Дом за мостом

Лидия Невская Сызрань
Цикл «Тёти Ленины дома»

«Дом за мостом»
   рассказ

   Овраг, что находился за забором тёти Лениного дома на Волге, оказался врагом, а не оврагом. Он стал осыпаться и подбираться к дому. Городские власти и предложили тёте Лене и дяде Толе покинуть это место. Видимо, прежние хозяева знали об этом и снизили цену дома, поэтому им и удалось его быстро продать, а тёте Лене пришлось переезжать снова.
  Им выделили место под строительство дома в районе бараков, за мостом через речку Крымзу.
  Для меня это было большим счастьем, потому что теперь тётя Лена будет жить недалеко от нас и не надо будет ездить на двух автобусах.
  Тот дом на Волге  принёс в семью моей тёти ещё одну девочку — Марину. Я сама назвала её Мариной, вернее очень просила тётю Лену об этом. Она родилась, когда Юрий Гагарин уже побывал в космосе, и вся страна гордилась этим. Появилась весёлая, шуточная песня про Марину. Детвора напевала её во дворах. До сих пор помню слова из этой песни.
     «Гагарин был женат на Валентине,
     А в космосе женился на Марине.»

  И я думала, что на ней обязательно женится какой-нибудь космонавт. Хотя её можно было бы назвать Воложка в честь того места, где она родилась.
  Дом за мостом мы начали строить все вместе: тётя Лена, дядя Толя, моя мама и я. Моя мама и тётя Лена родные сёстры.
  Был ещё Толя, сын тёти Лены от первого мужа. Но я не помню, чтобы он участвовал в строительстве.
  Он, как и все подростки в его возрасте, не принимал отчима и всячески избегал с ним общения.
   Тяжёлые брёвна ложились друг на друга и дом поднимался всё выше и выше. Помогали дяде Толе и его братья, взрослые племянники.
   За домом была степь, выходи и кричи во всё горло, никто не услышит, что я и делала. От избытка счастливых детских чувств я пела одну и ту же песню:
    Пусть всегда будет солнце,
    Пусть всегда будет небо,
    Пусть всегда будет мама,
    Пусть всегда буду я!

  Я чувствовала себя самым настоящим строителем, членом строительной бригады. Мне доверяли протыкать щели между брёвнами паклей. Моими тоненькими музыкальными пальчиками я вжимала её со всей своей силой, помогая неострым ножом.
   К лету дядя Толя построил сарай в глубине участка и вся их семья переехала с Волги в сарай. Тут они спали и готовили пищу на керогазе.
  В огороде посадили огурцы, помидоры, деревья, кусты и цветы. Дом ещё не достроен, а вокруг него уже зацвели цветы. Цветов в этом доме будет всегда очень много.
   Я приходила к тёте Лене каждый день, ведь мне теперь не надо было ездить на автобусах или писать письма в далёкую Карелию. Теперь я могу прошагать мимо школы и ряда домов, перейти мост через мелкую речку Крымзу и вот я уже у тёти Лены.
  В мои добровольные обязанности ещё входило причёсывать девочек Свету и Марину. У них всегда были волосы в клочьях. Я раздирала эти пучки к их великому неудовольствию, но я убеждала своих двоюродных сестрёнок, что красота требует жертв. Мало, что они понимали из этих слов, но терпели ежедневные экзекуции. 
  К зиме одна комната с печкой была готова и семья перезимовала в ней.
  На следующее лето пристроили кухню, потом веранду, потом ещё одну комнату и ещё одну веранду с выходом на улицу.
  В огороде уже подросли деревья и на них висели яблоки, вишни, на кустах появились смородина и крыжовник, поэтому у тёти Лены всегда стояла на столе кастрюля с компотом. Это был самый вкусный в мире компот. На стенке кастрюли висел половник, бери и черпай себе вкусный напиток сколько хочешь.
  У высокого крыльца под яблоней поставили большой стол с лавками, где всегда собирались гости, пили, ели и пели песни, пели громко на всю улицу. Улицы ещё и не было. Она строилась. Соседи тоже строили дом и по-соседски часто заходили к нам.
  Появились в сарае куры, свиньи Люська и Борька.
 Были и кролики.
  Я приходила к тёте Лене и мне казалось, что я в деревне. За мостом была другая жизнь, деревенская. Моя мама  работала буфетчицей в железнодорожной  столовой, которая находилась в самом ДЭПО, где ремонтировали паровозы. Столовая работала круглосуточно и мама работала сутками, то есть по двенадцать часов, то в день, то в ночь. Когда ей надо в ночную смену, она спит перед работой, когда приходила с ночной смены тоже спала весь день. Вот я, двенадцатилетняя девочка, и ходила к тёте Лене, чтобы не быть одной и пела песню Аркадия Островского, которую услышала по радио в тысяча девятьсот шестьдесят первом году, с небольшой поправкой:
   
           Пусть всегда будет  тётя Лена,
           Пусть всегда буду я!

 


 
На фото:
         Муж моей тёти Лены - дядя Толя (Анатолий Иванович Корчагин)
         и мой дядя Ваня (Иван Матвеевич Лейнонен)