От любви до ненависти

Михаил Ханджей
Медея была дочь колхидского царя Ээта и его жены, океаниды Идии.

 Когда предводитель знаменитого похода аргонавтов в Колхиду за золотым руном Ясон (Язон, Иасон) пришёл приветствовать Медею, она с первого взгляда влюбилась в него. Ясон предложил ей свою руку и сердце, и она с радостью сбежала из отчего дома и пошла за ним на корабль, оказав  помощь в похищении золотого руна. После торжественного прибытия на Родину в Иолк и принесения благодарственных жертв богам Ясон поблагодарил друзей за помощь в походе за золотым руном и распустил дружину по домам.

Сам же отправился к Пелию-царю Иолка, в надежде получить обещанный трон за  доставленное золотое руно. Но Пелий отказался передать трон Ясону. Тогда тот решил его убить.
 
Надо сказать, что за время пути на родину любовь Ясона успела остыть. Медея же всеми способами пытавшаяся удержать любовь Ясона, пошла ради этого на преступление.

По её наущению дочери Пелия (Пелиады) перерезали своему отцу горло, поверив Медее, что после этого  она  вернёт Пелию молодость, влив в его жилы волшебный отвар.

Но Медея обманула их: разрезав тело Пелия на куски, она бросила их в котёл с кипящей водой и со злорадным смехом унеслась на колеснице, заряженной крылатыми драконами. Дочери же Пелия сошли с ума от ужаса.
 
Это преступление навлекло на Медею месть Акаста, сына Пелия, и ей пришлось бежать из Иолка вместе с Ясоном.

После долгих странствий они нашли прибежище у коринфского царя Креонта. Там у Медеи родились сыновья Мермер и Ферет. Медея надеялась, что муж успокоится, обретя семейное счастье.

Но Ясон был слишком честолюбив и хотел стать царём во что бы то ни стало. Поэтому присмотрел дочь Креонта Главку, которой очень импонировал такой прославленный герой, и решил жениться на ней, чтобы после смерти Креонта взойти на коринфский трон.

Получив согласие Главки и Креонта, Ясон сообщил Медее о предстоящих переменах и стал взывать её к благоразумию. Он, мол, любит её как прежде, но должна  же она понять, что его первейшая обязанность – позаботиться о своём счастье и о счастье своих сыновей.

 Любовь Медеи превратилась в ненависть – ненависть ко всем, но прежде всего к изменнику мужу.
Сделав вид, что она примирилась со своей судьбой, Медея сделала Главке свадебный подарок: драгоценное одеяние и золотой венец.

 Едва Главка надела эти дары, как яд, которым они были пропитаны, начал действовать. Отравленная одежда заживо сжигала её тело, а венец сжимал голову, как раскалённый медный обруч. Отец тщетно пытался спасти дочь, срывая с неё одежду: отравленная ткань прилипала к нему и заражала его кровь убийственным ядом. Отец и дочь погибли в страшных мучениях.

 Но Медее этого было мало – она убила и собственных сыновей, как о том пишет Еврипид *). Ясона она оставила в живых для страдания и дальнейших несчастий.

 А сама, покинув разбитого горем и отчаянием мужа, Медея сбежала к афинскому царю Эгею и вышла за него замуж, пообещав вернуть ему молодость.

Когда в Афины прибыл сын Эгея, Тесей, Медея попыталась отравить и его, но на этот раз её преступление было разоблачено, и Эгей изгнал её из Афин. На колеснице, запряженной крылатыми драконами, окутанная тучей, Медея унеслась на восток.

 Несчастье закрыло перед Ясоном ворота всех городов и дворцов. Прославленный герой, некогда возглавлявший самых знаменитых богатырей со всей Греции, долгие годы скитался как последний бездомный изгнанник.

И смерть его была бесславной. Однажды, проходя через Истм, он увидел свидетеля своей боевой славы – корабль «Арго», который гнил на берегу. Ясон прилёг отдохнуть в его тени. Когда он уснул, на него рухнула сгнившая корма и погребла его под своими обломками…
__________________________________________________________
*) Еврипид (480-406 до нашей эры), древнегреческий поэт-драматург, изме­нил традиционное сказание, сделав виновницей гибели детей Медею.

Он посвятил Медее одну из трагедий («Медея»). До нас дошло 17 из 92 написанных Еврипидом трагедий. Вместе с Эсхилом и Софоклом, он считается одним из стол­пов греческой драмы.

Сюжет, как правило, заим­ствовался из мифа. Еврипид подвергает традицион­ные мифы изменениям — их персонажи утрачивают героические черты и превращаются в обыкновен­ных людей. Афиняне понимали героев Еврипида и сочувствовали им потому, что они были реалистич­но обрисованы и напоминали им самих себя.

Версия Еврипида. Медея помогла Язону завладеть золотым руном, ради него покинула родину, убила родного брата — и вот Язон собирается жениться на другой и выгнать Медею с детьми из Коринфа.
Мало того, Язон заявляет, что она еще и должна быть благодарна ему за то, что ее вытащил из варварской Колхиды в цивилизованную Элладу. Медея обладает страстным темпераментом, и значит беспредельны ее гнев и жажда мести. Ей неоткуда ждать поддержки, только она сама может восстановить свое поруганное достоинство.
Все это толкает ее на страшную месть: чтобы сделать больно предавшему ее Ясону, она убивает двух своих сыновей.
Есть ещё одна версия — что оскорбленная Медея, решив отомстить сопернице, послала ей через своих детей отравленный наряд и, когда стало известно о гибели царевны, бежала из Коринфа, оставив сыновей под защитой храма Геры. Однако коринфяне не посчитались с неприкосновенностью храма и в гневе убили детей Медеи и Ясона, за что впоследствии должны были ежегодно приносить искупительную жертву.