Рецензия на книгу Чужие окна Лозинской Светланы Ив

Ирина Христюк
           Рецензия на книгу «Чужие окна»
            Лозинской Светланы Ивановны

          Лозинская Светлана Ивановна – писатель и поэт нашего времени.
Она родилась 2 октября 1937 года на Украине. В шесть лет уже писала, читала и написала письмо отцу на фронт. После окончания войны пошла в школу. Окончила техникум и институт.
В настоящее время проживает в Кишинёве.
Стихи начала писать в юности. После огромного перерыва «они вновь запели, – как говорит Автор, – на все голоса с 2010 года». Именно с этого периода она начала писать и прозу.
На сегодняшний день изданы 33 книги – романы, повести, рассказы и стихи.
Пишет на украинском и русском языках.
Награждена 25-ю дипломами и грамотами, медалями Украины и Польши, 15 раз становилась Лауреатом различных литературных конкурсов.
Светлана Ивановна – одна из первых членов Союза писателей Молдовы имени А.С. Пушкина.

        Книга «Чужие окна» написана в 2021 году. Вышла в свет весной 2023 года в издательстве «Garomont Studio», обложка – «Garomont Studio», техноредактор – Рошка Кристина. Количество страниц – 194. Формат книги – стандартный, ориентация – книжная. Удачный дизайн помогает книге выделиться на полке и рассказывает о содержании произведения. Цвет обложки – светлый, нежный. Обложка – мягкая. Размер шрифта – нормальный, позволяет читать молодым и людям старшего поколения. Бумага – мелованная. Каждое произведение начинается с эпиграфа.

        Вот как Автор вкратце представляет свою работу:
«Книгу – «Чужие окна», я написала в 2021 году. Она состоит из повестей и рассказов, взятых из жизни людей. С некоторыми я знакома, они, даже стали героями этих произведений. Иные – услышала от самых мало мне известных землян, но они меня поразили своей бытностью, своим необычным происшествием, своим пониманием жизненного устройства. Все герои обыденные жители земли, но, их видение жизни, несёт в себе ту оригинальность, которую никак нельзя придумать. Все происшествия героев рассказов неординарные, привлекательные, жизненно-устойчивые».

        Когда читаешь эту книгу, создается впечатление, что всё происходит в соседнем доме, что у людей просто нет занавесок на окнах и ты, сидя вечером у окна, досконально изучаешь их жизнь, наблюдаешь и вглядываешься в их судьбы, слушаешь их рассказы, вникаешь, радуешься и переживаешь вместе с ними.

        Я всегда получаю настоящее удовольствие от чтения, когда за строками, слогом, интонацией и стилем чувствуется опыт и любовь к своему делу, как это у Светланы Ивановны.

        Книга написана добротно, мощно по глубине жизненного опыта, лёгким языком. Все произведения отражают правду жизни, поражают, восхищают, учат, окрыляют, мотивируют, вдохновляют.

        Разные жизненные ситуации вошли в этот сборник. Простые и сложные, проблемные и конфликтные, трудные и запутанные, но все заставляют думать и трогают за самые тайные струны души.

        Не стал исключением и рассказ «Чужие окна», раскрывающий всю полноту и глубину женского счастья и женского одиночества. У одной героини, Марины, «…семейство не малое. Только успевай звонить и приходить в гости по поводу и без повода», а другая, Анета, «…круглая сирота с детства. У неё никогда не было родственников, тех родных душ, которые с ней единой крови, единого мышления и воссоединения одного круга, где переплетаются мысли и поступки, где себя угадываешь в сестре или брате, где живёт самое заветное и дорогое слово – МАМА и ОТЕЦ». У Марины большая радость, «что в доме, напротив парка, в одной квартире на втором этаже живёт племянник с женой и детьми», и это то счастье, что объединяет её с родными и близкими.  У Анны – «…во всём свете нет ни единой родной души. И все окна, сколько она видит ежедневно перед собой – ЧУЖИЕ… её никто, никогда и нигде не ждёт». Сколько боли в этих словах! И Автор тонко и трепетно передает переживания, которые испытывает Анета. Жизненная трагедия превращается в историю с глубоким идейным смыслом, где Автор использует тот стиль, который понятен простому человеку, и тот язык, который делает это произведение общедоступным. Продуманы мельчайшие детали, и всё увязано в стройную линию повествования.

        Тема одиночества сквозит и в рассказе с одноимённым названием
 «Одиночество», где главная героиня Ирина так об этом говорит: «Есть такая песня – человек Славит Бога, Жизнь за то, что ему на этой земле ДАНО. Я с этим согласна. Мне предназначено на Земле одиночество…». Тревожные раздумья об одиночестве окрашены у Светланы Ивановны в разные тона. Она радуется и переживает вместе с героями и выносит вердикт: «…никто и никогда не ощутит одиночество так, как это ощущает тот, который рос и жил на земле ОДИН, без родственников». Сильно сказано. Понять всю глубину таких чувств помогает Автору знание жизни. Вчитывалась, вникала и получала удовольствие от прочтения.

         Во многих произведениях Светланы Лозинской талантливо переплетаются дивная поэтичность повествования отдельных эпизодов с пронзительностью в описании человеческих судеб. Вот и произведение «Пончики с вишнями», которое вместило в себя целую жизнь и такую палитру чувств, что кажется ты всё прожил вместе с литературными героями.
        Образ природы, её красота используется в рассказе, чтобы создать особенное настроение, подчеркнуть чувства и эмоции героев: «Западная часть небосвода заалела, зарумянилась, заиграла сиренево-малиновыми бликами, давая жителям земли полюбоваться её индивидуальностью окончания дня, её очаровательному состоянию, в котором для каждого человека видится что-то своё, ценное, неповторимое» или: «Конец сентября. Бабье лето господствует в осенней красоте, тешится, цепляясь тоненькими паутиночками за ветки деревьев, тянется поцелуями к мужским лицам, ласкает взгляды женщин, вводит их в мечтательные встречи, иногда ворованные, смелые, обворожительные».
        Людям дан великий дар – способность мыслить, и они должны помогать другим полюбить жизнь и все живое. Автор тонко воспринимает окружающий мир и чувствует его особенным образом.
“ИСТИНА, – пишет она, – это что-то, что ускользает от наших усилий достичь её. Скорее всего – средняя линяя в вопросе бесконечности. К ней нужно стремиться – это есть межа, между человеком и Творцом Вселенной».
        И оригинальный сюжет о любви, который последовательно развивается от завязки до кульминации, и правда жизни, и глубокомысленная мораль – всё оставляет в душе незабываемые впечатления.

        Проблема добра и зла – это одна из вечных тем в литературе. Она звучит в произведениях Данте и Шекспира, находит отражение в русской классической литературе. Эта тема является основой многих сказок и легенд. Вот и рассказ «Зов крови» интересен тем, что в нём описан редкий для деревни случай. Подобрали щенка, отмыли, накормили, а он в знак благодарности вместо знакомых «гав-гав», всё время повторяет: «Кав-в-в! Кав-в-в!». Прошло время. Он окреп. И какое-то пристрастие появилось в нём. Стал отлучаться на пару часов. А вскоре всё село заговорило, что собака привела во двор старую волчицу, которая давно осталась одна после того, как люди отстреляли всех волков. «Через годы Кав нашёл свою родительницу, а подсказало ему то, что существует вечная тайна крови, разгадать её никто никогда не сможет». Автор спокойно и осторожно направляет человека к идее милосердия, веры в доброе начало в человеке и призывает не нарушать ту гармонию, которая существует в природе, а встать на путь истины и добра.

        Потрясает и рассказ «Мира-Маруся», затрагивающий самое больное. Он о тех, кто помнит тяжёлые годы войны, о тех, кто потерял родных и близких. Трепетные и до пронзительности искренние чувства звучат в словах о войне еврейской девочки Миры, которую спасла от смерти белорусская женщина Поля Сличневская, дав ей новое имя Маруся и свою польскую фамилию: «Понять моим детским умом, что такое ВОЙНА – было тяжело… не могу передать, что я испытывала в тот период, когда немцы сгоняли еврейский народ… При разговоре об этом – каменели лица взрослых…». Человеческая доброта делает людей бессмертными. Как в этом очень тяжёлом и одновременно светлом, сильном в своей трагичности произведении.

        И как противоположность – небольшой по объёму рассказ «Испытание судьбы», где печальные мысли о сиюминутности человеческой жизни, в которой так мало места доброте, перекликаются с торжеством добра и порядочности. Младшая сестра выходит замуж за приятеля старшей, рожает от него малыша, у которого неправильно растут ножки, уходит от мужа, оставляет сыночка сестре и уезжает. «Кто знает, что несёт нам ВРЕМЯ, где происходят земные, и не только земные – Вселенские события», – заключает Автор. И неожиданный поворот финала – мальчик обретает семью в лице папы и тёти.  Соотношение радости и горя, добра и зла – основной лейтмотив повествования.

        Боль и недоумение вызывает невыдуманная история о дорогом перстне, сыгравшем особенную роль в судьбе двух людей, двух семейств и двух сердец. Рассказ «Перстень» начинается удивительно мирно и спокойно, но прошлое перевернуло весь ход радостных событий. Трудно себе представить, как могло так в жизни совпасть, что дорогой перстень, который дарит парень своей невесте, оказывается семейной реликвией, подаренной ей отцом в день шестнадцатилетия и отнятой бандитами в тот же день. Сложное переплетение человеческих судеб, испытание на порядочность, человечность и честность показано Автором увлекательно и захватывающе. Идея и проблемы, которые подняты в рассказе «Перстень», не могут оставить читателя равнодушным, врываются прямо в сердце.

        Мастерское и глубокое произведение, принёсшее свои яркие краски в сборник прозы, – «Комод». Он о том, как восторжествовала справедливость, и в комоде, принадлежавшем бывшим хозяевам здания и бережно сохранившемся благодаря новым, были найдены сбережения родового семейства Заимова, разделены на части, а одна из них была потрачена на восстановление церкви, которую в своё время помог строить старший Заимов. Вот как трогательно Автор описывает момент передачи денег на восстановление Иконостаса и другие строительные работы: «…Я редко видела плачущих мужчин. Но так, как заплакал стоящий предо мной священник, я никогда не видела. Он стал на колени, широко перекрестился, стал читать молитву. И читал её так свято, так одухотворённо, так щедро, а по его лицу текли слёзы. Он их не вытирал – он МОЛИЛСЯ». Потрясающая история, убедительно рассказанная.

        Тема любви красной линией проходит через удивительные, проникновенные и подлинные истории: «Осиновый лес», «Бутылка шампанского», «Юность – птичий перелёт», «Белый танец», «Брелок» и многие другие.
 
         Своей простотой и искренностью, а, порой, и житейским драматизмом, привлекают такие произведения, как, «Кулак», «Никогда не зарекайся, «Гитара», «Предательство», «Тропа Марьяны», «Я его дождусь» и другие.

         По-моему, среди определяющих жизненных кредо Автора одно из самых сильных – впечатление от каждого, с кем сводит судьба. А в людях Светлану Ивановну привлекает многое: и сила характера, и внутреннее достоинство, и порядочность, и способность понимать и прощать других.

        Приятное впечатление производит стилистика Автора с использованием ярких выражений и словосочетаний. Всего лишь несколько примеров:
«…умная мысль спасает положение»;
«За окном посерело, ссутулилось, затуманилось…»;
 «Разговор умножился…»;
«В его голосе жила истина и святость»;
«Воскресный день высоко-расписной, задумчивый, добрый…»;
«Мысли, как птицы, догоняли друг друга, объединялись, расходились, сходились, чтобы скорее снова приблизиться»;
«Вечер подсматривал через окно, улыбался, щурил глаза, кивал головой…»;
«Ещё немножко и гроза отпустит нас на волю»;
«Разложите мысли прошлым»;
«Время не сбивалось, шло уверенно вперёд, оставляя после себя только воспоминания»;
«Время меня сделало женщиной, где, как говорят – наступает период летного солнцестояния».

        И несколько цитат, которые остались в памяти:
 «Нравиться и любить – разные понятия. Любовь – это что-то особенное. Никто на свете не расшифровал слово ЛЮБОВЬ. Она есть, но она разная»;
 «Потерять можно только жизнь. Всё остальное можно найти и исправить»;
«Главное в жизни не подняться выше других, а подняться выше самого себя»;
«Осень – это вторая весна, когда каждый лист – цветок»;
«Никогда не надо ругать себя за прошлое. Вы просто пытались быть счастливой.»;
«…случайных встреч случайно не бывает»;
«Всякая жизнь творит свою судьбоносную тропу»;
«В правде кроется истина»;
«Любовь побеждает и распутывает самые тяжелые препятствия».

        Все произведения Лозинской Светланы Ивановны дарят читателям веру в доброту и порядочность человека, утешают, ободряют и вселяют надежду, заряжая всем светлым и хорошим. А когда чтение несёт пользу – это стоит отдельной благодарности Автору.
        Писатель остался в моем представлении одним из лучших молдавских современных прозаиков.
        Считаю, что книгу «Чужие окна» можно читать множество раз, и она всегда будет открывать что-то новое, вновь и вновь потрясая души правдой без прикрас.
        Рекомендую её авторам, которым импонирует этот литературный жанр, а также всем, кто находится в состоянии «пробы пера».
        Пожалуйста, не проходите мимо книг Светланы Ивановны, снимите с полки, спросите в библиотеке и читайте медленно, не торопясь, с раздумьями.