Падение

Александр Корнюков
ПАДЕНИЕ

Действующие лица:

Ринат - 18 лет, басист группы. Коротко стрижен. По нации – лезгин.
Дима - 21 год, лидер группы. С взлохмаченными волосами.
Денис - 21 год, гитарист группы. Со светлыми волосами до плеч.
Руслан - 22 года, ударник группы. Коротко стрижен, с щетиной на лице. По нации - лезгин.
Юля - 20 лет, девушка Дениса.
Мама Рината.
               
Сцена 1
Квартира Рината.
Он собирается уходить.
На часах - без пятнадцати десять вечера.

Мама (осуждающе) - Ты опять туда идёшь.
Ринат - Да, сегодня и завтра. В воскресенье передохнём.
Мама - Сегодня - куда?
Ринат - Будто не знаешь? Туда же. Нам репетировать надо… Вернусь к утру, ключи есть.
Мама - Ты ведь не ел?
Ринат (саркастично) - У Димы есть еда дома, перекушу у него. А потом в гараж. (Нервно, в ответ на мамино молчание) У нас концерт во вторник. Времени мало. (Заметив подступившие у мамы слёзы) Мы не успеем, мам. Пойми.
Мама (с дрожью в голосе) - Только снова не пей там, с ними. Хорошо?
Ринат - Да не буду я. Я говорил же: мы отмечали Димин переезд тогда. Да ладно, мам, (мама пытается обнять его) хватит. Не алкаш же я всё-таки… Да и они тоже.
Мама (постепенно успокаиваясь) - Как называетесь-то хоть?
Ринат - Ну, бля… Извини. Я ж сто раз говорил – «Экзистенция». Это значит "существование".

Сцена 2
На квартире у Димы.

Ринат - Здорово всем.
Дима - Здорово, Рино. Чё опаздываешь?
Ринат - С трудом из дома выбрался. Мама задолбала уже, ей-богу.
Руслан - Из-за мамы нас так не подводи. Что тебе важней: твоя жизнь будущая, или мама твоя, прошлая уже? (Гнусно смеётся.)
Ринат - Заткнись, Русик. Наширялся и ни хрена не понимаешь, что несёшь вообще. Хоть иногда думай. Или извилин хватает только барабаны долбить?
Руслан - Ты за словами следи, молодой, а?
Денис - Эй, успокойся, Руслан. Не заводись. У тебя сейчас и впрямь башка не варит.
Дима - Блин, если так дальше пойдёт… Мы ни хрена ничего не подготовим. Перенесите свои межличностные конфликты на потом, а? Куда-нибудь на месяц вперёд? У нас концерт на носу. И правильно Дёс говорит, не заводись, Рус.
Руслан - Пусть этот молодой следит за словами, а?
Дима - По жизни, как обкуришься, так детский сад устроишь, Рус. Ты сам же его задел, вот и следи за своими словами сначала.
Денис (насмешливо напевает) - "Следи за собой. Будь осторожен".
(Все смеются.)
Дима - Ладно, все в сборе. Давайте в гараж.

Сцена 3
В гараже, оборудованном под репетиционную точку: стены обиты звукоизоляционной материей, на полу пустые бутылки из-под пива и окурки, связки проводов.

(Группа играет; Дима поднимает руку, остальные перестают играть.)
Дима - Рино, давай ещё раз вон тот момент проиграй. (Видя вопросительный взгляд Рината) Да вон тот, после припева.
Ринат (Проигрывает басовую партию.)
Дима - Сейчас нормально. Давай вместе с Русом это место теперь несколько раз повторите.
Ринат и Руслан играют (Бас и ударные соответственно.)
Дима (Поднимает руку, музыка стихает.) - Хватит. (Молчание.) Да, понятно, короче… Слушай, Рус, если ты не в настроении, нехрен это срывать на барабанах.
Руслан (с вызовом) - А чё-то не так?
Дима (примирительно) - Просто по тарелке потише бей. Здесь этот грохот… не вписывается. (Вздыхает.) Ну, давайте ещё разок. Потом расслабимся немного.
Денис - Дим, помнишь, я сегодня долго не могу. Я Юле обещал…
Дима - Блин, забыл… (Смотрит на часы.) Ладно, до полдвенадцатого ещё. Идёт?
Денис (Утвердительно кивает головой.)
Дима - Ну, давайте. Всё. Поехали.
(Группа начинает играть, почти сразу Дима поднимает руку.)
Дима - Сразу не пошло, не слышите, что ли? Русик, да чё с тобой сегодня? Тебе вообще перед выступлением ни пить, ни курить нельзя. Ты ж слышал у Рины "тура-ту, тура-ту", а ты в это время какое-то "тур-тур-туры". Подстройся.
Руслан - Пусть он подстроится, а? Мы ТАК раньше играли, пока этот лошак не пришёл. Мудак порванный.
Денис (С усмешкой извлекает из гитары два ревущих звука, заглушая непристойную брань Руслана.)
Руслан (Денису) - Заглохни. Вали к своей подруге и не мешай.
Денис - Сам заткнись, Русик. Вымещай свою деградирующую агрессию на игре.
Дима (Облокотившись о шкаф, недовольно смотрит на них.) - Всё, хватит. Репетиция окончена. (Денис и Руслан вновь огрызаются.) Заткнитесь вы все. Пять дней до концерта. Ничё не сыграли ещё нормально. Завтра позвоню всем, договоримся. Всё, Денис иди к Юле, сейчас только десять минут двенадцатого. Рина, тоже иди. А ты, Рус… хотя иди. Шайтан с тобой сегодня.
Ринат - А ты?
Дима - Набросаю кое-что, и гараж в порядок приведу. Давайте все.
(Все уходят; дверь гаража закрывается, слышен звон разбиваемой о стену бутылки.)

Сцена 4
Аллея.
По ней не спеша прогуливаются Денис и Юля.

(Минуты две проходят в молчании.)
Юля - Денис?
Денис - А?
Юля - Что у тебя? Пришёл сегодня не в духе. Сейчас тоже, как будто сессию не сдал…
Денис (Улыбаясь, целует Юлю.) - Да нет же, пойдёт всё.
Юля - Ой, да не ври. В группе опять?
Денис - Ну да-да, ты угадала. Ничего не получается. Дима нервничает, что не выступим боится. А ещё Рус этот…
Юля - Руслан? Не понравился мне сразу. Самомнение слишком высокое.
Денис - Ха. Ты его пьяным не видела или обкурившимся.
Юля - Почему же Дима другого барабанщика не найдёт? С «Фрегатом» же дружите, одолжили бы ихнего. Или Сева не согласится?
Денис - Да нет, дело не в этом, согласится ли Сева или согласится ли Миха (ударник «Фрегата»), не в том совсем.
Юля - Да? А в чём тогда?
Денис - Ну, Русик… Ты ж его не знаешь совсем. Дима с ним с 10-го класса, я - с первого курса. Он - нормальный, когда трезвый. От него многое, многая помощь исходила, когда группу собирали. Дима не может так, просто взять и выгнать его.
Юля - А, вместе бухали? (Посмеивается.)
Денис - Юля, прекрати! Ну, не смешно сейчас. Неужели тебе и Дима не нравится? Он - музыкант одарённый, и поэт талантливый.
Юля (насмешливо) - Поэт помоек и обоссанных стен.
Денис - Как ты их всех судишь… Ты ж и не общалась с ними толком. Неужто тебе они все неприятны?
Юля - Да, ладно, Денис, не обижайся. Не неприятны они мне. Но такое чувство, что Ринат из вас самый нормальный. Не помешанный на группе и славе.
Денис - Вообще-то, по справедливости, Ринат - музыкант из нас самый никудышный, потому…
Юля - Поэтому он на басу?
Денис - Ну, да… Я не договорил - потому он и не думает об успехе и о группе.
Юля - По крайней мере, самый милый и добрый.
Денис - Милый?! Чёрт, ну и оставайся с Ринатом! Будет он тебе милым и добрым бесхозным мужем.
Юля - Да что ты?! Успокойся. Я же пошутила! Совсем с группой своей с ума сошёл.

Сцена 5
В гараже, после генеральной репетиции.

Дима (Отпивает пиво из бутылки.) - Ладно, сегодня не репетируем больше.
Руслан - Думаешь, хуже будет?
Дима - Да, думаю… и боюсь.
Руслан - Бойся, чтоб завтра хуже не было.
Ринат - Да ладно, нормально мы сегодня отыграли.
Руслан (злобно передразнивая) - Ладно, ладно. Нормально, а должно быть хорошо. Не, Димон, давай ещё.
Дима - Хватит, у Дёса уже руки болят.
Руслан - Бля, у Дёса руки болят! А у меня - нет?! Херачить по барабану четыре часа?
Денис (Берёт гитару.) - Ладно, Димон, давай ещё раз. Нормально всё.
Ринат (Берёт бас, показывая, что согласен ещё играть.)
Дима (устало улыбаясь) - К чёрту. Давайте ещё.
Руслан (Садясь за ударные.) - Вот, нормальный разговор. Ещё пару часов, чтоб хорошо всё было.
(Начинают играть, на второй песне струна на гитаре Дениса лопается.)
Денис - О, пля!
Дима - Вот что значит, ещё два часа…
Руслан - Помнишь, ты мне говорил, что агрессивно слишком играю? А ведь я ни одного барабана пока не порвал.
(Денис натягивает новую струну, Дима помогает ему.)
Руслан (Ринату) - А ты чё молчишь?
Ринат - А что, по-твоему, я говорить должен? Выразить ненужный комментарий?
Руслан - Справедливо возмутиться тому, что сорвали игру. Ты ещё не порвал струну?
Ринат (иронично) - На басу?
Руслан - Знал я одного кадра, который на басу порвал струну, самую толстую струну…
Ринат - Ха. И что дальше?
Руслан - Дальше? Его выгнали из группы, насмехаясь над его дилетантством.
Ринат - К чему ты это, Рус?
Руслан - Да к тому, что, чтобы не рвать струны, надо уметь играть!
Дима - На кого ты это намекаешь, Русик? Денис отлично играет на гитаре.
Руслан (грубо) - Я не про него. Хотя с "отлично" ты загнул.
Ринат - Так, на меня, значит?
Руслан - На тебя.
Ринат - Что конкретно тебя не устраивает, ты сказать можешь? Или просто так - "твоё присутствие"?
Руслан - Я уже и так сказал, что. Ты не умеешь играть. Дилетант полный.
Ринат - Если так, то почему же Дима меня не выгнал до сих пор? Пять месяцев, вроде, не так мало.
Руслан - А он не может тебе этого сказать. Он - слабый. И замены у нас нет.
Ринат - Так, замены нет?..
Дима (перебивая) - Подожди, Рус. То есть, по-твоему, я не могу выгнать Рината, потому что я слаб даже сказать ему это?
Руслан - А что не так, хочешь сказать? Ты же так любишь людей, жалеешь их, чтобы сказать прямо об этом.
Дима - Это очень смешно - то, что ты говоришь. Мне не пять лет.
Денис - Однако, ты, Руслан, оказывается, и трезвым гонишь?
Дима - Всё, заткнитесь все. Струну Денис сменил. Играем дальше, пока вы все друг друга не поубивали, упаси Боже.
Руслан (насмешливо) - Боже?
Денис (Пуще прежнего бьёт по струнам гитары.)

Сцена 6
После репетиции, по тёмной улице Ринат идёт домой.
Его догоняет Руслан.

Руслан - Не против, я с тобой пройдусь?
Ринат - Не против, пройдись.
Руслан - Я бы у тебя, Рина, конечно, попросил прощения, как меня после репетиции, ещё в гараже, попросил Дима, но ты же понимаешь, что я прав.
Ринат - В чём же?
Руслан - Во всём.
Ринат - То есть, в том, что я ничего не умею и только мешаю группе?
Руслан - Да, и в этом тоже.
(Ринат молчит.)
Руслан - Завтра у нас важный день. Дима долго ждал этого дня, задолго до того, как ты появился в группе. Я знаю его со школы, тогда группа была его заветной мечтой, и я был первым, с кем он начал играть. Я вообще предоставил ему чуть ли не полную техническую базу, у меня немало знакомых, которые нам помогли с оборудованием. Меня уж он выгнать никак не может, даже если вдруг и захочет.
Ринат - А чего ты хочешь от меня?
Руслан - Я попросил бы тебя завтра сыграть, как можно лучше. Лучше, чем на репетициях. Но знаю, что ты всё равно не сумеешь. Это первый наш концерт, и, если мы завалим его, Дима не вынесет этого, и в любом случае, тебя выгонит. А из-за тебя мы завалим его. Я попрошу тебя просто не приходить завтра на концерт. А замену тебе я как-нибудь уж найду. 
Ринат (Возмущённый, останавливается и говорит Руслану в лицо.) - Ты требуешь, чтобы я, по твоей прихоти, так подвёл группу? Чтобы я, не объяснив и не предупредив, просто не явился? Да что скажет на это Дима? Решит, что я просто подставил его. Да так и будет с моей стороны. И не имеет значения, что об этом просил меня ты. Я знаю, что ты во многом помог Диме, но не преувеличивай своей значимости, Руслан. Не ты создал эту группу, не тебе решать, кому в ней быть, а кому уходить. Эту просьбу я не выполню.
Руслан (зло) - Я сказал тебе, ты сделаешь так, как я сказал. Понял? Не зли, не зли, бля, меня.
Ринат - Ты думаешь, я боюсь тебя, что ли, Рус? Что ты сделаешь мне? Ударишь? Изобьёшь, может?
Руслан - Я этого не говорил. Сам просишь.
(Руслан дважды бьёт Рината по лицу, Ринат падает. Руслан пинает его ногой и уходит.)

Сцена 7
Перед концертом, за кулисами.

Денис (Смотрит на часы.) - Концерт через двенадцать минут начнётся. Где Рина?
(Дима молча сидит на стуле.)
Руслан (Облокотившись об стену, курит сигарету.) - Мамочка, наверное, не пускает. Как же с нами, алкашами, дружить ему, сынку доброму, послушному?
Дима (Задумчиво смотрит на Руслана.) - Он придёт. Даже если и мать, он нас не бросит. Да и матери он, вроде, всё объяснил. Теперь нормально всё. Вчера, во всяком случае, он сказал, что всё уже нормально.
(Пять минут проходят в напряжённом молчании, за кулисами стоит шум и гам.)
Руслан - Слышь, Дим, тут в одной группе знакомый есть, басист хороший.
Дима - Нет. Нужен Ринат. Он участник группы. Без него не играем.
Руслан - Ты это не вздумай, Димон! Из-за одного молодого всё терять! Может, заболел, там, голова, понос, ещё что.
Дима - Хорошо. Ждём ещё пять минут и… (оборачивается) Наконец! Мы думали, замену уже брать придётся.
(Входит Ринат, он в тёмных очках.)
Ринат - Извините...
(Вбегает Юля.)
Юля - Ну, я пришла пожелать вам удачи. Круто отыграть! (Целует в щёчку Дениса.) Всем вам - удачи. (Смотрит на Рината) - Кто тебя так?
(Дима переводит взгляд с Юли на Руслана, Юля тоже смотрит на Руслана строгим взглядом.)
Дима - Всё, идём.

Сцена 8
Группа на сцене, каждый вооружён своим инструментом.

Дима (в микрофон) - Здравствуйте, друзья и соратники. Спасибо за то, что пришли на этот концерт. Участники нашей группы, которая носит название «Экзистенция»: гитарист Денис, отлично владеющий как акустической, так и электро-гитарами; один из первых участников, просто "ветеран" нашей команды, ударник Руслан; самый молодой, начинающий, но подающий немалые надежды, басист Ринат; и скромный вокалист и автор текстов Дима, то есть я. Поехали!
(Группа начинает играть: мелодия начинается с пронзительного долгого гитарного соло, к нему подключаются бас и барабаны; соло переходит в рычащий ритм. Затем мелодия играется на переборе, постепенно ускоряясь и, наконец, к припеву взрываясь мощными риффами гитары и драйвовыми перестуками барабанов. Таким образом играются первые два куплета, третий звучит значительно быстрее и жёстче, четвёртый же играется на том же уровне жёсткости, что и припев.)

Дима (поёт):

Как грустно - сегодня день моей смерти.
Но весело - завтра день похорон.
Не отговаривайте - в душе пусто.
Всё решено давно.
Те, кому страшно, те, кому больно,
Имеют право на смерть.

Смерть! Смерть! Смерть!

Завтра меня просто может не быть.
Завтра меня не станет.
Всем всё равно, всем просто насрать.
И никто не будет ждать.
А тебя уже нет.
Я хочу умереть!
Я хочу умереть...

Смерть! Смерть! Смерть!

Режь свои вены! Ломай эти стены!
Освободись от цепей!
От скуки безликих дней.
Эта жизнь не стоит того, чтобы страдать.
Это не твоя вина - нет смысла ждать!
Есть только в том, чтобы умирать.

Смерть! Смерть! Смерть!
Смерть! Смерть! Смерть!

Режь свои вены!
Ломай эти стены!
Переступи через БОЛЬ!!!

Сцена 9
В гараже, все сидят на полу, пьют пиво и курят.
Лица удручённые.

Денис (Встаёт и похлопывает Диму по плечу.) - Всё, успокойся. Не парься. У нас было мало времени на репетиции. И первый концерт всё же. Сколько команд на первых порах терпят полнейшее фиаско, а затем собирают стадионы! Почти со всеми такое случается в начале. Перенервничали мы, да и публика такая, что им лишь бы побеситься, головой об пол побиться. Не все же могут понять твои стихи, то, что ты вкладываешь в них себя самого, а не просто пишешь первое, что взбредёт в голову. Всё, не парься. Кто-то всё же понял и оценил. У нас всё впереди. Как «Фрегат» начинали? Помнишь, Сева рассказывал, как в него однажды бутылка пластиковая угодила?
Дима (устало улыбается) - Да, помню. Спасибо, Дёс, за поддержку. Да, (к Ринату и Руслану) и вам спасибо. Первый блин, как известно... Я попрошу вас сейчас уйти, мне надо прибраться. И обдумать кое-чего. Собраться с мыслями, что дальше делать. Всем спасибо, мы все были не на высоте сегодня, сами понимаете, но мы наберёмся опыта, я верю, что всё получится. Иначе и быть не может.
Денис - Конечно, по-другому не может. Главное - верить в себя и свои силы, и всё само придет! Это простейшая, банальная истина.
(Все поднимаются, жмут руки, говорят "Пока" и "До встречи", и, кроме Димы, уходят.)

Сцена 10
Денис встречает на пути Юлю, и они уходят в одном направлении,
Ринат с Русланом - в другом.

Ринат - Что теперь, Рус? Скажешь, я всё запорол, да? Из-за меня теперь Дима так несчастен? Может, снова изобьёшь меня? Или убьёшь, может? Я ведь явился и испортил всё!
Руслан (посмеивается) - Нет, не буду. Как человек справедливый, соглашусь с тем, что все мы были не в ударе. И всё же, напрасно, ты пришел. Я предложил другого басиста, и Дима, после недолгих раздумий, согласился. Тот человек уже играл и не раз. Он бы, во всяком случае, своим присутствием в нашей группе, вызвал бы к нам уважение, а вероятно, при столь уверенном, опытном музыканте и мы бы не оплошали так. Всё равно тебя исключат из группы, поверь мне. Я ещё поговорю об этом с Димой. Неудача должна открыть ему глаза пошире. Он должен призадуматься, что в группе не так. Тем более, мы все прекрасно знаем, как твоя мама относится к нам и к твоей игре в рок-группе. Она считает, что такой умный и послушный сын, как ты не должен играть перед толпой пьяных или обкуренных обормотов. Она считает, что ты и сам станешь таким же обормотом. Отрастишь хвост до жопы и станешь пить и ширяться. И ты сам видишь, что такое может с тобой произойти. Ты уже втянут в это всеобщее наше падение. Ты падаешь в ту же яму с дерьмом, куда мы все. За какую идею ты падаешь? Идею полного пох... извиняюсь, пофигизма? Идею послать всех и делать, что захочется? Ты парень умный, сам знаешь, что такие идеи никогда к добру не приводили. Люди с такими идеями попадают в тюрьмы или заканчивают жизнь на помойках побираясь. А ведь ты оканчиваешь школу с отличием, потом поступишь в университет, с таким же отличием окончишь его, станешь видным человеком, или просто сможешь обеспечить себя и свою семью. Тебя ведь мать одна растила, ты должен быть помощником ей на старости лет, а не пьяной обузой. Кто теперь плохо соображает, а? Я, когда обкурюсь? Да мне-то что? Я уже давно в эту яму говённую лечу, раньше, чем ты начал. Мне уж всё равно. Да и мамы у меня не было, такой как у тебя. Я всегда был предоставлен самому себе. Я не жалею ни о чём, не подумай. Наоборот, это моё. А ты, подумай над этим, поразмысли, а?
Ринат (Задумчиво молчит.) - ...Много ты сказал, Рус. Признаюсь честно, даже не ожидал никак от тебя такой речи. И в чём-то ты прав... Во многом. Да, я подумаю.

Сцена 11
Аллея, по ней прогуливаются Денис с Юлей.

Юля - У вас, наконец, снова была репетиция? После сколь долгого затишья?
Денис - Свыше двух недель. До этого Дима даже не звонил никому, и мы тоже никого не видели. Отдыхали, так сказать, от рож друг друга.
Юля (посмеивается) - Ну и как? Узнали друг друга после отдыха?
(Денис хмурится и молчит.)
Юля - Что с тобой?
Денис - Рината не было...
Юля (тоже хмурится) - Он ушёл или его выгнали? Это же Руслан его тогда, перед концертом?
Денис - Да, наверное, он. Мы не говорили на эту тему. И репетиции не было. Мы помянули его...
Юля - Чего?
Денис - Дима сказал нам... Ему мать Рины по телефону сказала, тихо так, спокойно, и повесила трубку сразу. Ринат убил себя. Он повесился вскоре после концерта.
(Молчание.)
Юля - Экзистенция, Камю, Падение…  Глупцы вы все.


                Весна-лето 2005, октябрь 2006;
                текст Суицид – весна 2004