Тренер... ментор, коуч

Сергей Лавров 2
// С начала развития человечества, опытные мастера передавали своим ученикам умения и знания в различных видах спорта, например, боксе, охоте.

В древней Греции спортивные тренеры готовили своих наставников для участия в олимпиадах. В 17 веке знатные граждане имели персональных учителей, они давали им уроки по фехтованию, стрельбе и развивали навыки, которые даны человеку от природы.
Хороший учитель для спортсмена — это главный залог успеха. Самоучки сегодня практически не достигают высоких результатов за исключением единиц. Чтобы занять высокие позиции в спорте и добиваться успеха, нужно постоянно заниматься под чутким присмотром опытного наставника и постоянно развиваться.
Основная задача такого человека — это полностью раскрыть спортсмена и стать для него наставником во всём.
Настоящий тренер знает все проблемы своих учеников и живёт их жизнью. Он должен уметь не только сосредотачиваться на решение своих вопросов, но также и помогать своим подопечным, от чего зависит их общий успех. //

Вы поняли, о ком идёт речь в данной статье? Лично я нет!
Вроде бы разговор идёт о том, кто учит, но … почему выделенные курсивом слова такие разные и так ли однозначны они в своём значении (являются ли синонимами*)?
*Слова одной части речи или словосочетания с полным или частичным совпадением значения. Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия. Примеры синонимов: кавалерия - конница, смелый - храбрый, идти - шагать. 

Начинать, конечно же, надо с вершины пирамиды.

Тре;нер (англ. trainer, от train — воспитывать, обучать, готовить) — специалист* в определённом виде спорта, руководящий тренировкой спортсменов.

Тренер осуществляет учебно-тренировочную работу, направленную на воспитание, обучение и совершенствование мастерства, развитие функциональных возможностей своих подопечных.
Тренер, особенно в профессиональной лиге, как правило, поддерживается одним или несколькими помощниками тренеров и специалистов вспомогательного персонала.
В задачи тренера входит выявление и развитие спортивных навыков своих подопечных с помощью подобранной индивидуально для каждого методикой занятий. Он правильно распределяет нагрузку, выстраивает оптимальный режим тренировок и отдыха, подбирает эффективные упражнения, контролирует рацион питания.
Однако работа тренера не заканчивается спортивной подготовкой учеников. Одна из его функций — наставничество и воспитание.

Специализации: Тренеров можно разделить на две большие категории: фитнес-тренер или фитнес-инструктор*, и спортивный тренер. В задачи фитнес-инструктора входит составление индивидуальных спортивных программ на основе целей клиента: похудение, укрепление здоровья, набор мышечной массы. Помимо этого, он контролирует правильность выполнения упражнений и может скорректировать программу в ходе работы с клиентом.

Спортивный тренер может представлять одну из множества специализаций в зависимости от вида спорта, которому он обучает.

Самые гениальные спортивные тренеры редко бывали мировыми чемпионами, зато отлично знали, как их готовить.

Заметили? В этом разборе появились ещё два слова – специалист и инструктор.
Рассмотрим и их.

Специалист (от лат. specialis — особый) — работник, выполнение обязанностей которого предусматривает наличие начального, среднего или высшего профессионального (специального) образования или хороших практических знаний и/или практического опыта в какой-либо сфере.
Специалист — квалификация, приобретаемая после освоения специальной программы обучения.
Термин «специалист» используется с целью обозначения профессиональной деятельности человека, например это тот, кто профессионально владеет какой-либо специальностью.

Инструктор – это сертифицированный специалист, который имеет допуск к обучению и проведению инструктажей в различных направлениях. Должен иметь действующую лицензию, дающую право на проведение данного вида деятельности.
Он может проводить занятия, объясняя всё понятным для людей языком, показывая это на практике.
Исправлять недочеты, которые допускают инструктируемые люди; убирать технические недочеты в ходе занятий; проводить практические занятия.

Основная задача инструктора - это научить вас делать правильно базовые упражнения и следить за тем, чтобы вы не получили травму во время тренировок.

Инструктор - это человек, который просто закончил курсы инструкторов, при этом у него может полностью отсутствовать опыт в спорте. (???)*
*интересно и как это, не имея опыта в спорте, он будет обучать этому других?

Далее …

Ментор — это человек, который уже достиг успеха, набил на своём пути некоторое количество шишек и благодаря полученным знаниям способен помочь менее опытным людям выбрать более простую дорогу.
Поборники русского языка могут возмутиться: зачем использовать «ментор», если уже есть «наставник»? Слова действительно нередко употребляются как синонимы. Но не всегда.

Экономический словарь терминов даёт следующее определение наставнику: «высококвалифицированный специалист или опытный работник, у которого другие работники могут получить совет или поддержку». Под этим, в том числе понимают такой вид наставничества, при котором один человек руководит вторым, говорит ему: «Я делал так, и у меня получилось. Повторяй за мной».

Ментор, напротив, не говорит, как надо делать. Он не даёт готовых решений, не берёт на себя проблемы подопечного, если тот не справляется, не работает с ним над всеми задачами. Он должен подталкивать и вдохновлять, смотреть на ситуацию со стороны и делиться мнением, задавать вопросы, подсказывать, как избежать распространённых проблем и подстелить соломки в уязвимых местах.
Ментор берет функции регулировки, мотивации, выявления общих слабых сторон и развития стратегии дальнейшего движения.

Ментор необходим в любой деятельности от требующей скрупулезности экономики до творчества писателей и моделей. Это человек, способный постоянно делиться опытом, выступая по мере необходимости сразу в нескольких ролях – психолога, когда человек переживает эмоциональный тупик; коуча, когда необходимо жизненное планирование; учителя, если нужно развить определенные навыки и многих других.
Главная задача в таком взаимодействии сводится не только к предостережению от наиболее вероятных ошибок, как многие понимают деятельность ментора, а в умении построить перспективу.

У ментора нет заготовленных ответов, а тем более правильных взглядов, поэтому если есть необходимость составить свой личный план достижения, то это именно тот человек.
Он может совмещать в себе функции друга и психолога, мотивируя, когда закончились силы, вдохновляя, когда хочется все бросить. Однако ментор вам бесполезен, если от него необходима только мотивация, это не тренер спортзала, задача которого сводится к тому, чтобы гонять своего подопечного – ментор не заставит, делать все придется самому.

Коуч.
Коучинг - это такой метод, когда одного ученика консультирует и тренирует один специалист (знаток, репетитор, коуч). В идеале считается, что коуч должен не просто научить ученика новому, как учитель в школе, а подвести обучаемого к тому, чтобы он сам сделал верный вывод и нашел правильный метод решения задачи.

Коуч задаст вам вопросы в определенной последовательности, которые приведут вас к решению. Но коуч не даст вам пилюлю, инструкцию или совет, как вам стоит поступить.
Коучинг — это не то же самое, что наставничество, психотерапия или консалтинг.
Из двух вопросов «почему?» и «зачем?» коуч специализируется на втором.

Коуч задает вопросы, которые помогают клиенту двигаться по направлению к тому, чего он желает, вместо вопросов, которые заставляют его оглядываться назад. Это значит, что причины какой-либо ситуации с коучем разбирать непродуктивно, он нацелен на то, чтобы помочь вам не допустить ошибок в будущем.
Это можно расценивать как позитивное мышление или экономящую время практику, но суть в том, что, с точки зрения коучинга, лучше приложить все усилия, чтобы выбраться из проблемы, чем выяснять, почему вы в ней оказались и кто виноват.

***
Ментор — это больше, чем коуч.
Они оба используют похожие инструменты: работают без директивных указаний и помогают подопечному найти нужные ответы с помощью правильных вопросов.

Дают удочку, а не рыбу.

Но коуч объясняет, как достигнуть конкретных целей. А ментор помогает видеть точки роста и развиваться разносторонне, это более масштабный процесс.
Другое важное отличие ментора от коуча в том, что последний не обязательно должен быть экспертом в одной отрасли с клиентом.
Ментор даёт компас и карту. Менти намечает маршрут и идёт по нему.


Нейробиологами, поведенческими психологами, экономистами и не только ими доказано, что по-настоящему человек принимает и начинает использовать только тот навык, который родился внутри него самого. Даже если вам расскажут ценную истину, вы не адаптируете ее для себя настолько эффективно, как если ваш мозг дойдет до нее сам (пусть и с небольшой помощью и обходными путями). Он будет считать ее своей находкой, и вот это уже меняет вашу жизнь.
А вот это уже самое сложное …

И в идеале, только настоящий тренер знает всё это и объединяет в себе все эти профессии.
Есть ли сейчас такие специалисты? Не уверен …

Вот мнение Селуянова В.Н.
(Сейчас) … - Нет ни одного тренера, который обладает теоретическим мышлением построения биологической модели.
(…) Сам тренировочный процесс строится на каких-то принципах, не имеющий никакого серьёзного обоснования.

Селуянов Виктор Николаевич, специалист в области спортивной антропологии, физиологии, теории спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры. Профессор.
Кандидат биологических наук; заслуженный работник физической культуры Российской Федерации; Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации; профессор кафедры физической культуры и спорта; специалист в области биомеханики, антропологии, оздоровительной физической культуры, спортивной адаптологии; автор ряда научных изобретений и инновационных технологий; создатель оздоровительной системы «Изотон».
Автор более 300 научных работ, в том числе патентов. Под его руководством защищено более 30 кандидатских диссертаций.