Июль. Предшаббатное под аккомпанемент дождя...

Татьяна Латышева
                Я верю в Бога — но скорей как в невозможность

                его постигнуть; кстати, если о святом,

                считаю: ужасающая пошлость —

                про Бога говорить с набитым ложью ртом.
                ( Алекс Мекеров)


     Из моего альбома "О Святом и грешном"
     ============================================               

  В каждой конфессии (независимо от нюансов) есть то, что: "в сухом остатке". Это долго и больно (сознаю, что проповедница и толковательница Торы из меня никакая, и отнюдь не претендую), потому делюсь тем, что "зацепило" саму.

Как-то сразу "вынесло" именно на это фото.

 Гейне- еврей. Немецкий еврей. Крещеный еврей. Что, исходя из канонов Иудаки, вроде как его из Иудейства исключает, но возможно именно поэтому (все названные три составляющие...), пожалуй, именно здесь уместно.

 (Накануне вирт. приятельница Ленора одарила меня роскошным определением, которое просто необходимо в нынешнее время и в моих  текстах может заменить порой "многа букафф": "На иврите есть ёмкое выражение - амевИн явИн (понимающий поймет. Или - умному намека достаточно")...
   


 Такое вот Июльское Предшаббатное под аккомпанемент дождя, грохотание грома и
посверкивание молний ... В День Крещения Руси...
(Кто забыл, или не знает: живу я по-прежнему "среди березок Средней Полосы", внучка Сары и Акулины)...

Здесь не все, - квинтэссенция, выбрала то, что не только "для соблюдающих" (это такое понятие, которое ясно современным иудеям, остальным, любой конфессии, не важно, в данном контексте)...
Рав Шауль Андрущак:
=======================

- "Люди стали очень обидчивы: чем дальше, тем больше слов и явлений считаются токсичными, неэтичными и оскорбляющими чьи-то чувства.
Хорошие новости: если следовать букве еврейского закона, быть токсичным практически невозможно. Залог тому: запрет оскорблять и унижать....В традиционной еврейской литературе запрет на оскорбления называется буквально «запрет заставлять человека бледнеть от унижения» (ѓалбанат паним).

  В талмудическом трактате Сота сказано, что следует предпочесть быть брошенным в горящую печь, чем публично унизить ближнего, заставив того побледнеть. А часто цитируемый отрывок трактата Бава Меция добавляет: те, кто, унижает и оскорбляет людей, отправляются в ад и уже не возвращается оттуда.
Под запрет попадают любые слова и действия, цель которых ; задеть чувства других, пусть даже результат не достигнут и человек не обиделся. Дурной цели нет, но есть вероятность, что слово или поступок обидят ближнего? Всё равно вы преступаете закон. Если виной лишь ваше недомыслие или бестактность, тяжесть проступка гораздо меньше – но всё равно вы виноваты.

Запрет ненавидеть ближних («Не ненавидь брата твоего в сердце твоем»

; Ваикра, 19:17) – из немногих заповедей, регламентирующих эмоциональную сферу, поэтому у него нет четких и однозначных критериев.

Если сомневаетесь, можно ли поступить так или этак, всегда лучше руководствоваться универсальным правилом: «Когда речь идет о заповеди Торы, лучше перебдеть».

Старайтесь избегать любых недобрых чувств к ближним, даже менее сильных, чем ненависть, ведь из искры всегда может возгореться пламя.

Задача, безусловно, трудная. Поэтому наши мудрецы сформулировали условия, которые позволяют определить, идет ли речь о ненависти или о чем-то очень близком к ней.


Злорадство в буквальном смысле слова: радоваться тому, что человеку плохо. Обратите внимание: речь не о простодушном расстройстве от чужих успехов.


Если страдание или обида причинены непреднамеренно и не по преступной небрежности, простого извинения вполне достаточно. Нет минимального объема страдания, которое запрещено причинять: считается даже пренебрежительный комментарий.

Естественно, причинять страдания запрещено и заочно.

Чтобы не причинять ближнему страдания, дозволено даже соврать, когда нет другого выхода. Но если ложь не избавит от страданий, а лишь отсрочит их, всё отменяется: ложь ; только во спасение!

Запрещено видеть чужие страдания, иметь возможность облегчить их, но не делать этого. Это же относится и к возможным будущим страданиям ближнего, которые вы не в силах предотвратить, но можете предупредить, чтобы он принял по этому поводу какие-то меры. "

28.  07. 2023.
 5783-й. 10 ава