Еще про чат ГПТ

Ritase
Если верить сообщениям прессы, чат ГПТ пробил очередное дно, выйдя в финал конкурса фантастических рассказов, где нейросеть  участвовала анонимно. По мнению нескольких профессиональных сочинителей фантаст-контента, включая автора саги о дозорах Лукьяненко,    железяка  оказалась в числе  лучших 39 из 644 кандидатов, то есть   опередила по качеству текста 15  из 16 белковых конкурентов. И это еще не вечер.  Чат не утратил  возможности войти в тройку призеров, а то и  занять первое место.

     Можно, конечно, иронизировать по поводу того, что типичный  фантаст не отличает своего брата от машины –  я, откровенно говоря,   плохо отличал обычного сочинителя фантастики от ЭВМ  с тех пор, как стал читать на литературных сайтах.  Но сообщение –  если оно, разумеется, не утка – настраивает скорее  на  философский лад.

      Первая мысль, которая приходит в голову: производство хлама, который называется массовой литературой – фентези, любовных и детективных романов, ужастиков и т. п. – вскоре станет машинным производством.  Полагаю,  наиболее продвинутые сочинители уже вовсю используют ИИ , не особенно это афишируя; нейросеть  позволяет коренным образом поднять производительность:   если раньше на написание   нетленки о попаданце  уходил месяц, то  с ИИ  можно уложиться за три дня. Следующим шагом, вероятно, станет  возможность для читателя за смешные бабки сколотить  книгу для себя, любимого,  по нескольким ключевым словам, наподобие  того, как нейросетью  генерируются изображения. Скажем:  «роман о возвышенной  любви нейрохирурга и медсестры», либо же «детектив в средневековом антураже по образцу Умберто Эко»…  Наступит  в полном объеме смерть автора, о которой писал  постмодернист Барт.  Литература окончательно отделится от жизни, замкнется на саму себя и будет бесконечно пожирать  собственный хвост, как мифическая змея уроборос.

         Нейросеть наглядно демонстрирует, что  для создания литературного продукта не обязательно соприкасаться с реальностью — достаточно знакомства с тем, что уже сказано  о реальности. У нейросети, в отличие от человека,  нет  действительности  вне литературы – запахов, цветов, эмоций, и тем не менее она успешно компилирует чужой опыт, делая нечто, почти не отличимое от высказывания человека,  «внелитературной» реальностью обладающего. По сути, машина лишь соединяет в единое целое большое количество клише, и получающийся в результате объект оказывается плохо отличим от деятельности человека, занимающегося тем же самым  – сбором чужих клише в то, что он считает собственным творением. Чат по сути штампует подделки и большинство людей, как это происходит с имитаторами Вермеера, либо Ван  Гога, не может отличить оригинал от копии.

     Возможно, таким образом, что успех ИИ в конкурсе фантастики всего  лишь демонстрирует  никчемность  среднего представителя   фантастического жанра как начисто оторванной от реальности «вещи в себе», синтетического наркотика для любителей эскапизма. Низкопробная литература будет впредь штамповаться не машиноподобными людьми, но человекоподобными машинами – только и всего.  Небольшая, по сути, потеря…  Мне, однако, кажется что возможен  и куда более печальный для гомо сапиенса вариант, когда удастся создать полноценную виртуальную копию индивидуума – с электронными ощущениями и эмоциями, дополненными нечеловеческой памятью, эрудицией  и трудолюбием. И  «Войну и мир» этого дивного нового мира напишет  машина…