Когда настанет тьма

Никита Церес
 Однажды в одном маленьком городке стали происходить странные события. Жители начали видеть по ночам странного человека в черном плаще. Он медленно прогуливался по улицам, а его глаза светились красным светом. Кто-то понял, что это был сам дьявол. Потому что каждый, кто встречал этого человека на своем пути, тут же становился его рабом: выполнял любое его приказание и каждый день молился ему. Тот, кто не выполнял приказов господина, подвергался страшной смерти.
 Вечером дьявол собрал на главной площади всех жителей вокруг себя и стал произносить странную речь страшным голосом на неизвестном языке. Это был непонятный поток слов. Когда он закончил, все собравшиеся стали кричать от страшной боли. Все происходило, как в замедленной съемке. Перед ними вдруг возник огромный мужчина в форме маршала. Глаза его так же светились красным цветом. Он поднял руку. Наступила тишина.
 - Как видите, - сказал маршал, указывая на площадь, – вы давно предали не только Бога, но и саму человеческую природу, превратив себя в рабскую расу. За это вы должны умереть…
 Эти слова были встречены всеобщим молчанием.
 Маршал быстро прокричал какую-то команду, словно это было приказание. И город был мгновенно окружен танками. Вражеские солдаты вошли в город и стали убивать всех, кого встречали на своем пути. В их глазах не было ни малейшего проблеска жалости. Людей терзали, как скот.
                ***
 История закончилась.
 - В чем смысл каждой человеческой трагедии? Для кого-то это может быть очередным бессмысленным жертвоприношением, — говорил рассказчик, глядя на пламя. Он сидел у костра, слегка раскачиваясь в старом кресле. Его глаза смотрели на склон далекого холма. – Для других – тот свет, которым заливают тот же странный дух огня в центре мироздания, рождая зловещие галлюцинации.
 Рассказчиком был старый священник, который сбежал из городка во время жутких событий, описанных выше. Спрятаться ему было негде, и увидел он далекую затерянную деревню, где он и остановился. Этого священника звали Павел.
 Над головой у него было пасмурное небо с серыми тучами. В окружающем пейзаже чувствовалась какая-то печаль, пронизывающая его.
 Рядом с ним у костра сидел, поджав ноги, Марк. Это был высокий человек неопределенного возраста. Они оба были укутаны в теплые плащи и смотрели на огонь. Вокруг больше не было ни души.
 Марк спросил:
 - Из-за чего же все эти события начались?
 - Люди стали забывать Бога. Они забыли о том, что Творец создал все существующее. И в их сознании зарождались темные соблазны. В первую очередь – зло. На самом деле Бог давно исчез из этого мира, и людям трудно было в это поверить. Дальше – больше. Постепенно люди стали уничтожать сами себя, чтобы доказать себе и другим, насколько они больше и сильнее любого созданного Богом существа, будь то даже их ближний. Жестокость стала нормой. А в этом не было ничего благородного! Наоборот, в обществе это считалось выражением силы. А потом беда пришла на нашу землю: пришел на землю диавол. Он сообщил собравшимся людям, что скоро будет происходить в этом мире. Но люди не поняли, это был чужой для них язык, но после этой речи они внезапно стали кричать от боли. Вся площадь наполнилась криками. Вскоре диавол объявил им приговор, и началось кровопролитие.
 Марк сидел и слушал с удивлением. Потом он сказал:
 - Значит, жители города стали совершать страшное зло? Зачем? Неужели они все жили так бездуховно и бессмысленно?
 Священник сказал:
 - Здесь не только узкая группа жителей, но и все человечество в целом. Это был театр, устроенный для того, чтобы люди осознали тяжесть своей греховности.
 - Вот как, - сказал Марк. – Это понятно. А другие? Что делали остальные?
 - Они в ужасе наблюдали за происходящим, затаив дыхание, в страхе и одновременно в надежде, что теперь что-нибудь изменится. Они не желали видеть надвигающийся ад, и ни в коем случае не приближали его, потому что понимали, как он чудовищно ужасен. – Павел вздохнул и замолчал. – Направленный на них гнев Сатаны был невыносим, - сказал он. – Поскольку личности одни происходят от злых духов, тогда как другие отдельные личности происходят от Святого Духа Божьего. Именно это и приводило к страданиям душевным – вторые страдали от первых. И первой жертвой был выбран тот, чей дух в своей основе был преисполнен чистотой и добросердием. Все остальные поддались искушению.
 - И кто же это был? – спросил Марк, уже порядком встревоженный.
 - Им был один праведный отрок. И он был самым выдающимся по своей духовности человеком – во всех отношениях непосредственным и искренним. Имя его было Стефан. Это был один из самых праведных и чистых людей на земле с самого своего рождения. В нем отроду не было ни злобы, ни высокомерия, ни коварства. Поэтому он и был самым светлым из всех людей. Единственное, как он жил – именно по совести. И он постоянно принимал удары судьбы, считая это своим долгом. Погиб он, приняв муки. Господь велел ему погибнуть прежде назначенного срока, но с мудростью и смирением приняв мученическую кончину от рук остервенелых грешников. От тех, кто предал своего Господа и нанес иным невинным личностям множество несправедливых и тяжелых ран.
 - А как он умер?
 - Он погиб, когда его подвергали пыткам. Били его и ножом, и плетьми, и палками. Но он не покорился греховной толпе. Умирающего Стефана фашисты били без жалости и сострадания. Изорвали, искромсали, изувечили в кровь. Парень перенес очень страшные муки, но дух его воспарил вниз и воссиял над смертью.
 - Надо же… - тихо, с невольной жалостью сказал Марк.
 Дальше они сидели в молчании. Вокруг была суровая тишина. Тучи плыли по небу. Было холодно, усиливался ветер. Далекий холм был очень темным. Где-то вдали грянул гром.
 Оба думали о своем. Павел раскачивался в кресле и размышлял о судьбе человечества. Он думал: то, что происходит сейчас в мире – оно неизбежно. Марк, наоборот, сидел на месте и мысли его были заняты лишь созерцанием окружающего мира. В его голове была полная сумятица – бесконечное количество догадок, сомнений и вопросов.
 Много времени они просидели вдвоем у костра, глядя на пламя, и разговаривали на самые разные темы, которые только приходили в голову.
 А в это время Судный день полностью вступил в свои права.  Все вокруг залил розовый свет. Уже можно было говорить о начальных стадиях светопреставления. Об этом говорили первые же стычки между двумя большими армиями, зашедшими друг другу в тыл – армия ангелов шла по мосту к краю неба, а армия демонов – по середине к нему. Они столкнулись и стали биться друг с другом. Когда армии стали взаимно убивать друг друга, солнце опустилось к горизонту. Вскоре повсюду уже стоял ночной мрак. Бесконечная и непроглядная тьма. Стало совсем тихо. К этому времени стала очевидна не только гибель обеих армий, но и гибель мира – все небо затянуло густой черной мглой.
 Павел и Марк видели гибель этой земли. Они остались одни в запустевшей деревне. Деревня была необитаема много лет. Они пережили эту катастрофу, и теперь, возможно, остались единственными живыми людьми в этом мире. Теперь они осознали: жизнь подобна огню. Она уже угасала, как свеча, догорающая с каждой уходящей секундой.
                ***
 То, чем был когда-то человек, теперь перестало быть человеком и очень далеко ушло от того, кем он ранее был. Люди, например, полностью утратили способность говорить с Богом. Они уже сто лет, как жили отдельно от Него.  И теперь, когда на Земле наступил судный день, они вообще не подозревали, впрочем, не столько о самом суде, сколько не знали о том, кто и как будет при нем судим, потому что ни у кого уже ни на что не оставалось надежды.
 Так погибла последняя попытка человека сохранить человеческое достоинство.

Июль 2023 г.