Актер Андрей Вертоградов

Александр Щербаков 5
Актеров очень легко забывают — это один из недостатков профессии. Вот он в зените славы, у него толпы поклонников, он постоянно появляется на экране или на сцене... Но стоит это «постоянно» заменить на «иногда» или даже «никогда» — и всё, зрители переключаются на новых звезд. Такая судьба была и у советского актера Андрея Вертоградова. С той разницей, что ему всю свою жизнь приходилось бороться с тяжелой болезнью, которая сильно мешала ему реализовать свой потенциал.

Андрей Вертоградов родился 3 апреля 1946 года в Москве. Актером он быть поначалу и не думал — после школы поступил на переводческий факультет института иностранных языков. Но там его увлекла студенческая самодеятельность, он стал звездой института, его взяли на работу в Мосэстраду, и он выступал с пародиями на популярных исполнителей того времени — Муслима Магомаева, Яна Френкеля, Эдиту Пьеху. Правда, надолго его не хватило — уже в 1965-м Вертоградов уходит с эстрады и поступает во ВГИК, в мастерскую актеров Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.

В первое время всё было нормально — учился студент Вертоградов хорошо, преподаватели были им довольны. Но уже на третьем курсе у него начались проблемы — болела спина, отказывали ноги. Он почти что прописался в больницах, и в институте ему предложили перевестись на другой, не актерский факультет — мол, с таким здоровьем актером ему не быть. Он не послушался. Вопреки всем прогнозам окончил ВГИК вместе со своим курсом с красным дипломом и в 1969 году был принят в труппу Театра киноактера. Ну и в кино начал сниматься.

Впрочем, здесь его тоже поджидали определенные трудности. Внешность у Вертоградова была очень характерной, средиземноморского типа; на практике это означало, что ему будут давать лишь определенные роли, что и показали первые работы. В фильме «Журналист» — своем дебюте в кино — он сыграл переводчика, а в «Красной палатке» Михаила Калатозова — итальянца Педретти, радиста парохода «Читта ди Милано»; в военной драме «Далеко на Западе» Вертоградову досталась роль французского лейтенанта.

Даже в своей первой звездной роли — молодого советского физика Боркова в шпионском фильме «Судьба резидента» — Вертоградов сыграл не совсем «правильного» советского человека. Его герой уверенно чувствует себя на Западе, хорошо говорит по-французски — в общем, не наш человек, подозрительный. Но и такой образ сделал молодого актера любимцем зрителей, тем более что их дуэт с Эдитой Пьехой смотрелся великолепно.

В начале 70-х Андрей Вертоградов снимался много — в иные годы у него было по нескольку заметных ролей. «Земля, до востребования», «Был настоящим трубачом», «Георгий Седов», «Честное волшебное»... Он, наверное, мог работать и больше, но боли в спине так и не уходили надолго. В карьере актера наступил первый перерыв; к съемкам он вернулся лишь в середине 80-х, но уже в ролях даже не второго, а третьего или четвертого плана. Но именно тогда он сыграл почти что себя в молодости — в фильме «Обвиняется свадьба» Вертоградов пародировал Магомаева, как на Мосэстраде в 60-е. Ну а самой заметной оказалась роль в «Курьере» Карена Шахназарова — там он был отцом главного героя. Уже в 90-е Шахназаров позвал Вертоградова в свои «Сны», и это стало последней ролью многообещающего когда-то актера.

Он жил, можно сказать, кое-как. С трудом ходил и под конец жизни почти не выходил из своей квартиры, расположенной на пятом этаже «хрущевки», где лифта, конечно же, не было. Получил инвалидность 1-й группы, возмущался ценами на продукты; ему помогали жена Елена и бывшие коллеги из Гильдии киноактеров.

С каждым годом жизнь превращалась в выживание. У него отказывали ноги. Ссохлась рука. Единственный его близкий человек жена, помогала чем могла. Но вскоре и она стала сдавать. Порой денег не хватало на самое необходимое. Единственным средством спасения была продуктовая помощь гильдии актеров. Каждый выход из дома, поход в магазин превращался в бой с болью. Он рассказывал своим соседям, что проходит сто метров и вынужден садиться на лед, чтобы отдохнуть. Он чувствовал, что болезнь не позволила ему сделать в кино то, что он мог бы сделать. С горечью он говорил журналистам: «Я инвалид первой группы. Не работают стопы и правая рука. Но я принял это решение Господа Бога. Ни на что не жалуюсь. Хотя мог бы. Денег на жизнь не хватает, приходится принимать помощь. Я себе говорю: «Андрей, кому-то еще хуже». И продолжаю жизнь. Сейчас сам для себя пишу сценарий. Пишу, как могу, шкрябаю потихоньку. Может, еще поиграю».

Последние 15 лет Андрей Вертоградов жил с женой тоже инвалидом на Пресне на последнем этаже пятиэтажной хрущевки без лифта. Нищета и забвение - вот что осталось в конце жизни некогда одного из сердцеедов советских зрительниц. За полгода до смерти  в 2008 году  в заштатной газете вышла заметка о бывшем артисте, в котором соседи и врачи ходатайствовали, чтобы сдвинулась очередь на смену его квартиры с последнего на первый этаж. В этой же заметке Эдита Пьеха, его партнерша по звездному фильму «Судьба резидента», передала добрые слова: «Андрей, я в тебя верю! Держись всем бедам назло».

Он скончался в возрасте 63 лет 31 мая 2009 года  в Боткинской больнице— вскоре после смерти Олега Янковского и в один день с Вячеславом Невинным; на их фоне кончина давно отошедшего от дел актера прошла почти незаметно. Похоронен Андрей Вертоградов на Введенском кладбище в московском районе Лефортово.