Анна. гл. 3. Дорога к людям

Галина Дейнега
Начало http://proza.ru/2023/03/23/524

на фото Анна Маратканова

«Только мечта помогает нам
примириться с действительностью».
(Эрих Мария Ремарк, 1988-1970 гг.).

На мой вопрос о любимом фильме Анна назвала «Последний из могикан». 18-й век. Почему далёкое прошлое не оставляет равнодушным и в наше время? Потому, что там утверждены ценности на все времена: любовь, честность, отвага, пожертвование. Ценности, которые надо сохранять, чтобы мир окончательно не сошел с ума. А человечество к этому идёт. Ещё древние греки отмечали, что мир развивается, но не улучшается.

В прошлом на земле жило другое человечество. Тысячи лет воевали, используя меч, копье, лук со стрелами. Не стояла задача уничтожить как можно больше врагов. Достигали совершенства в других областях. Мировые войны 20 века казались последними между Добром и Злом, способными преобразить человеческую жизнь в лучшую сторону. Нет! Этого не произошло. В 21 веке войны продолжаются. Оборонка тянет за собой науку, промышленность. Оружие массового уничтожения совершенствуется, а это  дорога в никуда.

Философ Николай Бердяев так предсказал драму третьего тысячелетия: технически человек преодолеет проблему пространства и времени, но при этом опустится на дно самого сложного и трагического одиночества, отчуждения и неразрешимой тоски.

Падение нравов ясно просматривается на полотнах великих художников. Меняется сознание людей, меняется их отношение к войне. Обзор этой темы полно дан в книге Паолы Волковой «Великие художники: большая книга мастеров и эпох» (Москва, 2016).
Любая война — грязь, кровь, сиротство, насилие, но с веками она становится всё ужаснее.  И хотя любая война развязывает самые низменные страсти у людей, но дело не в том массовом состоянии войны, а в том осмыслении, которое даёт некая высшая категория людей, художественная элита.

В истории остались великие картины, в которых художники провели разговор со временем. В 17 веке Диего Веласкес (1599-1660 гг.) нёс философию гуманизма, высокого разума, призывал милость к падшим. На картине «Сдача Бреды» (Мадрид, музей Прадо) показана передача испанцам ключей от побежденного голландского города Бреды. Художник одинаково красиво изобразил и победителей, и побеждённых. Они люди. Личности! У них жизнь впереди. Нет ожесточения. Есть великое уважение, с которым художник пишет всех воинов, и с поднятыми, и с опущенными флагами. Есть праздничность, а не уныние.

Проходит два века. Философия Франческо Гойи (1746-1828 гг.) — отвращение к войне, ненависть к насилию вообще.  На его полотне «Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года в Мадриде» (Мадрид, музей Прадо) в центре  изображён человек. Он в светлой одежде, стоит на коленях, раскинув руки, но он выше всех, он больше всех. Он выражает крик Испании, протест против французских оккупантов. У него нет страха. Отсутствие страха делает его победителем. Трое заложников расстреляны. Убитый лежит в объятиях земли. События происходят ночью, в темноте. Те, кто расстреливает мирных людей  — нелюди. Вместо лиц у них дула.

Пабло Пикассо (1881-1973 гг.) на полотне «Герника» (Мадрид, музей королевы Софии) изобразил войну 20 века, испанский город Гернику после бомбардировки немецкой и итальянской авиацией. Картина написана в чёрно-белой гамме. Мир потух, стал безжизненным. Все образы раздроблены, обезображены, доведены до крайней степени выразительности. Страх и отчаяние. Конец всему. Распад цивилизации. Уход разума. Возвращение мира к хаосу. В центре картины откуда-то, как будто врывается богиня справедливости Фемида со светильником в руке, освещает происходящее, требуя возмездия.

Как и художники, писатели  и поэты на протяжении многих веков призывают сохранять человеческие ценности. Возродить человека, как носителя высокого духовного начала.
 
В фильме «Последний из могикан» (экранизация романа Джеймса Фенимора Купера) изображены события 18 века. Идёт англо-французская война за американские колонии. Победившие французы отпускают побеждённых англичан, но воинов убивают индейцы. Они готовы сжечь на костре дочь побеждённого командующего форта, чтобы и наследников не было. На помощь пленённым приходит белый охотник Соколиный глаз, воспитанный жить велением внутреннего морально чувства — приёмный сын Чинганчука, вождя племени могикан, мудрых и храбрых воинов, честных и справедливых.  Чинганчук, увы, — последний из могикан.

Поворот в сознании Анны произошёл ещё в школьные годы. Из тихони она превратилась в смелую защитницу. В классе была девочка с физическим недостатком. Её дразнили. Ей не давали прохода. А обижают тех, кто других не может обидеть. Однажды Анна набралась смелости и решительно выступила на стороне обиженной:

— Вас много! Не стыдно? В чём её вина?

Так может поступить человек, чувствующий чужую боль. Обидчики повернули свой гнев на Анну. Она выдержала. Заслужила уважение.

Анна — человек постсоветского времени, но воспитана в лучших традициях советского периода. Это добросовестный труд, уважение к людям, товарищеская взаимопомощь, честность. Она — успешный человек. На вопрос: как стать успешной в наше время? ответила так:

— Нужны две  простые вещи: много работать и говорить правду. Людям нравится честность. Они к этому тянутся и потянутся к тебе. У многих понятие успех – деньги. Уходя из жизни, деньги  с собой не возьмёшь. Конечно, мне приятно носить хорошие качественные вещи, но я не делаю из этого культ.

— Но люди часто ведут себя так, будто собираются жить вечно. Их настолько занимают деньги, что они забывают о жизни.

— Духовное развитие для меня гораздо важнее. В этом ценность выше. Для меня успех — это не только удача в достижении цели, но и признание в обществе. Что ты сделал в этом мире? Какой твой отпечаток в истории? Сколько людей будут о тебе помнить?

— Часто успешные люди становятся игрушкой своего успеха, своего ослеплённого «Я».
 
— «Я» любой ценой — это конец человека.

Анна говорила искренне. Всё верно. Художник не должен думать о хвалебных отзывах критиков, о вознаграждении за свою работу. Он должен думать о красоте, готовой сорваться на холст с кончика его кисти.

Если человек делает то, что делает его счастливым, интуитивно выбирая это из миллиона других дел, неудач быть не может. Процесс идёт. Если результат хорош — человек чему-то учится. Если плох — учится ещё больше. Пока ты не останавливаешься, неудач быть не может. Остановился, нарушил творческий процесс, перестал развиваться. Только из опыта рождается качество. И это прекрасно!
Анна работает. Много работает. В ней гармонично сочетаются несовместимые, казалось бы, добродетели: она остроумна и милосердна, порывиста и безмятежна, чувствительна и прохладна, импульсивна и скромна. Тончайший налёт небрежности туалетов ставит её выше стандартного шика манекенщиц.

— О чём вы мечтаете? — интересуюсь я.

Лица Анны озаряется улыбкой и принимает выражение: если мечтать, то по полной!

— В детстве, — признаётся она, — я мечтала стать волшебницей. Я стала ей!

Может, эта мечта и была первым движением именно художника, первым проявлением того, что её внимание было направлено в сторону вымысла, в сторону создания нового, необычного, в сторону яркости, красоты. Она осуществила мечты мамы. Хотела, чтобы родные гордились ей. Гордятся. Живопись помогла ей понять кто она.
 
Дорога к людям — самый трудный путь, который должен пройти человек, чтобы открыть истину и быть счастливым. Мир в главном будет таким для тебя, каков ты сам.

—  Мечтаю создать картину…

Я перебиваю Анну:

— Минуточку! Есть такое стихотворение Вадима Ямпольского: «Неужели художник не слышит/ Звуки грома, входящего в раж?/ Он не глуп и поэтому пишет/ Большей частью безлюдный пейзаж». Вы мечтаете не о безлюдном пейзаже, а о картине?

— Так оно и есть. Я понимаю, что это сложно, но хочу написать картину, созвучную нашему времени, в которой не только современные зрители, но и будущие поколения найдут ответы на свои этические и эстетические чаяния. Картину, превращающую мгновение в вечность. Воспитывающую души.

— Желаем успеха!

На днях Анна рассказала такой эпизод: «Случайное знакомство за барной стойкой с прекрасной, сильной девушкой (взгляд, осанка, тембр — все это выдавало: она сильна духом). Сдержанная беседа, слегка с невозмутимой ухмылкой вначале (выяснилось что она пишет картины, и профи в своей деятельности, связанной с живописью и рисунком). И тут я попросила добавить меня в друзья в соцсети.  Произнесла свое имя (выглядела я давольно забавно: блестки, красная помада, купальник с глубоким вырезом…)  Вдруг эта сильная девушка вскакивает; с милым, ярко улыбающимся лицом обнимает меня и в голос сообщает: « Ты же легенда!!!!!» Я вошла немного в ступор…Мне всегда страшно, когда так, ибо, кажется, что не заслуженно…. Это шутка, но что-то во мне поменялось после её слов… КАК ВЫ ДУМАЕТЕ , что нужно совершить в этой жизни, что бы стать ЛЕГЕНДОЙ?"
Заключение http://proza.ru/2023/07/31/407