Белые музыканты и певцы умеют ли петь играть джаз

Зера Черкесова 2
 Илл.:Элла Фицджералд.


Заметки из личных дневниковых впечатлений относятся к августу 2014г. Публикую с минимальными правками и сокращениями, так как полагаю материал сохраняющим актуальность. Все оценки субъективны, возможно, в чем-то спорны. Прошу не судить строго, а дискутировать разрешается.

Еще по теме: статья памяти Уитни Хьюстон:

ссылка
http://www.stihi.ru/2012/02/19/7436
I Will Always Love You. Памяти Уитни Хьюстон

илл.:Элла Фицджеральд в молодости. "Мама джаза".

Лоуренс Альма Тадема, художник
Проект телеканала Культура «Большой джаз».

Великолепный ново-орлеанский джаз-банд.

Тема:Бродвей и темы из бродвейских спектаклей и мюзиклов.

Оркестр п/у Ирвинга Мейфилда

Леди-бродяга
Кола Портер. Тема из мюзикла
Канкан»Я люблю Париж»
Курт Вайль, Бертольд Брехт зонг из «Трехгрошовой оперы».
Дж. Гершвин. «Я поймал ритм»
  Из мюзикла «Безумная девушка».

10 августа 2014г.
На канале Культура
Концерт в Большом зале Моск. консерватории
Эльдар Джангиров(ф-но) и его трио (контрабас, ударные)

Исключительно виртуозный джазовый пианист! Блестящий джазовый ансамбль. Из запомнившихся пьес для джаз-трио – виртуознейшее:Э.Джангиров. Точка зрения.
Вчера слушала Гершвин. "Я поймал ритм". Сегодня в версиях симф.орестра и ф-но:Гершвин. "Я почувствовал ритм".
 

Вчера я отметила на проекте "Большой Джаз", что женский дуэт звучит совсем не джазово, несмотря на отчаянный свинг обеих девушек. И вырядились как попугаи, в джазе это не принято. Молодая негритянка Кармен(ударение на первый слог) в коротком черном платье без всяких блесток и украшений, но в парике из длинных рыжих волос, что на негритянке выглядело причудливо, пела экспрессивно, задорно, низким негроидным тембром «Hello, Dolly!», «Cabare». Здесь вокалисты аккомпанировали(!) инструменталистам джаза, соревнующимся в мастерстве джазовой импровизации.  Когда вокалисты аккомпанируют инструменталистам…

Наши же две девушки развили свинг, но это было стучанием дождевых капель по окну, а ансамбля не вышло.

И самое главное. Давид Голощёкин, председатель жюри, разнес в пух и прах отсутствие ансамблевости, но хотя он профессиональный джазмен, в вокале не так понимает. Он не отметил, на мой взгляд, главного:голоса девушек звучали карикатурой на джаз. По контрасту с негритянкой Кармен это была особенно заметно.  Белые певицы редко умеют петь джаз так, чтобы это звучало аутентично. Отчасти верно мнение, что белым музыкантам не дано играть и петь джаз по настоящему. Нет той трудновыразимой органики, что дано черной расе  в сочинении, исполнении, импровизации джаза, блюза, спиричуэлс, даже рок-н-ролла в аутентичном исполнительском драйве.

Джаз должен петься на грудном регистре и низких обертонах. Потому что черные певцы поют грудными тембрами. «Я увидел бронзовую девушку с грудным голосом» -  воспоминание об Элле Фицджеральд в пору ее начала.

Более того. В звучании голоса «по джазовому» должно быть что-то неуловимо-чувственное, «маслянистое» в краске голоса. Хорошо:медитативное несмотря на бурлящий драйв и в парадоксальной слиянности с ним!

  ХИБЛА ГЕРЗМАВА

Недавно я смотрела дуэт замечательной певицы Хиблы Герзмава, увлекающейся джазом, сама она родом из абхазской Пицунды.  Дуэт был с чернокожей американской певицей джаза. И что же?
Есть оперные певцы, поющие джаз. Пример. Известная оперная певица и общественный деятель Барбара Хендрикс, хотя и колоратура, что нетипично для черной певицы(возможно, мулатка), но блюзы и спиричуэлс в ее исполнении интересны.  И первая ее партия это Клара в опере Гершвина "Порги и Бесс".

А по дуэту Герзмавы(можно послушать на ее сайте).
Негритянка пела ДЖАЗ КАК ДЖАЗ. Долго и мощно. Когда включалась Герзмава с своим оперным вокалом, то это звучало карикатурно!
Во-первых, Хибла Герзмава, народная артистка России, лирико-колоратурное сопрано, даже с упором в сугубо колоратурное. Ее тесситура  высокая, тембр лирической колоратуры. Несоответствие нашим представлениям о настоящем джазовом тембре, низком и чувственном, становится особенно обостренным когда поют обладатели высоких голосов. Те две девушки, о которых выше, также обладательницы высоких славянских голосов, хороших для русской песни, русской лирической оперы, но не афро-американского джаза. Но разве это обязательное условие? Разве нельзя петь джаз высоким голосом и тоже будет захватывающе? Возможно. Но для этого сломать стереотипы и шаблоны, создать новое направление, а чтобы впечатлило публику, петь джаз изумительно, чего у белых певиц я не встречала. Лариса Долина возможно лучшая из российских певиц джаза, во всяком случае, самая известная в этом амплуа, однако она обладательница в молодости крепкого меццо-сопрано, и сейчас поет уже менее блестящим, но еще более низким голосом, с отточенной техникой джаза, дух которого она привнесла в эстрадную песню, в этом ее новаторство. И это важное условие, объясняющее почему ей удается джаз - органика соответствует. Но даже она проигрывала в дуэте с черной певицей Gloria Gaynor(Глорией Гейнор).

Помню телефонный(!)импровизированный дуэт в ток-шоу А. Малахова - Ларисы Долиной  с приехавшей из Америки эмигрировавшей давно, джазовой певицей Армении Татевик Оганесян. Ведущий галантно заметил, что завтра вся Армения проспит на работу.

А вот Хибла Герзмава в дуэте с американской певицей соул устроила комичное представление. И дело даже не в тембре, а том, что Хибла решила будто джаз она споет на раз, два. Если оперная певица. Но в любом амплуа своя неповторимая специфика. Привнесение ею оперной манеры в джаз не впечатляло, а в дуэте с профессиональной, а не любительствующей как она, певицей джаза  выглядело стилевым разнобоем, дуэта, ансамбля не получилось. Попытки джазово окрасить оперный вокал, Герзмаве, во всяком случае, не удались, хоть это был бы интересный эксперимент.
      
21.03.2019 11:22 Стихи ру

30.07.2023 04:26 Проза ру

Белые музыканты и певцы умеют ли петь играть джаз
Зера Черкесова Новеллы
https://stihi.ru/2019/03/21/4168
© Copyright: Зера Черкесова Новеллы, 2019

О другой афро-американской певице соул Уитни Хьюстон ссылки на ми публикации:
Свидетельство о публикации №119032104168



https://zera-cherkesov.livejournal.com/529154.html