Синтаксис и Логика Смысла

Ольга Антоновна Гладнева
         Урок для «чайников» по грамматике русского языка по теме:
                «Синтаксис и логика смысла»

            Каждый язык мира имеет свой синтаксис. Русский – тоже
Синтаксис - это раздел грамматики, изучающий формы и типы предложений, виды словосочетаний 
  Выражаясь простым языком – синтаксис изучает способы объединения слов в словосочетания и предложения,  расстановку слов в определённом порядке логической связи.

 Основная схема правильного построения предложения , т.е. расстановка слов, в русском языке  - подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.

Подлежащее – это – субъект, носитель действия.
Сказуемое – действие субъекта
Второстепенные члены – это объект, на который направлено действия каким – то образом, в какое-то время, куда-то, в какое-то место, почему, зачем – образ причины и т.д.

ПРИМЕР:
Дети пошли гурьбой утром в лес за грибами  - груздями и лисичками.
дети –  подлежащее, деятель, субъект,
пошли –  сказуемое, действие субъекта,
все остальные слова – второстепенные члены

Поэтому второстепенные члены так и называются, помните – из школьных уроков по русскому языку – 
дети пошли  - как? – гурьбой - обстоятельство образа действия,
пошли – когда? – обстоятельство времени действия – утром,
пошли  за чем? – за грибами – обстоятельство цели
груздями и лисичками – уточняющее дополнение.

  Каждому слову своё место. От правильного порядка слов зависит четкость, ясность, высказанной мысли – смысловая логика сообщения. 

Что, к сожалению, очень часто нарушается пишущими,  а ещё к большему сожалению – журналистами, компетентных изданий,  в том числе – публикаций на сайтах Интернета.

 Ну, вот, например, как встретилось ныне мне одно предложение в статье о вспышках на солнце :

«Если она происходит вблизи центра обращенного к Земле солнечного диска, то может вызвать сильный шторм солнечной радиации и выбросить большое количество корональной массы, что станет причиной экстремального геомагнитного шторма на Земле»

( публикация – «Крупнейший в мире солнечный радиотелескоп начал работать в Китае»
https://pogoda.mail.ru/news/57201900/ )

 «Если – кто, что? - она (т.е. – вспышка – авт.) – что делает? – происходит,
происходит  где? – вблизи центра, (тут нужна запятая, но в тексте её нет - авт.),
центра какого? – обращённого к Земле…

      А дальше  получается – затруднение  с постановкой вопроса смысловой связи слов….
Чушь получается!
К Земле – чего ?- солнечного диска… Что это за  «Земля солнечного диска»?
Земля солнечного диска – ни логики, ни смысла – какой-то абсурд!

Давайте  правильно расставим слова в этом предложении, придерживаясь правил «школьной» грамматики:

  Если она (вспышка) – подлежащее, деятель, субъект, носитель действия;
она – что делает? – происходит - сказуемое, действие;
  происходит – где? – вблизи центра солнечного диска – обстоятельство места действия;
а именно какого, какой части солнечного диска? – обращённого к Земле -  УТОЧНЕНИЕ места действия;
ПИШЕМ ПО ТРАДИЦИОННОЙ СХЕМЕ:
«Если она происходит вблизи центра солнечного диска, обращенного к Земле, то может вызвать сильный шторм солнечной радиации и выбросить большое количество корональной массы, что станет причиной экстремального геомагнитного шторма на Земле» - НАЛИЦО ЛОГИКА СМЫСЛОВОЙ СВЯЗИ СЛОВ, ВСЁ ЯСНО И ПОНЯТНО!
 
  Надо избегать порядка слов в предложении, который затрудняет восприятие логики смысла. Бог в помощь. И - знания. Хотя бы на уровне школьной программы.

29.07. 2023г
О. Гладнева, филолог
Донбасс ждёт мира.