Википедия уверяет, что термин «фриган» появился в середине 1990-х годов, что ударник группы Against Me! Уоррен Окс в 1999 году написал памфлет в качестве манифеста фриганов —«Почему фриган?» В слове freegan первый корень free – слово английское со значением свободный, независимый, бесплатный, беспошлинный, вольный, незанятый и др. Второй корень тот же, что в слове vegan — так себя называют радикальные вегетарианцы. Кстати, большинство фриганов поддерживают основные положения движения веганов.
Фриганизм(англ. freeganism от free — «свободный, бесплатный» и vegan — «веганизм») – это уже явление, направление деятельности, имеющей целью снизить потребление продуктов питания. Фриганизм — это идеология ограниченного участия в традиционной экономике и минимального потребления ресурсов, в частности, путём восстановления потерянных товаров, в частности, продуктов питания.
Иначе говоря, приверженцы фриганизма ограничивают своё участие в традиционной экономической жизни и стремятся не оплачивать, то есть совсем не тратить средств на приобретение продуктов питания. Но жить-то надо, и они собирают продукты питания на свалках и в мусорных контейнерах и в приготовленных возле магазинов, овощехранилищ и складов ящиках для утилизации отходов. Бездомные и нищие тоже собирают для себя продукты, чтобы выжить. А вот фриганы поступают так по идейным соображениям, для устранения вреда планете от чрезмерного потребления. И если в экономической сфере всё подчинено получению прибыли, на это используются просто гигантские ресурсы, фриганы демонстрируют заботу о природе, среде обитания, нацелены на гуманное, рациональное использование ресурсов планеты, они экономят свои средства не ради накопления этих средств, а для того, чтобы всем всего хватало на нужду. Некоторые считают именно фриганизм одной из основных форм антиглобализма. Я сомневаюсь в этом, это, на мой взгляд, желание глобалистов опустить людей до скотского состояния.
Наибольшего расцвета движение фриганов достигло в Швеции, США, Бразилии, Южной Корее, Великобритании и Эстонии.
В России нет сколько-нибудь заметной тенденции к фриганизму как сознательному экстремальному ограничению в потреблении благ. Идея фриганизма довольно распространена среди последователей панк-культуры.
В Википедии отмечается, что самыми ранними предтечами движения фриганизма явились организация Food Not Bombs, а также анархистская труппа уличных артистов Diggers, которая существовала в шестидесятых в Сан-Франциско и принципиально не покупала пищу и не пользовалась платными социальными сервисами. По мнению Боба Торреса, профессора социологии Университета Св. Лаврентия в Кантоне, штат Нью-Йорк, движение фриганов стало настолько популярным из-за растущей в обществе фрустрации, связанной с неудачами экологического «мейнстрима». Торрес указывает на то, что «зелёные» не всегда задумываются, сколько природных ресурсов требуется для производства тех натуральных экологически чистых продуктов, которые они употребляют.
В развитых странах из-за перепроизводства часто наименее убыточным способом реализации продукции является отправка её на свалку. Например, хозяину магазина проще (дешевле) выбросить целый ящик с яблоками, чем нанять человека, который будет отсортировывать некачественные плоды. Из-за высокого процента пригодности к употреблению выбрасываемой продукции некоторые люди предпочитают найти необходимые блага, чем приобрести их, как из прагматических, так и из экологических соображений. По некоторым данным, на помойку выбрасывается от 30 до 50 процентов пригодных в пищу продуктов и блюд.
Фриганизм популярен в Европе и США. Популяризатором фриганизма в Америке является Адам Вайсман, создатель сайта www.freegan.info.
Как говорит Вайсман, фриган стремится противопоставить себя обществу потребления, основанному на конкуренции, имморализме, конформизме и жадности. Поэтому фриган должен потреблять лишь необходимый минимум, помогать другим и быть щедрым. По его мнению, основная цель фриганов — минимизировать или вообще исключить свою финансовую поддержку корпораций и остановить тем самым глобализацию мировой экономики, дистанцироваться максимально от общества бесконтрольного потребления.
Обычно они употребляют в пищу те продукты, что были забракованы перед поступлением в супермаркеты и выброшены на помойку в свежем виде. Обычно эти продукты годны к употреблению в пищу, и причина того, что они оказались на помойке, в том, что один образец из партии оказался некондиционным. Многие из фриганов одеваются в вещи, найденные на помойке, и имеют домашнюю утварь, также бракованную или выброшенную кем-то в контейнер вещей, бывших в употреблении. Часть найденных непродовольственных товаров они обменивают на блошиных рынках на нужные им вещи, не признавая денежных отношений.
У фриганов существуют свои законы, свой кодекс чести. Так, фриганы роются только в помойках супермаркетов и многоквартирных домов, всё то, что валяется на задворках частных домов, не подлежит использованию. Фриганы из соображений безопасности никогда не копаются в контейнерах с медицинскими отходами возле клиник.
Кодекс чести запрещает фриганам залезать в поисках добычи в контейнеры, находящиеся на закрытых территориях. Фриганы обязаны соблюдать чистоту возле мусорных ящиков, оставлять их в лучшем состоянии, чем они были до их визита, чтобы облегчить труд фриганам, которые туда придут следующими. Фриганы не должны забирать из ящиков документы или бумаги с какими-либо конфиденциальными записями, вмешательство в личную жизнь людей на основе находок из помойки категорически запрещается.
Фриганизм возник на основе вегетарианства, но через некоторое время пошёл по своему пути. Часть фриганов является веганами, иные едят и рыбу, и мясо, но только то, что пропадёт, если не будет съедено. Такой путь фриганизма получил название «миганизм» («меганизм») (англ. meaganism от meat — «мясо» и vegan — «веганизм»), а фриганы, употребляющие в пищу продукты животного происхождения, — «меганы».
Есть ещё и такое заимствованное понятие, как ФУДШЕРИНГ (англ. foodsharing от food — «еда», sharе — «поделиться; совместно использовать») — это практика распределения продуктов питания, как правило с истекающим (не истёкшим) сроком годности, между членами сообщества с помощью специальных организаций или онлайн-платформ.
Когда мы переехали на ПМЖ в Германию, то практически с первых дней жизни в общежитии получали сведения, где можно купить продукты питания по низким ценам, как правило, с истекающим сроком годности, а при некоторых социальных службах и вовсе бесплатно, но при этом мы должны доказать, что нуждаемся в таких продуктах. Выдавали, как правило, хлебопродукты, маргарин, жиры, консервы.
Фудшеринг – это способ предотвратить образование пищевых отходов, чтобы продукты не попадали на свалки, пока не потеряли питательных средств. Решает он и важную социальную функцию, помогает обеспечить продовольствием малообеспеченные слои населения. Движение фудшеринга становится всё более актуальным, так как по данным ООН, число голодающих в мире достигло 820 миллионов и продолжает расти.
Foodsharing.de — интернет-платформа для сбора и распределения излишков еды в Германии, Австрии и Швейцарии. Она была основана 12 декабря 2012 года и принадлежит ассоциации Foodsharing (Foodsharing e.V.). На foodsharing.de Архивная копия от 9 марта 2016 на Wayback Machine частные лица, ретейлеры и производители могут предлагать или забирать продукты питания, которые иначе были бы выброшены. Слоган проекта — «делиться едой вместо того, чтобы выбрасывать». Сервис бесплатен и работает благодаря усилиям волонтёров. Целью проекта является борьба с повседневным выбрасыванием пригодных в пищу продуктов и повышении уровня информированности об этой проблеме в обществе. Из Википедии
От себя добавлю, что во многих местах Дюссельдорфа в последние годы появились велосипеды с корзинами, куда одни кладут продукты питания, как правило, в упаковке, если это хлебобулочные изделия, крупы, торты, сладости, без упаковки или с разрушенной упаковкой, если это овощи, фрукты.
По сути foodsharing.de позволяет людям делиться едой друг с другом, а также даёт возможность добровольцам забирать излишки еды из организаций. Участники могут оставлять еду себе, раздавать друзьям и знакомым, а также распространять через общедоступные места для хранения еды. У проекта налажено сотрудничество как с крупными сетями, такими как Bio Company, так и с отдельными магазинами, ресторанами, отелями и пекарнями. Главная цель — экологическая: снизить выбрасывание ресурсов, ведь перепроизводство наносит вред экологическому состоянию планеты.