Талисман и амулет. Охота на слова

Александр Ерошкин
Оба слова в заголовке иностранные.

Талисман из французского. Смотрим в энциклопедии
ТАЛИСМАН (французский  talisman, от араб. тиласм, буквально — магическое изображение,  от позднегреч. tеlesma — религиозный  обряд, посвященный  предмет) предмет, обладающий, по суеверным  представлениям, способностью приносить его владельцу счастье, удачу  и т. д.  Вера в Т. (Амулеты, Обереги)  возникла  у первобытных людей как  отражение  их бессилия в борьбе  с природой. Она сохраняется как  суеверие и религиозный пережиток  (подкова над входом в дом, ношение  образков, крестиков, ладанок и т. п.). Большая советская энциклопедия

Амулет из латинского.
АМУЛЕТ (от лат. amul;tum), также оберег) — предмет с магическими силами, который должен принести счастье (энергетическое, таинственное действие) и уберечь (защитное действие).
В западном эзотеризме изготовление амулетов и талисманов является частью астральной или небесной магии, направленной на низведение определенных астральных токов и излучений в материальные тела (в том числе ради обережного исхода).
Амулеты носят на теле (часто как украшение) или на одежде, помещают в транспортные средства или в жилище, либо вешают вокруг скота. Они могут быть изготовлены из множества материалов, благодаря которым носитель должен быть пассивно защищён. Из Википедии

А есть ли что-то подобное  в русском языке? Оберег? Но это слово крайне редкое.
ОБЕРЕГ — ОБЕРЕГ, а, муж. (устар. и спец.). Предмет, оберегающий, охраняющий от чего н. Обереги от порчи, от дурного глаза. Подкова над дверью  о. дому. Толковый словарь Ожегова.

Христианская церковь крайне отрицательно относится к талисманам, причисляя их к атрибутам магии, считая их узами души для человека, а носящих талисманы, согласно христианскому учению, необходимо отлучать от Церкви. Это отношение было изложено ещё в раннем христианстве,  Лаодикийский собор принял 36 канон, строго запрещающий талисманы, правила этого собора стали Канонами Церкви, в этом каноне сказано:
«Не подобает освященным или причетникам, быти волшебниками, или обаятелями, или числогадателями, или астрологами, или делати так именуемыя предохранилища, которыя суть узы душ их. Носящих же оныя повелели мы извергати из церкви.»
Тому же учит и Иоанн Златоуст, считая,  что нельзя на новокрещённых младенцев надевать никакие талисманы или амулеты: «тогда как не следует возлагать на младенца ничего другого, кроме спасительного креста».

И всё-таки мы употребляем эти слова и возлагаем надежды на магические свойства предметов.  Вот несколько поэтических примеров

ХРАНИ МЕНЯ, МОЙ ТАЛИСМАН

Александр  Пушкин

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи —
Храни меня, мой талисман.

В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман. 1825.


СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО

Александр Пушкин

Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди… 1825.

Видимо, слово ПАМЯТЬ способно заменить те чувства, которые могут быть вызваны ТАЛИСМАНОМ и АМУЛЕТОМ.  Но это слишком общее понятие и оно, наверное, отражает наш  внутренний мир. Мы не придаём слишком большого внимания вещам.  Мы другие. Для нас важнее дух, на это нацеливает нас наш русский язык. И вовсе не случайно слово ТАЛИСМАН мы заменяем часто понятием СИМВОЛ. Помните, во время московской Олимпиады-80 одни называли олимпийского Мишку талисманом, но чаще слышалось, что он – СИМВОЛ. И хотя словари относят это слово к заимствованиям из древнегреческого, корни-то у него русские: СИМ – этим, ВОЛ – воля, велеть, повелевать, изволить. Символ – это то, что укрепляет волю, делает нас сильнее, крепче, надёжнее, прилежнее.

Кстати, нас воспитывали атеистами и материалистами, то есть нам внушали, что материя первична, а дух вторичен, что бытие определяет сознание. И мы поверили и проиграли Западу.

УЧУ НЕМЕЦКИЙ

Валентин Берестов
 
Окно - «дас Фенстер»,
Стол - «дер Тиш» -
Ты по-немецки говоришь.
В Берлине или в Бремене
Должны вполне серьёзно
Мы вместо «Сколько времени?»
Спросить «Как это поздно?».
На языке немецком нет
Вопроса « Сколько тебе лет?»
Там задают для простоты
Другой вопрос: «Как стар есть ты?».
«Я стар одиннадцати лет», -
Примерно так звучит ответ.
С заглавной буквы пишут там
И Ложку, и Картошку
Чем уважение к вещам
Внушают понемножку…
Какой чудной чужой язык!
Глядишь, и ты к нему привык.

Вот и наше общество стало разваливаться, когда провозгласили «От каждого по способностям, каждому - по потребностям». А потребности – не для поднятия духа, а для наполнения брюха.
ВРЕМЯ ГИГАНТОВ

Гуськов Алексей

Слышал легенду,
Будто когда-то
Эту страну населяли гиганты.
Будто бы жили
Странной судьбою:
Были готовы к работе и к бою,
От недостатка
Хлеба и мяса
Бредили Марксом, Победой и Марсом,
Снежной тайгою,
Арктикой хмурой,
Яркими звёздами над Байконуром,
Пламенем жарким,
Бездной бездонной...
Строили шахты, плотины и домны.
И заблуждались,
И побеждали.
Ждали гостей из немыслимой дали.
Сквозь канонаду
Бойни кровавой
Мчались, чтоб рухнуть в высокие травы,
В снег почерневший,
В воду и в глину...
Алый свой флаг вознесли над Берлином.
Шли от колхозной
Луковой грядки
К Олимпиаде, Афгану, разрядке.
Шли сквозь шаблоны
И трафареты,
Шли, за собой увлекая планету,
Кровью писали
Добрую сказку.
Даже ошибки их были гигантски.
Верили, веру
В сердце лелея,
В непогрешимость речей с Мавзолея,
Знали, что правы
Серп их и молот,
Знали, что мир лишь на время расколот,
Что не навечно
Боль и печали...

Но измельчали. Увы, измельчали...
Их же потомки
Прячутся робко
В затхлой тиши кабинетных коробок,
Мыслят стандартно,
Далью не бредят,
Сводят безжизненно с дебетом кредит,
Мелко мечтают,
Думают редко...
В них ничего не осталось от предков.

© Copyright: Гуськов Алексей, 2009
Свидетельство о публикации №109120903502

А главным из талисманов и амулетов был наш герб, оберег для планеты.

НАШ ГЕРБ

Самуил Маршак

Различным образом державы
Свои украсили гербы.
Вот леопард, орел двуглавый
И лев, встающий на дыбы.

Таков обычай был старинный,
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.

То хищный зверь, то птица злая,
Подобье потеряв своё,
Сжимают в лапах, угрожая,
Разящий меч или копьё.

Где львов от века не бывало,
С гербов свирепо смотрят львы
Или орлы, которым мало
Одной орлиной головы!

Но не орел, не лев, не львица
Собой украсили наш герб,
А золотой венок пшеницы,
Могучий молот, острый серп.

Мы не грозим другим народам,
Но бережём просторный дом,
Где место есть под небосводом
Всему, живущему трудом.

Не будет недругом расколот
Союз народов никогда.
Неразделимы серп и молот,
Земля, и колос, и звезда!