Дела давно минувших дней Глава 16 Отпечаток пальца

Ефим Шейнис
Глава 16
Отпечаток пальца

Ранним утром жители Вышеграда были разбужены топотом лошадей и стуком колес. Через открытые окошки, затянутые бычьим пузырем у бедняков и слюдяными пластинами у богачей была видна украшенная резьбой бричка с киевской эмблемой на бортах. Бричка подъехала к дому, где жил Светозар, стоящие на облучке два воина соскочили с приступки и стали стучать в ворота. Вышла охрана, которой сообщили, что киевские бояре прибыл к княжичу Светозару со срочным посланием от князя Владимира. Двое богато одетых боярина вошли в дом и достали верительную грамоту.
Светозар почтительно поздоровался, предложил гостям отдохнуть, и вместе с ним позавтракать, а их коней отвести в конюшню, где их тоже накормят и напоят. Когда гости ушли, он принялся за письмо. В письме князя Владимира ему предписывалось немедленно передать приезжим доверенным боярам написанную князем Малом рукопись об истории Руси, которую они отвезут в Киев и передадут Десятинной церкви, где работу над ней продолжат опытные монахи, владеющие как латинским, так и греческим языками. Владимир благодарит Светозара за сохранение рукописи князя Мала, и велит также передать боярам черновые записи и старые документы. Внизу письма был отпечаток большого пальца, который всегда ставил в конце послания, написанного писарем, неграмотный Владимир.
Прочитав дважды письмо, Светозар задумался. Внешне письмо не вызывало сомнений, все выглядело достоверно, но…
Дело в том, что несколько дней назад к нему уже приезжал гонец из Киева. Он привез изрядный запас пергамента, о чем Светозар просил Владимира, порошок для чернил, а также письмо, в котором князь Владимир желал ему успеха в продолжении работы над рукописью. Как же понять приезд за рукописью этих бояр? Светозар достал привезенное ранее гонцом письмо и стал сверять почерки.  Почерки не похожи. Это ничего не значит. У Владимира был не один писец. Стиль нового письма тоже немного другой, это настораживало: ведь писец писал под диктовку князя. И ни каких специфических словечек, которыми так гордился князь, не было. Хотя написано письмо было кириллицей на древнерусском языке, но кое-где употреблялись возвышенные, торжественные слова церковнославянского языка, которых в обычной речи не было.
И отпечаток пальца! Светозар открыл окно и при ярком свете солнца стал сверять отпечатки пальцев. Они разные. Вот здесь две линии, а здесь – одна. На новом письме нет петли и вместо двух завитков только один. Отпечатки разные. Похоже, что к нему приехали самозванцы. Надо пойти к дружинникам, и сказать, пусть они будут наготове.
Во время завтрака приезжие спросили, где его рукопись? Они сразу после завтрака возвращаются.
– Господа, я не могу вам передать мою рукопись, – после завтрака сказал Светозар, – нет, я не могу ослушаться повеления великого князя. Просто надо дописать еще несколько страниц, и я рукопись отвезу сам. Так и передайте князю.
– Хорошо, допиши, – согласился один из приезжих, – мы подождем.
– Нет, – возразил старший, – нам велено привезти рукопись немедленно. Он достал свисток и свистнул. В комнату вошли двое воинов, сопровождавших приезжих. Они обнажили мечи.
Светозар хлопнул в ладоши, и в комнату вошли его шесть вооруженных дружинников. Силы были не равные.
– Я погорячился, – сказал старший, – подумал, что князь Владимир будет рассержен, если мы вернемся без рукописи.
– Наши гости спешат, – сказал своим дружинникам Светозар, – проводите их к их бричке, и дайте им еду на дорогу. – Прощайте господа, приятно было познакомиться.
Когда стих топот копыт и стук колес, Светозар задумался. Кто мог поручить им забрать у него рукопись деда? И для чего?
– А старшего я узнала, – сказала Лада, – это Мстиша, сын Свенельда.