Дачные заметки-4. Клубника

Григорий Рейнгольд
предыдущая часть http://proza.ru/2022/06/14/1369

Мысли, пришедшие во время сбора клубники

Середина июля. Поспела клубника, которой у нас не так много. В дачной работе я на вторых ролях, не считая картошки. А всем остальным ведает супруга. Я, в основном, поливаю и собираю урожай. Так вот, собираю клубнику. Жена её посадила, оберегает от сорняков, которые постоянно пытаются на этой земле навеки поселиться. А я собираю урожай.
А это работа тоже нелёгкая. Клубника поспевает недружно. Где-то ещё цветёт, где-то ещё зелёные плоды, местами белобокая, а где-то уже красная со всех сторон. Надо только такую брать. Красную ягоду увидел, посмотрел её со всех сторон, убедился, что она полностью поспела, тогда только надо осторожно сорвать. Не помять, в ведро аккуратно положить. Если по ошибке сорвать белобокую – плохо, если пропустить и не сорвать поспевшую, тоже плохо. Она загниёт просто. Да ещё не наступить на ягоду, которая под кустами скрыта.
Тяжёлая это работа. В наклон – тяжело, на корточках сидеть – тяжело, на коленях стоять – ноги затекают… Но ничего, потихоньку работа идёт. Часа полтора-два и литров 5-6 собрано. Можно домой везти.
По правде сказать, клубника наша неважная: много ягод чёрной землёй замазано, много мелкой, много неправильной формы. Если бы я захотел такую клубнику на рынке продать, меня бы засмеяли. Не товарная ягода. Да мы и не собираемся торговать, только для семейного пользования.
И вспомнился герой фильма «Берегись автомобиля» (авторы сценария Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов), которого бесподобно сыграл А. Папанов. Вот цитата из повести тех же авторов, по которой сделан сценарий:
«Благодарное отечество выделило подполковнику в отставке Сокол-Кружкину тридцать соток Подмосковья. Получив надел, Семен Васильевич пошёл по стопам Мичурина. От великого селекционера он отличался не только тем, что не был новатором. Сокол-Кружкин пристрастился исключительно к одной культуре – «клубника ранняя». Пока его старые боевые друзья трудились на целине директорами совхозов, поднимали в деревнях отстающие хозяйства и создавали животноводческие фермы, Семен Васильевич добивался высоких урожаев «клубники ранней» на собственном участке. Признательные москвичи платили ему за это на новых благоустроенных рынках немалые деньги…»
Хороший, кстати, приём: придумай смешную фамилию, заставь героя неправильно говорить, представь его барыгой, и успех обеспечен. Публика будет смеяться, а начальство похвалит за борьбу   с чуждым элементом.
И вот, какая мысль пришла в голову: если отставной подполковник, человек немолодой, на тридцати сотках выращивает хорошую клубнику, которую люди с удовольствием покупают, то честь ему и хвала! Обработай тридцать соток, посади клубнику, сбереги от сорняков. Поползай по тридцати соткам, собирая урожай. Несколько вёдер ягоды ежедневно в течение месяца! Но ведь вырастить и собрать, это ещё полдела. Её, пока она не испортилась, нужно до рынка довезти, часа два за прилавком простоять, пока всё не раскупят. Да накладывать в стакан аккуратно, чтоб не помять, да сдачу считать в уме, чтоб покупателей рассчитывать. Да за такую трудовую доблесть его надо орденом наградить!
А писателям-сатирикам, которым признательное государство платило немалые деньги, я бы посоветовал вот что. Поставьте, уважаемые писатели, свою пишущую машинку на пол. И пишите свои опусы либо в наклон, либо сидя на корточках, либо стоя на коленях. И когда у вас от такой работы закружится голова и скакнёт давление, возможно, вы поймёте, как эта клубника достаётся, и бросите своё интеллигентское высокомерие по отношению к простому народу.

Примечание: я в курсе, что с точки зрения ботаники, клубника, это не ягода. Как и малина, кстати. Слово «ягода» здесь используется не в научном, а в бытовом и гастрономическом значении.

продолжение следует