Александр Сергеевич Суворов
О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».
2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.
577. Возвращение к будням БС. 12 октября 1973 года.
Сводка погоды: Пятница 12 октября 1973 года. Пролив Скагеррак. Метеостанция Скаген (Дания). Географические координаты: 57.733, 10.633. Первое наблюдение: 01.01.1973. Последнее наблюдение: 31.12.2022. Максимальная температура воздуха +9.0°C, минимальная -2.0°C, средняя температура воздуха +4.4°C. Эффективная температура воздуха ощущается как холодная – около 0°C. Скорость ветра со стороны открытого Северного моря к вечеру начала увеличиваться до 4 баллов по Бофорту. Хотя 4 балла считается умеренным, или нормальным морем и ветром, но при низких температурах воздуха ощущается уже как «свежий ветер и свежее море», то есть предштормовая погода.
Моё возвращение к будням БС (боевой службы) было внезапным, неожиданным и громким: по КГС (корабельной громкой связи) прозвучал сердитый голос старпома капитан-лейтенанта Н.В. Протопопова: «Матросу Суворову немедленно прибыть на ходовой мостик!». Ребята-годки в столовой личного состава прекратили смеяться и шутить и воззрились на меня с сочувствием и тревогой; что-то случилось…
Я «сломя голову» понёсся по коридору до ближайшего трапа наверх, в ГКП (главный командный пункт), пронёсся, лавируя, между моряками, мичманами и офицерами на ГКП, но в ходовую рубку вошёл скорым, но достойным шагом.
- Матрос Суворов прибыл… - я хотел было доложить старпому по уставу, но он меня сердито перебил…
- Где вы шляетесь! Почему вас нет на вашем посту в ходовой рубке?! Где ваше оборудование?! Немедленно определите тип этого натовского корабля!
Я, не отвечая, быстро подскочил к корабельному перископическому визиру ВБП-451М и по молчаливой подсказке кивком вахтенного офицера навёл окуляры перископа на стремительно удаляющийся вдаль натовский кораблик. «Первой ласточкой» принёсшей нам весть о буднях БС (боевой службы) после сдачи нашего боевого дежурства БПК «Бойкий» был натовский минный тральщик ВМС ФРГ. Я его сразу узнал по характерной форме силуэта, хотя я видел его с кормы под острым углом…
Он появился внезапно встречным курсом к курсу БПК «Свирепый» и лихо промчался мимо, разрезая своим форштевнем высокие волны пролива Скагеррак и отбивая нашу откатную кильватерную волну. Затем он вернулся, догнал нас и сопровождал БПК «Свирепый» почти до самого мыса Скаген (Дания). Зачем и почему этот натовский тральщик искал нас, нашёл и сопровождал, мы не знали, да и не хотели знать.
Сигнальщики-наблюдатели БЧ-4 раньше меня определили тип этого резвого натовского кораблика, назвали его минным тральщиком, сообщили его бортовой номер «M 1088» и эти данные вахтенному офицеру и старпому, который замещал в это время командира корабля. Николай Валерьянович Протопопов принял от сигнальщиков доклад, презрительно и молча скользнул по мне взглядом и больше меня «не видел в упор».
Еще некоторое время, до полной пасмурной вечерней темноты, я бесцельно наблюдал через визир и так, своими глазами, за морем и горизонтом, но ничего поделать уже не мог, потому что действительно, все мои «причиндалы» визуального разведчика в это время были в ленкаюте, я был «голый», а поэтому «беспомощный». Уйти их ходового мостика без приказа я не мог, поэтому маялся, стараясь быть тихим и незаметным.
БПК «Свирепый» средним и малым ходом шёл к якорной стоянке у датского мыса Скаген. Где-то в пасмурной темноте следом за нами шёл немецкий тральщик, а старпом капитан-лейтенант Н.В. Протопопов, наконец-то отправился из ходового мостика организовывать постановку корабля на якорь. Зазвучали громкие команды, застучали каблуки матросов по трапам, задрожал корпус корабля и вахтенный офицер кивком отпустил меня «восвояси»…
Пока БПК «Свирепый» привычно становился на якорь, у меня в ленкаюте собрались несколько годков, которым нечего было делать на баке или на юте, которым не хотелось спать после вахты и которым было интересно, «что за норовистое судно так испугало нашего старпома». Ребята просили меня рассказать об этом типе малых натовских кораблей и сообщить – насколько они нам опасны?
Секретный корабельный справочник-каталог по кораблям и самолётам США-НАТО «прочно осел» у меня в корабельной библиотеке, но, конечно, я никому и очень строго его не давал и даже не позволял прикасаться к этой замечательной книжке. В этом справочнике я нашёл информацию о катере с бортовым номером «M 1088», им оказался «быстроходный тральщик-искатель мин (Schnelle Minensuchboote) класса 340 (тральные катера (R;umboote) класса 359)».
Этот тральщик ВМС ФРГ типа SM 15 (б/н M 1088) был заложен на ССФ «Abeking & Rasmussen» в Лемвердере в 1958 году, спущен на воду 18 декабря 1961 г., вступил в строй ВМС ФРГ 20 июня 1962 г. Бортовой номер тральщика SM 15 менялся на «M 1057».
Появление этого немецкого искатели мин рядом с нашим БПК «Свирепый» напомнило нам, что мы всё ещё на БС (боевой службе) и что «вероятный противник» не спит, рыскает, либо ставит перед нами, либо может поставить перед нами свои натовские мины…
Больше я ничего об этом немецком тральщике-искателе мин не знал, поэтому ребят не ус покоил, но и не устрашил его появлением и активностью. Да нам всем уже было не до натовских тральщиков и быстроходных катеров. Мирное настроение побеждало любые тревоги и мы вскоре расстались, ожидая спокойную ночь на якоре и скорое пробуждение утром, чтобы бодро сняться с якоря и пойти домой.
Честно признаться, я тоже ни о чём другом не думал и не гадал, хотя повторяю, на Ближнем Востоке шёл седьмой день странной войны Судного Дня…
Фотоиллюстрация из фотоальбома автора: 12.10.1973. Пролив Скагеррак. Вблизи мыса Скаген (Дания). БПК «Свирепый» и быстроходный натовский тральщик-искатель мин SM 15 М б/н 1088 ВМС ФРГ. Правда, этот конкретно снимок я сделал утром 13 октября 1973 года, когда мы уже шли в проливной зоне (Балтийские или Датские проливы) обратным курсом в Балтийское море. Этот немецкий тральщик-искатель мин буквально пронёсся мимо нас на небольшом расстоянии и своей откатной волной и кильватерной струёй попытался нас «ударить», или «качнуть». Однако нашему БПК «Свирепый» такие откатные толчки были как слону дробины; мы испытали, прошли и выжили во время жестокого шторма урагана «Эллен» в Северном море, а тут какие-то хулиганские натовские наскоки…