Памяти актрисы Нины Дробышевой

Наталья Мартишина
Печальная новость - ушла к Звёздам Нина Дробышева, звезда фильма о летчике "Чистое небо".

Уровень этой актрисы вы можете оценить, посмотрев в Интернете запись спектакля Юрия Ерёмина Р.Р.Р.  в театре Моссовета. ( Это известное нам "Преступление и наказание", а буквы в названии спектакля - инициалы Раскольникова, Родиона Романовича).

Для меня был потрясением и сам спектакль, и игра Нины Дробышевой. В самом деле, она позволяет иначе посмотреть на Катерину Ивановну в романе, сделав этот образ философски-ключевым. Перед нами в романе - катастрофа судьбы, начало которой было блестящим. И вот уже мостики сцены увозят героиню в темноту...

Это отрывок из моей статьи о спектакле, который относится только к роли Нины Дробышевой. Всю статью можно прочесть, задав в интернете название "Формула РРР. Театр Моссовета". Да вот и ссылка на статью здесь, на странице, в разделе "Рецензии на спектакли и фильмы": http://stihi.ru/2023/03/07/7649



В никуда...

В романе есть один персонаж, чей трагизм вряд ли понятен школьникам: они еще не вышли на просторы той "области терпения", которая скрывается в судьбе Екатерины Ивановны, супруги Мармеладова, Сонечкиной мачехи. То, что они могут понять, лежит на поверхности: эта женщина плохая ( ругает Мармеладова, может побить, он ее боится; своими придирками создала ему невыносимую жизнь, он пьёт из-за этого; толкнула ответственную по характеру Сонечку в самые социальные низы, сгубив ее судьбу и будущее материнство). Всё это так. Но в спектакле роль мегеры-Мармеладовой играет, проживает Нина Дробышева. И своей гениальной игрой рассказывает всё, что, может быть, и не знал Достоевский о своей Катерине.

Всего три раза появляется Катерина на сцене. Вот она видит пьяного мужа на мостике. Она и сама на мостике. А штакетины моста - ни дать, ни взять, будто шесты для стриптиза в каком-нибудь питерском заведении. И зритель есть: прохожий студент. И Катерина выдаёт нам душевный стриптиз: полубезумные жесты, заламывание рук, интонации... Она - режиссер своей судьбы или жертва своего безумия? Но она хрупка и антично скульптурна, и мы жалеем эту героиню, видя ее беззащитность. Жалеет ее и Раскольников. И Сонечка жалеет. И Мармеладов - боится и её саму, и боится ранить её саму. Такая драгоценная антикварная ваза, которая может исчезнуть, разбиться, как жизнь - но которая ранит всех вокруг своими будущими осколками уже заранее... и ранит уже сейчас...

Второй раз героиня Дробышевой появляется в сцене гибели Мармеладова. там же, на мостике. И начинает свой полубезумный психологический танец, прерывая его только бытовым  замечанием Сонечке - о необходимости закрыть волосы платком. Вот это говорит зрителю о совершенной нормальности Катерины. Просто жизнь так забила, закрутила её, затолкала в самое болото "области терпения"... А ведь когда-то она была практически аристократкой, лучшей выпускницей, как она вспоминает - танцевала с шалью на выпускном балу, этого удостаивались лучшие ученицы, красивейшие умницы. Её судьба могла быть другой... Но двое детей. Но пьяница муж... Но безденежье, детей кормить нечем... И Сонечку ей и жаль, и не жаль, но своих детей жальче... А себя? А - не алкоголичка ли она сама?

И третье появление на сцене говорит нам в последний раз: она больна туберкулёзом ( мы видим кровь на платке при кашле). Читал ли Достоевский разработки о психологии больных? Но, сын врача московской больницы на Божедомке, больницы для бедных, мог знать по рассказам: туберкулёзные больные, чувствуя, что падают в пропасть болезни, неосознанно стремятся психологически "укусить", "ударить" ближнего своего, навредить ближнему, в чем потом, если добры по душе, - будут каяться. Третье появление на сцене говорит нам, что Катерина не только великая актриса в своем маленьком мирке, но и кое-что говорит о быте: помните, Раскольников дал на похороны приличную сумму? Так вот, стол для поминок собран на деньги Сонечки, той суммы уже нет как нет - или она спрятана на будущее  для детей, остается только гадать. Но и на то, что было, куплена лишь водка с хлебом (так на сцене) - Катерина несколько раз изысканно извиняется за скудость угощения, а мы думаем: готова героиня пить от плохой жизни - или плохая жизнь оттого, что героиня готова пить? Но Сонечка останавливает мачеху, остановим и мы эти мысли. А Катерина Ивановна уже ищет пути выхода из кризиса: дескать, мы пойдём просить милостыню, поедет губернатор, отец родной, он поможет, не может не помочь... Она будет читать стихи... И актриса Нина Дробышева читает Пушкина: "Я Вас любил..."

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем...

А вот здесь - что в спектакле на сцене, что в записи спектакля 2014 года, что в записи спектакля 2018 года ( можно эти записи найти в Интернете) - актриса Нина Дробышева раскрывает нам всю суть Катерины Ивановны. Ведь эти стихи обращены к залу - к нам. Это нас она "любила". Так робко, так безнадёжно любила. Это к нам она тянет руки, взывая о милости. Это нам она открывает безумство своей судьбы. Это нас она посвящает в свою боль. Нам она читает стихи о Любви... И у каждого из нас есть или были близкие наши, кто мог бы к нам так искренне-прощально обратиться...  Тогда как крутящиеся железки увозят героиню за пределы сцены. Но Катерина ещё успевает картинно улечься крестом, раскинув на мостике руки... Все бездны отчаяния и все высоты надежды прожила перед нами в роли Катерины Ивановны актриса Нина Дробышева.

Митрополит Иларион (Алфеев), современный богослов, пишет в одной из своих статей:

  «У Достоевского была мечта. Она выражена в одной из его записных книжек середины 1870-х годов: «Я верую в полное царство Христа. Как оно сделается, трудно предугадать, но оно будет. Я верую, что это царство совершится… И пребудет всеобщее царство мысли и света, и будет у нас в России, может, скорее, чем где-нибудь».

Думается, многие люди испытают  светлое потрясение и чувство духовной надежды, прочитав эту цитату — мечту Достоевского.

Думается, то же испытывают зрители, посмотревшие спектакль Юрия Ерёмина «Р.Р.Р.».