Как удержать своё сознание в настоящем моменте

Максим Странник Петров
Я всё время ищу способ удерживать своё сознание пробуждённым, или, что то же самое, удерживать своё внимание в настоящем моменте. Наш ум всё время пытается заставить нас соскочить с фирменного поезда "Здесь и Сейчас". Как только появляется мысль, вызванная словами собеседника или картиной происходящего рядом с нами, так сразу мысль цепляет другую мысль, и мы оказываемся в поезде "Вчера" или "Завтра". Заметьте, любой мыслительный процесс всегда связан с переживаниями прошлого, того, что с нами произошло, или с тревожными ожиданиями будущего, того, что может произойти. И всё. Мы уже выключены из настоящего момента. Собеседник продолжает говорить, но мы не настроены на его волну. Мы пытаемся, в лучшем случае, связывать то, что он говорит, с нашими мыслями. В худшем, мы ждём с нетерпением, когда он закончит, чтобы поделиться своими соображениями. И часто попадаем впросак, расстраивая нашего визави, потому что разворачиваем разговор в свою сторону. Так же и с происходящими в настоящий момент событиями. Настоящий момент – это не что-то неподвижное, окостеневшее. Он непрерывно меняется, в нём постоянно что-то находится в движении. Само его постоянство – в изменении. Но наш ум, зафиксировав увиденный фрагмент, начинает давать этому оценку, рождает мысли об этом фрагменте, связывая эти мысли с картинками прошлого или воображаемого будущего. Но момент Сейчас уже изменился в тот самый момент, пока мы думали. Он изменился и требует уже совсем другой оценки его, другого к себе отношения. Мы же глядим всё на ту же фотографию, которая есть не что иное как снимок прошлого, теперь уже прошлого и собираемся реагировать на неё как на продолжающееся настоящее. Это относится и к нашему отношению к людям. Мы думаем, что знаем их, особенно, если это люди, которых мы считаем близкими. Но мы знаем их как серию фотографий этих людей, сделанных в прошлом. И не задумываемся о том, что всё в этой жизни подвержено непрерывному изменению. Всё: люди, предметы, явления, обстоятельства, мировоззрения, пространство и время. Не только внешнему, но и внутреннему. 

Знаю историю про одного фотографа. Он поднимался в горы и нашёл одно очень живописное место. Но он не удовлетворился несколькими снимками из одной точки в тот момент, в который там оказался. Он приходил сюда снова и снова, часами караулил, наблюдая за природой, делая всё новые снимки. И поражался, какими разными они были, хотя он выбрал один и тот же ракурс. Он ставил камеру на штатив в одно и то же положение в разные моменты времени, в разное время дня и в разные дни. И у него не было ни одного повторяющегося кадра. На выставке он получил престижную премию, выставив 100 снимков одного и того же места. 

На каждого человека влияет всё, что с ним происходит. Одни и те же жизненные обстоятельства могут по-разному отразиться на разных людях. Но всё равно, счастье и горе, печаль и радость оставляют в нашей душе заметный след, заставляя нас что-то менять в нашем отношении к жизни, формировать новые концепции, ставить новые цели, разрушать старые мотивы наших поступков. Но в отношении других людей мы этого не замечаем, пытаясь убедить себя, что знаем этого человека уже давно. И очень удивляемся, когда человек вдруг поступает "неадекватно". Мы неприятно поражены, как мог он так опорочить нашу с ним дружбу и сотрудничество, словно мы с ним подписали договор, в котором прописаны вечные принципы наших с ним взаимоотношений. И всё это ведёт к разочарованию, к непониманию, к ненависти и конфликту, к разрыву любых отношений с бывшим другом, партнёром, любовником. Так рождаются войны в отношениях с другими странами, так возникают национальные конфликты и т.д.

И всё, что является причиной этому, есть всего лишь нежелание существовать в настоящем моменте. В случае отношений к другим народам даже часто есть такие маркеры как "плохой, гнилой" народ. И тут же приводятся специально подобранные примеры из истории. Но история – это всего лишь прошлое. Фотография на стене. И нам так сладко смотреть на неё и ностальгировать, что мы не хотим видеть ничего другого. Так часто бывает, что в актёре мы не хотим видеть его индивидуальность, а видим в нём сыгранного персонажа в понравившемся фильме. А это приводит к тому, что актёр становится заложником нашего к нему отношения. И вот ему уже, если и предлагают роли, то только одного плана. Он мечтает сыграть Гамлета, а играет роли шутов.

Проблема не в том, что кто-то делает вам больно, не в том, что кто-то или что-то доставляет вам неприятности. Дело в том, что мы не можем настроиться на настоящий момент, целиком присутствовать в нём, принимать его, раствориться в нём, стать с ним единым целым. Забавно, но всё это не является откровением, секретом, новой информацией. Всё это давно известно и открыто для любого человека. Например, в единоборствах хороший тренер учит своего подопечного быть в настоящем моменте. Только полностью осознавая своё присутствие в настоящем моменте, спортсмен сможет молниеносно принять решение и парировать удар, самому нанести удар или выполнить приём. Тогда только сработает то, что мы называем интуицией. Чувство момента всегда подскажет как поступать в любой самой неожиданной ситуации. Она даже не будет неожиданной, потому что мы ничего не ждём (ожидание – это уже мысль о воображаемом будущем). Мы просто двигаемся в потоке жизни, не сопротивляясь ей.

Но чтобы перенастроить своё инертное сознание на новый лад, могут понадобится какие-то техники. Хотя сами техники не являются панацеей от засилья ума, они всё же могут помочь на первоначальном этапе. Один из принципов таких техник – заставить ум утихнуть или хотя бы сделать обесточить мысли, которые возникают в голове. Просто взять и заменить их сознательно словами, обозначающими те предметы, которые мы видим в данный момент, не добавляя больше ничего. Видим дерево – говорим мысленно "дерево". Видим светофор – говорим "светофор" или "красный светофор". Идёте – говорите "я иду", "я стою", "я сел". Другими словами, всё, что вы делаете, это пытаетесь с помощью слов оставаться в настоящем моменте. И так действовать, например, в течение дня, когда у вас появляется свободное от работы время. Конечно, если вам нужно сделать что-то, что требует концентрации вашего внимания, вы не сможете в это время проговаривать слова, называя предметы или ваши действия. В этот момент у вас и так ум не разбрасывается, а занят целенаправленной работой. Но даже в этот момент вы можете попробовать не вылетать из "здесь и сейчас". Сознавайте то, где вы находитесь, с кем разговариваете, что вас окружает, не уходите глубоко в мир мыслей. Иначе вы потеряете нить жизни. Например, вы ведёте переговоры. Отвлекитесь от того, что вам необходимо в чём-то убедить человека. Настройтесь на его волну, попробуйте почувствовать, в каком состоянии он находится, постарайтесь услышать его. Постарайтесь понять его интерес в вашей встрече. И только когда вы ощутите как отзывается в вас его присутствие на этой встрече, прислушавшись к вашим ощущениям, говорите или действуйте так, как требует это настоящий момент, даже если вам придётся отказаться от домашних заготовок. Чтобы другого человека сделать вашим союзником, не требуется знать, какие слова и аргументы могут его убедить. Достаточно просто создать поле присутствия, в котором он ощутит свой контакт с вами. Его подсознательная благодарность за ваше внимание (не вежливое выслушивание, а именно внимание) сделает его вашим союзником.

Но практика называния предметов мне кажется однообразной и скучной. Я выбираю немного другой подход, который мне ближе. Заключается он во внимательном наблюдении за жизнью во всех её проявлениях. Это увлекательно. Надо только концентрировать своё внимание на том, что делаешь в данный момент. Даже если это всего лишь простые вещи. К сожалению, мы часто относимся к простым привычным вещам как к пустой трате времени. Нам скучно, когда мы едем в транспорте на работу или домой. И начинаем бороздить просторы интернета в своих смартфонах, общаться в чатах, играть, бездумно просматривать ленту новостей. При этом мы загоняем себя в неосознанность, выпадаем из настоящего момента. А ведь часто дорога в течение дня занимает у нас не один час. Сколько это в масштабах жизни? И это похоже на сон. Потому что во сне мы тоже отсутствуем в реальности. Получается, что до половины своей жизни у нас уходит на то, чтобы быть где-то ещё, но только не здесь и сейчас. Мы видим сны. Мы грезим о том, какую жизнь мы хотели бы прожить, вместо того, чтобы уже сейчас проживать её. Её и можно проживать только сейчас. Никогда больше. То, что мы называем мыслями о будущем, на самом деле просто иллюзия, игра воображения, сказка, рассказанная самим себе. То, что мы называем прошлым, уже не существует. Оно только в памяти и в наших фотографиях. Как хорошо это выражено у Стивена Кинга: прошлое пожирают лангольеры, и если вы оказываетесь в прошлом, они пожирают и вас. Прошлое при этом мертво. Оно не имеет ни вкуса, на запаха, там умирают все звуки, и даже спички не загораются, потому что у прошлого нет энергии жизни.

Но в настоящем моменте есть всё: свет, цвет, запах, звук, вкус, фактура. Если вы что-то и можете ощутить, то только в настоящем. А вы убегаете от него, потому что вам кажется, что здесь ничего нет. Но это не так. И всё, что нужно для полноты жизни, это погрузиться в настоящий момент. Вам надо просто жить тем, что есть прямо сейчас. И не обращать своё внимание на всякие ловушки ума. Будьте всегда с тем, что вы делаете. начинайте с самого пробуждения. Как только реальность проступает сквозь сон, прежде чем встать, прислушайтесь к звукам, которые вас окружают. Потом откройте глаза и приглядитесь к комнате, к предметам в ней, к виду за окном (если шторы не задвинуты). У меня, например, по утрам за окном много деревьев и светит солнце. Если есть ветерок, то солнце, пробиваясь сквозь листву, вызывает поразительную игру света на тюле, на обоях, на полу. Это лучше, чем любой калейдоскоп. Оно живое и можно долго любоваться этой игрой.

Задача в том, чтобы всё время ощущать всё, что вы делаете и наслаждаться от всех ощущений. Если вы принимаете душ, то чувствуйте, как шумит вода, как она попадает на кожу, какие ощущения рождает, как шелестит отодвигаемая шторка в ванной. Почувствуйте прикосновение полотенца к коже. Важно: делайте всегда только одно дело и полностью отдавайтесь ему. Не пытайтесь за едой копаться в своём телефоне. Иначе вы не будете сознавать полностью вкус еды. Вы будете не здесь, а в телефоне. Когда вы куда-то идёте, чувствуйте своё дыхание, ощущения кожи при соприкосновении с воздухом, звуки улицы, ощущайте напряжение мышц при ходьбе, шероховатость асфальта или гладкость плитки. Обращайте своё внимание на мелочи, даже на мусор посмотрите другими глазами, как будто вы видите его первый раз. По-новому посмотрите на то, что вам казалось привычным, и поэтому вы исключали это из зоны своего внимания. Но ничто не может быть привычным. Ведь мы уже выяснили, что привычным кажется то, чему мы присваиваем ярлык из прошлого. Если вам что-то кажется привычным, то присмотритесь повнимательнее. Как в известной головоломке на внимательность: найдите в картинках 7 отличий. Мне очень помогает в этом моя привычка фотографировать. Она по-другому настраивает мой взгляд. Я стараюсь увидеть предметы как бы через объектив фотоаппарата или через экран камеры телефона. Ведь что делает фотограф? Он заставляет людей с помощью фотографии увидеть предметы под другим углом зрения. И это становится откровением для зрителя. Но это может сделать любой человек, даже не будучи фотографом. Всё дело во внимание к мелочам. Художник тоже видит то, что не видят окружающие. Но дело не в его гениальности, а в настройке своего зрения, в тренировки его.

Но как только мы начинаем замечать детали, мир всё больше начинает открываться нам: живой реальной мир. Вернее, мы и создаём эту самую реальность. Ведь жизнь – это не просто поток. Это и инструмент для творения жизни. И творец – это вы. Вам никто ничего не должен дать для полноты вашей жизни. Вы сами наполняете свою жизнь в соответствии с тем, кем вы себя считаете. Надо только включить своё сознание.