Скольжение в ад

Кабаков-Кабацкий
"Когда нам показывают в кино реальное, не приукрашенное зло, это учит нас не совершать подобное. И наоборот - когда бандитов показывают как героев, мы начинаем им подражать!"
Из старинного педагогического трактата


Посмотрел на Ютюб фильм «Скольжение».
 Фильм захватывает внимание с самого начала, хотя многие драматические завязки-разгадки понимаешь в самом конце фильма: например, непонятный разговор Пепла с эфэсбешником, снятый на любительскую камеру - о значении этих неразборчивых кадров, догадываешься только уже в конце картины, и как в любом хорошем фильме, логику сюжета приходится додумывать уже после первого просмотра, и это позволяет вспоминать перипетии фильма вновь и очень живо!
Вообще, в начале «Скольжения» ничего непонятно и только позже, начинаешь разбираться, что эти мужественные мужчины-герои фильма – это «мужественные борцы с наркотиками», а в жизни полицейские - оборотни, которые вместо борьбы с наркоманами, становятся «крышей» для них!
И с самого начала просмотра кино режиссёра и сценариста Антона Розенберга я начал понимать, что случайно попал на фильм, который смело можно назвать одной из лучших картин всего российского кинопроизводства.
Достоверность и реализм происходящего, делают этот детектив драмой, в которой все действующие лица связаны трагической судьбой, доставшейся на долю тех, кто вырос и жил в жуткой фантасмагории России девяностых. И в этом сказывается мастерство и талант не только режиссёра, но и всей его команды, конечно включая и актёров!
 Лица полицейских мужественные и даже грубые, как и должно быть и одеты они в  куртки, что равняет русских бандитов с реальными оперативниками, которые должны их ловить!
Минут через пятнадцать фильма, уже захвачен происходящим на экране,вдруг уясняешь с горечью, что перед нами разворачивается история скольжения этих стражей порядка в ад беззакония и звериной жестокости - эти оперативники, для нас, зрителей, становятся похожи на диких кровожадных зверей!
И уже после, обдумывая увиденное, невольно представляешь, как все мы, обращаясь за помощью к таким «зверям», можем стать «овцами», которыми питаются эти «волки» в человечьем обличье! Возникает тоскливое чувство, что попасть к ним в лапы – страшнее чем попасть в сообщество людоедов!
 остаётся добавить, анализируя фильм с профессиональной точки зрения, что режиссёром, для этого жестокого действа выбраны актёры профессионалы и сценарий написан Антоном Розенбергом, с полным знанием дела!
Теперь, которотко о содержании фильма.
…Четыре оперативника во главе с майором «Старым» - у них, как у бандитов клички вместо имен и фамилий – спасают провалившуюся линию поставки наркотиков! Но по ошибке, они участвуют в операции по захвату, в которой убивают наркоторговцев, работают в этой линии поставок вместе с «ментами».
 Один из этих четырёх «крышевателей» – Пепл, оказывается под прицелом автоматов бандитов засевших в доме. Пепл случайно спасается, но «посылка» наркотиков на «четыреста тонн грина» захвачена ФСБ, а отвечать за потерю будут эти оперативники-оборотни!
И вот, Игорь Андреевич - шеф, откуда то с верхов служебной лестницы по которой передают денежку за наркоту, на встрече с Старым, в темной машине, где лица едва различимы, говорит – вы ребята залетели и с вас причитается весь ущерб - иначе с вами будут разговаривать по другому!
Попутно, этот «чин» с ненавистью говорит о женщинах, которые перед их машиной грузят деток в большой внедорожник и становится понятно, что у него семейные проблемы и что он зол и беспощаден в том числе и от обиды на собственную личную жизнь!
А потом выясняется, что у всех оперативников проблемы в семье, потому что жизнь жестока и за деньги, которые эти оборотни зарабатывают на наркоте, семейное счастье не купишь.
 Вот и Пепл, приходя домой после операции захвата со стрельбой и взрывами, с очевидной опасностью быть убитым, нервный, измотанный ожиданиями смерти, когда он лежал на земле под дулами бандитских автоматов, начинает чисто по-русски, грубо и некрасиво ругаться с женой.
У них нет детей и жена старается родить, потому что любит Пепла, а тот уже запутался в преступной паутине и все чаще начинает думать о Боге, и как с его помощью, выпутаться из этой подлой и смертельно опасной ситуации!
А Бог, как известно в правде и в любви, которой в реальной жизни этих героев-оборотней просто не может быть!
По сути – это и становится основной идеей и смыслом драматического сюжета картины «Скольжение»!
 В продолжение сюжета, эти бандиты в погонах и Пепл в том числе, вынуждены убивать свидетелей их провала с наркотой.
Но Пепл, жалея женщину бортпроводницу, ставшую невольной участницей доставки наркотиков, с юга страны в столицу, оставляет её в живых, хотя убивает другого наркокурьера, которого им выдали из тюремной камеры, тоже «менты» и тоже оборотни.
И у зрителя, невольно создаётся страшное впечатление, что вся правоохранительная система стоит один за другого, стараясь избежать раскрытия их бандитского «дела»!
В конце концов, в этом эпизоде, Старый убивает бортпроводницу – свидетеля, которую не смог застрелить Пепл, а «Рыма» - второй оперативник, подозревая Пепла в «подставе», стреляет в него, но Пепл спасаясь убегает в лес!
 И здесь, показана жестокая правда жизни, когда полицейские-оборотни, эти волки – правоохранители, начинают погоню за очередной «овцой», теперь уже за бывшим своим «соратником» Пеплом!
Профессионально сделанные сьёмки, с самого начала фильма (в этом тоже главная заслуга режиссёра) показывают жестокую реальность, представленную в этой погоне, динамично и страшно!
 В следующем эпизоде сюжета, мастерски показано, как жёны оперативников - и Старого и Пепла – ничего не знающие о страшных делах их мужей, в промежутке между заботами о детях, изменяют своим мужьям, привычно и некрасиво.
После ссоры с Пеплом, его жена идет в гости к соседке, матери красивых детей и вдруг обнаруживает в ванной спрятавшегося там любовника!
А до этого женщины пьют, уже привычно заливая водкой горе неудавшихся замужеств – увы, типично русская сцена!
 Потом так же реалистично показано, как «волки»-оперативники собирают деньги за утраченный «снежок» - наркотик, и конечно в вынужденной спешке наскребают только копейки. Но у них, есть ещё «общак», совсем как у настоящих бандитов!
Пепл, раненный Рымой – самым злым оперативником из этой четвёрки - идет к своей бывшей жене – доктору в пункте скорой помощи и падает там от потери крови. Его зашивают и кладут в стационар, но он боится своих подельников и сбегает из больницы.
Однако «менты-волки» - его бывшие сослуживцы, окружают Пепла в больнице, и совсем уже хватают, но тут, по тревоге, в больницу врывается спецназ, и «мордой в пол», захватывают оперативников – оборотней, а потом отвозят их к следователю, в кутузку - у оборотней тоже бывают проколы и нестыковки!

Напряжение в фильме нарастает - Пепл раз за разом уходит от погони, несмотря на то, что вся милиция поставлена «под «ружьё» - тут действует «круговая порука» профессионалов, хотя большинство не знают почему и зачем преследуют Пепла. А логика проста – своим надо помогать!
 По звонку «сверху», Старого и его подельников отпускают из кабинета следователя и вновь начинается погоня.

 И тут, в сюжет входит эпизод с полицейским «общаком», который Старый, спасаясь, хочет увести вместе с семьёй заграницу - деньги большие и за ними нужен глаз да глаз!
Пепл, в момент этих сборов приходит к Старому, но не убивает - жалеет, потому что рядом маленькая дочка.
Наконец, Пепл после кражи своего сына из семьи первой жены, вновь скрывается от погони и происходит перестрелка - он ранит одного из «волков» преследователей.
 И тут, жена Пепла, увидев в ванной своей квартиры кровь, наконец понимает, что её муж в опасности, ранен и бросается ему на помощь – она его все-таки любит!
Но Старый заманивает её в ловушку, и вновь начинается стрельба, снова погоня, хотя и здесь, Пепл спасает не только раненную, истекающую кровью жену, но и сам уходит от погони, тоже раненный и чуть живой.
Жену спасают врачи, а обезумевший Пепл просится на встречу с эфэсбешником, который вербовал его в первой сцене, в начале фильма.
Но и эфэсбешник оказывается оборотнем и на встрече в гараже, Пепла убивает Рыма, хотя в итоге Старый убивает всех, в том числе и эфэсбешника, а сам увозит семью заграницу и скрывается от правосудия!
В качестве капли мёда, в этот жуткий кино-рассказ, автор и режиссёр фильма вставляет оптимистичную сцену - жена Пепла оказывается беременна!

…Я попробовал пересказать сюжет и передать напряжение и динамизм, талантливо сделанного триллера, хотя профессионализм исполнения и режиссуры «Скольжения» – это поверхность, а главное, после просмотра этого удивительного кино, в душе остаётся ощущение безнадёги и сплошного предательства в среде «ментов» и вообще в нашей жизни!
И ещё возникает в голове вопрос – почему эти люди так очарованы деньгами и богатством! Неужели в России, многие, если не все не понимают, что деньги и богатство заработанные преступными методами, - это дорога в ад?!
 Именно эти горькие выводы и приходят в голову после просмотра свирепого фильма «Скольжения», сделанного супер профессионально, с прекрасным подбором актёров и сценарием, достойным русского «букера»!
По драматизму и безвыходности ситуации, «Скольжение» напоминает фильм «Майор», который тоже рассказывает о неправедной жизни полиции и трагической борьбе прозревших одиночек за честь и правду!

Есть конечно и в этом фильме, нормальные полицейские и эфэсбешники, благодаря которым весь этот ад и прекращается, после множества убийств и крови!
Но главное, фильм заставляет зрителей глубоко задуматься о ценностях в нашей, российской жизни! И кажется, что эту замечательную киноленту надо показывать всем молодым правоохранителям, чтобы через этот акт подлинного искусства, они поняли пагубность погони за деньгами и чинами, которые почти всегда заканчиваются непременным соскальзыванием в ад, из которого уже нет освобождения!

 После просмотра, этого «шекспировского» по набору злодейств фильма, подумалось – хорошо, что это уже в прошлом и осталось в страшных девяностых!
Но потом я вспомнил недавнее дело полковника Захарченко, из отдела по борьбе с коррупцией, у которого нашли полторы тонны долларовых купюр, на квартире в элитном доме, и снова закручинился. Может быть это и был так называемый «общак» - думал я, только масштабы по громадности, несопоставим с тем «общаком», который фигурирует в фильме!

 В завершении, надо сказать, что режиссер и сценарист фильма «Скольжение» - Антон Розенберг создал настоящий шедевр, который даёт несколько очков вперёд, самым разрекламированным голливудскими блокбастерами.
И особенно, он выделяется на фоне десятков, сотен кино-поделок, детективов – стрелялок, которыми успешно травят российского зрителя, наши кинопрокатчики и множество непрофессиональных киностудий!

Настоятельно советую вам посмотреть этот фильм, сделанный аж в 2013 году, но который можно сравнивать разве что с «Братом» Балабанова, ставшем в своё время фильмом – воспитателем патриотизма, и врагом мифа о хороших бандитах!
 
               Октябрь 2016 года. Лондон. Владимир Кабаков

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/  или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal