59. Русский классицизм

Светлана Шаляпина
Предыдущая страница   http://proza.ru/2023/07/20/8

Русский классицизм - историко-региональный стиль, относящийся к общеевропейскому художественному направлению классицизма, возникший в XVIII веке в России под влиянием западноевропейской культуры и распространившийся во второй половине XVIII - первой половине XIX веков.

Классицизм в России прошёл несколько этапов: русский, или екатерининский, классицизм середины и второй половины XVIII века, времени правления императрицы Екатерины II (в странах Западной Европы этот период именуют неоклассицизмом), романтический классицизм начала XIX века, неоклассицизм в искусстве модерна рубежа XIX-XX веков, новый классицизм постмодерна XX-XXI веков.

Несмотря на господствующую идеологию самодержавия, в России распространялись вольнодумство, идеи патриотизма и гражданственности, внесословной ценности человеческой личности.

Пример идеального государственного устройства и гармоничных соотношений человека с природой находили в античности.
Античность воспринималась эпохой свободного развития личности, духовного и физического совершенства человека, временем без общественных противоречий и социальных конфликтов.

Русскому классицизму были свойственны моральные идеи гражданственности и служения общественному долгу.
А. П. Сумароков, русский поэт, драматург, публицист в "Слове на открытие Императорской Санкт-Петербургской академии художеств" (1764) обращал внимание на самую важную функцию искусства - служение общественному долгу:

"Пиитические выражения и их изображения, хотя они и вымышлены, служат познанию естества, подражанию великих дел, отвращению от пороков, и всему тому, чего человечество к исправлению требует: и нередко больше имеют они успеха, нежели проповедуемая Мораль."

Искусство, таким образом, было призвано, истребляя пороки, наставлять в добродетелях, воспитывать желание быть полезным, прежде всего - в служении отечеству. 

Классицизм оказался уместным и нужным в условиях укрепления культа государственности в Российской империи при Екатерине II, когда приоритет общественного долга превалировал над личным чувством.

Тема покровительства художествам занимала всё более прочное положение в политической риторике власти. Устойчивое сопоставление царицы с Минервой - мифологической покровительницей наук и художеств - лишний раз подчёркивало, что "знатнейшие" искусства в России процветают, как впрочем, и всё остальное, "под сенью милосердия Великой Екатерины".

Изящные искусства рассматривались как необходимые и полезные. "Когда они дойдут до самого совершенства и сделаются у какого-либо народа всеобщими, ожидается, что исчезнет невежество и нечувствительность грубого и непросвещённого человека, разум его наполнится приятностями".
Искусство, таким образом, считалось одним из главнейших способов воспитания человека.

В истории русской архитектуры классицизм имеет особое значение. В ощущении пространства и исторического времени, через "греческие" колоннады и "римские" площади русскому человеку стало возможным в полной мере чувствовать себя причастным к европейской истории.

Классицистический стиль зримо выражает историческую преемственность и эллинистический характер российской культуры, который был присущ ей с самого начала, с момента принятия христианства от Византии, но искажался прерывностью отечественной истории.

Архитектура классицизма до сих пор украшает города и провинции мира. А в России центром классицизма является Санкт-Петербург. Соборы, дворцы, особняки - каждое из этих зданий обладает богатой историей.
В этом прекрасном городе ожило палладианство. (http://proza.ru/2023/07/01/24)
 


"Палладио как будто бы задался целью показать, что всё разумное в формах и пропорциях древней архитектуры годится для всякой эпохи и для всякой страны с теми изменениями, которых не отвергли бы и сами строители древности. Он как бы поставил себе задачу сделать не то, что уже было сделано ими, но то, что они должны были бы сделать и сделали бы, конечно, если бы, возвратясь к жизни, стали работать для наших жилищ. Отсюда проистекает вполне свободное, лёгкое и находчивое применение им планов, линий и украшений античности во всех родах архитектуры, к которым обращался его талант".

Катрмер-де-Кенси, французский архитектор, историк искусства.


Иллюстрация: Таврический дворец в Санкт-Петербурге

Продолжение  http://proza.ru/2023/08/02/1442