение для духовых инструментов, а Джон Филд создал ноктюрн как жанр фортепианной музыки.

С тех пор когда имя Джона Филда мелькнуло раз по ТВ, я слушала много музыки по радио, ТВ, в интернете, но почему-то Джон Филд мне не встречался, а вот сейчас вдруг встретился и я слушаю и пишу.

Элегантная барочная музыка. Впрочем, уже близко к звучанию романтиков, можно принять за ноктюрны жившего позже Ф.Шопена.  Хотя если вслушаться, то замечаешь почти сразу, что  хотя Филд и напомнил Шопена, но польский гений Шопен в сравнении с "русским ирландцем" Филдом — экспрессивнее, ярче, мелодически-разнообразней, волнительней, наполненны мыслью композитора и извивами его беспокойной души. Ноктюрны же Филда изысканны и профессиональны, но в них на мой слух не достаёт пряной чувственности, они большей частью холодноваты и блестящи, как поверхность вазы.  Да... Нужно  слушать не только гениальных композиторов, смотреть не только гениев живописи и читать гениев литературы — но также и крепких мастеров, даже в свое время считавшихся первыми и лучшими, но не выдержавших проверку Временем и сравнением с немногими гениями! Тогда контраст становится явственным без дополнительных объяснений, на уровне "sensus", а не только ratio - рационально-рассудочно.
И все же ноктютны Джона Филда прекрасны, и снискал он свою популярность в свое время заслуженно.

Ниже приведу список ноктюрнов - это ценный список для заинтересовавшихся темой и поисками названий произведений. они малоисполняемы и малоизветны широкой публикой. Каждая — законченная лирическая миниатюра, с атмосферностью, оригинальным развитием основной темы в русле своего музыкального века.

А проиллюстрирую пейзажем современника Джона Филда, "русского ирландца", — пейзажем мастера русской пейзажной живописи Семена Щедрина. Не путать с Сильвестром Щедриным, также академиком живописи.

Вид Монплезира в Петергофе к статье Петергоф (Петродворец) в живописи Автор работы: Щедрин Семён Фёдорович Параметры: Картон, масло. Размеры: 51х64 см. Дата создания: 18 век Местонахождение: Государственный музей-заповедник Павловск Щедрин Семён Фёдорович (1745-1804) - русский художник-живописец, классицист. Монплезир - дворец в Петергофе, пригороде Санкт-Петербурга.

Вот что пишет о Семене Щедрине известный живописец и теоретик искусства Игорь Грабарь:

«В своих картинах он мастерски распределял пятна главных сетовых и теневых масс и иногда при помощи хорошо сочиненной композиции достигал настоящей декоративности впечатленя, как, например, в превосходной серии фонтанов. Этой декоративностью отличались вообще все пейзажи того времени, выросшие из театральной декорации и поэтому поневоле державшиеся приемов, превращающих передние деревья в кулисы, а всю главную часть картины – в задний занавес. Особенно процветали эти приемы в эпоху классицизма, когда в моду воли классические здания и руины, которыми считалось обязательным уснащать вид, казавшийся без этого слишком пресным. Щедрин, писавший с натуры,уже в силу необходимости давать потрет заказанного сада не терял связи с природой, котораядля пейзажиста – все, между тем как классики-пейзажисты отлично могли сочинять свои композиции у себя в мастерской, что часто и делали».


Интересный нюанс о "руинах, как декоративном элементе" в пейзажах 18 столетия.
Итак, в 1804 году Филд дебютировал в Санкт-Петербурге в доме князя Голицына. Вскоре он завоевал славу лучшего пианиста и педагога в Петербурге. После концертов в Санкт-Петербурге, прошедших с большим успехом, Филд решил не возвращаться на родину. В России он стал популярным исполнителем и композитором: с 1804 года он регулярно выступал с концертами в Санкт-Петербургской филармонии, гастролировал в других городах империи. У Филда было много учеников, в частности, А. И. Дюбюк (с которым Филд, учитывая его особую одарённость, занимался бесплатно), М. И. Глинка, А. Н. Верстовский, А. И. Виллуан, А. Л. Гурилев, Н. П. Девитте, А. Контский, М. И. Бернард, Шарль (Карл) Майер, а также много богатых любителей музыки.

Произведения

 Собрание фортепианных пьес, в число которых входят 18 ноктюрнов, «Камаринская»,  сонаты, вариации, фантазии, рондо и фуги.
Джон  Филд написал семь концертов для фортепиано с оркестром.
 
18 Nocturnes - John O'Conor, Piano - John Field, Composer (1782-1837)

1st Painting: “ View of a House in Ireland” By Artist William Ashford (English, 1746-1824)
2nd Painting: “Howth Castle near Dublin” By Artist William Ashford (English, 1746-1824)
Note: Paintings are from the jackets/covers of the original CDs of Pianist Benjamin Frith's version of John Field's 18 Nocturnes.

1. Nocturne in E-flat major, H.24 Molto moderato 0:00
2. Nocturne in C minor, H.25 Moderato e molto espressivo 3:42
3. Nocturne in A-flat major, H.26 Un poco allegretto 7:09
4. Nocturne in A major, H.36 Poco Adagio 12:41
5. Nocturne in B-flat major, H.37 Andantino 18:06
6. Nocturne in F major (Berceuse), H.40 Andante tranquillo  21:10
7. Nocturne in C major ("Reverie"), H.45 Traumerisch 26:01
8. Romance in E-flat major, H 30. Andante spianato 32:05
9. Nocturne in E minor, H 46 (Melancolie) 36:04
10. Nocturne in E major ("Nocturne pastorale"), H 65. Andante con moto 39:33
11. Nocturne in E-flat major, H.56 Moderato 42:41
12. Nocturne in G major, H.13 Lento  48:14
13. Nocturne in in D minor, H.45 Lento 50:26
14. Nocturne in C major, H.58 Molto moderato 54:02
15. Nocturne in C major, H.59 Molto moderato 1:03:37
16. Nocturne in F major, H.60 Molto moderato 1:07:19
17. Nocturne in E major ("Nocturne pastorale"), H.65 Andante con moto 1:12:25
18. Midi in E major, H.62 Allegretto 1:23:16

Литература о композиторе:
--------------------------------

1. Николаев А. Джон Фильд, М., 1979. Джон Фильд «Русский ирландец». Составитель и автор вступ. статьи И. Н. Васильева-Южина, отв. редактор Ю. Г. Фридштейн — М.: Центр книги ВГБИЛ им М. И. Рудомино, 2009. 128 с., вкл.

2. Piggott P.. The life and music of John Field. 1782—1837. Creator of the nocturne. Faber & Faber, London 1973, ISBN 0-571-10145-3. Одновременно издана в США изд-вом University of California Press. ISBN 9-780-520024-12-0

3. Dessauer H. John Field, sein Leben und seine Werke. Langensalza, 1912.

. Schl;ter W. John Field und die Himmels-Electricit;t. — Frankfurt am Main : Eichborn, 1998.


  http://proza.ru/2023/01/21/243
  Итальянский композитор О. Респиги и Россия

Моя статья, впервые раскрывает полно эту тему, Респиги вообще, как и Джон Филд, изрядно позабыты русскими слушателями, а это следует исправить, освещая их творчество и связь с Россией.


http://proza.ru/2022/12/03/1375
Музыка Русского Барокко. Джузеппе Сарти
 

http://proza.ru/2020/08/10/128
Исцеление музыкой и словом. Музыкотерапия

http://stihi.ru/2022/03/31/2815
Оркестр Фаусто Паппети. Со ссылками музыкотерапии
 

http://proza.ru/2019/10/17/980
Музыка Барокко помогает учить ин. языки.
 

http://proza.ru/2020/12/14/2013
Барокко. Гобойный Концерт Алессандро Марчелло

http://proza.ru/2022/04/02/821
Барокко это утраченный Золотой век?

http://proza.ru/2022/04/04/29
И. -С. Бах, что слушать для релакса и учёбы

http://proza.ru/2022/12/05/788
А. Скарлатти и Дж. Перголези. Концерт-лекция. Впечатления.

 http://proza.ru/2023/02/04/720
Вальсы Грибоедова для Чёрной розы Тифлиса

http://proza.ru/2023/02/02/161
Что слушать из произведений для гобоя


http://proza.ru/2022/03/14/62
Царскосельский Моцарт. Знал ли Пушкин музыку Моцарт

и т.д. См. папки Музыковедческая,  и Музыкотерапия.



31.07.2023 11:01

https://zera-cherkesov.livejournal.com/531986.html