Счастливый Лазарь - отзыв на фильм

Оксана Аболина
Счастливый Лазарь (Lazzaro felice)
Италия и др., 2018
Режиссёр – Аличе Рорвахер
В главной роли – Адриано Тардиоло
Драма, притча.
______________________________

Некоторые имена настолько прочно ассоциируются со Священным Писанием, что если одно из таких имён встретится в названии произведения, можно почти безошибочно предположить, что речь в этом произведении пойдёт на темы, связанные с взаимоотношениями человека и Бога. Помнится, я писала о фильме «Наудачу, Бальтазар» Брессона, где ветхозаветным именем Бальтазар звали всего лишь деревенского ослика. Но эта картина не только полна религиозных аллюзий, евангельские истины составляют самоё её суть.

То же и со «Счастливым Лазарем». Имя главного героя отсылает к персонажу «Притчи о богаче и Лазаре» из Евангелия от Луки. И в большой степени – к Лазарю из Вифании, другу Иисуса Христа, который был Им воскрешён после того, как умер и который теперь известен как Лазарь Четверодневный.

Юный сирота Лазарь живёт среди крестьян в странной итальянской деревеньке Инвиолата, совершенно оторванной от мира. Название места так и переводится – нетронутая, чистая, непоруганная. Здешние крестьяне выращивают табак для некоей маркизы де Луна, которая пользуется их доверчивостью и незнанием того, что времена издольщины и феодализма канули в лету – они искренне полагают, что, несмотря на изнурительный рабский труд, который лежит в основе их жизни, они в огромном долгу у хозяйки. Их средств не хватает даже на покупку обыкновенной электрической лампочки. Среди этих наивных, простодушных, но грубоватых людей Лазарь выделяется чистотой души, к которой не способно прилипнуть ничто скверное.

Жизнь в деревне символизирует времена Ветхого Завета. А Бог символически представлен старым Волком, которого местные жители считают голодным и кровожадным и очень боятся.

После череды событий выясняется, что люди были обмануты, несправедливость наказывается, а местных жителей полиция увозит в город – в цивилизацию. В деревне остаётся один Лазарь, который отправляется на поиски односельчан (Волк становится путеводной звездой Лазаря), и путь его продолжается в невинности и чистоте в то время, как люди, которых он любил, погрязают во грехе и скверне. Если в прежней жизни было место благодати, которая исходила от Лазаря и близости Волка, и худо-бедно всех этих людей одухотворяла, то теперь они живут своим умом и благодать, в лучшем случае, пытаются использовать для своих тёмных дел, но к ней плохое не способно пристать.

В некотором роде, я уже говорила, что Лазарь – это тот нищий, который оказался в Раю и которого Авраам отказался посылать к родным богача, чтобы возвестить им Благую весть, ибо они не способны её воспринять. Но в фильме Лазарь отправляется к людям, чтобы богач мог убедиться в том, что того, кто не видит и не хочет света спасения, убедить не сможет даже святой. А с Четверодневным Лазарем героя роднит эпизод гибели в ущелье, после которой его оживляет Волк.

Пока смотрела, меня не отпускало ощущение, что фильм Рорвахер изрядно напоминает прекрасные советские ленты: «Парад планет», «Сказку странствий» и «Небеса обетованные», каждая из которых тоже является притчей.

В коллекцию однозначно. 9 из 11