Цитата из Истории... Карамзина

Александров Владимир
 Из авторов, написавших на историческую тему, более всех я склонен доверять Карамзину. В его трудах использовано очень много документального материала, по которому можно читающему самому представить как что было. Например про Ивана Даниловича "Калиту" мне подумалось, как он собираясь к хану по вызову, побаивался, что может и не вернуться, написал завещание. Удивился, как подробно все расписано, а каким богатством обладал вельможа!

  "Древняя русская пословица: "Близ царя, близ смерти, родилась, думаю, тогда, как наше отечество носило цепи монголов. Князья ездили в Орду как на Страшный суд: счастлив, кто мог возвратиться с милостью царскою или по крайней мере с головою! Так Иоанн Данилович, в начале своего великокняжения отправляясь к Узбеку, написал завещание и распорядил наследие между тремя сыновьями и супругою, именем Еленою, которая преставилась монахинею в 1332 году. Сия древнейшая из подлинных духовных грамот княжеских, нам известных, свидетельствует, какие города принадлежали тогда к Московской области и как велико было достояние князей. После обыкновенных слова "Во имя Отца и Сына и Святого духа", Иоанн говорит: "Не зная, что Всевышний готовит мне в Орде, куда еду, оставляю сию душевную грамоту, написанную мною добровольно, в целом уме, и совершенном здравии. Приказываю, в случае смерти, сыновьям моим город Москву: Отдаю Симеону Можайск, Коломну с волостями; Ивану Звенигород и Рузу; Андрею Лопастну, Серпухов, Перемышль; княгине моей с меньшими детьми села, бывшие в ее владении ( следуют имена их)..."так же оброк городских волостей, а купеческие пошлины, в оных собираемые остаются доходом наших сыновей. Ежели татары отнимут волость, или село у кого из вас, любезные дети, то вы обязаны снова уравнять свои части или уделы. Люди "численные"-т.е. вольные, окладные, платившие дань государственную-"должны быть под общим вашим ведением; а в раздел идут единственно купленные мною. Еще при жизни дал я сыну Симеону из золота четыре цепи, три пояса, две чаши, блюдо с жемчугом и два ковша, а серебром три блюда; Ивану из золота четыре цепи, два пояса с жемчугом и с каменьями, третий сердоликовый, два ковша, две круглые чаши, а серебром три блюда; Андрею из золота четыре цепи, пояс фряжский жемчужный, другой с крюком на червленом шелку, третий ханский, два ковша, две чарки, а серебром три блюда. Золото княгинино отдал я дочери Фетинье: четырнадцать колец, новый, сделанный мною складень, ожерелье матери ее, чело и гривну; а мое собственное золото и коробочку золотую отказываю княгине своей с меньшими детьми. Из одежд моих назначаю Симеону шубу червлёную с жемчугом и шапку золотую, Ивану желтую объяринную шубу с жемчугом и мантию с бармами, Андрею шубу соболью с наплечками, низанными жемчугом, и портище алое с нашитыми бармами; а две новые шубы, низанные жемчугом, меньшим детям, Марье и Федосье. Серебряные поясы и другие одежды мои раздать священникам, а 100 рублей, оставленных мною у казначея, по церквам. Большое серебряное блюдо, о четырёх кольцах отослать в храм владимирской Богоматери. Прочее серебро и княжеские стада, кроме двух, отданных мною Симеону и Ивану- разделить моей супруге и детям. Тебе Симеон, как старшему, приказываю меньших братьев и княгиню с дочерьми : будь им по Боге главным защитником. - Грамоту писал дьяк великокняжеский Кострома, при духовных отцах моих, священниках Ефреме, Феодосии
 и Давиде; кто нарушит оную, тому Бог судия." К грамоте привешены две печати: одна серебряная, вызолоченная с изображением Спасителя и св.Иоанна Предтечи, и с надписью: печать великого князя Ивана, а другая свинцовая- В сем завещании не сказано ни слова о Владимире, Костроме, Переславле.  и других городах, бывших достоянием великокняжеского сана.Иоанн, располагая только своею отчиною, не
мог их отказать сыновьям, ибо назначение его преемника зависело от хана.