Все будет как надо!
Наши слезы по Вас, как и прежде, соленые,
Наша память о Вас все острей год от года.
И да Вечный Покой Вам, Владимир Семенович,
На Ваганьковском - справа от входа.
Александр Дольский
Вот уже пятый десяток лет пошел, как его нет среди живущих на этой земле. Но, странное дело: его песни, его хрипловатый раскатистый голос, его незабываемый образ из «Места встречи изменить нельзя» - по-прежнему с нами. И мы, поколение, выросшее на его песнях, шедшие по жизни и взрослевшие вместе с ними, теперь, по прошествии стольких лет, переосмысливаем их заново и снова, повторяем про себя их незабываемые слова, которые все – от первого до завершающего – наша жизнь и наша общая горько-соленая правда.
Имя Владимира Высоцкого всегда было окутано мифами и слухами. Много всякого сказано, написано и придумано, чтобы выяснить, каким на самом деле человеком был кумир миллионов. Его называли Пророком, Символом Эпохи – все верно, тут и я согласен на все сто, но все же, на мой взгляд, самые правильные слова были сказаны кем-то из простых современников поэта: «Высоцкий – это пример выдающейся, гениальной личности, которую не удалось превратить в раба». Вот так – ни убавить, ни прибавить, как говорится. Вот и я тоже был просто его современником, но на заре становления личности, как принято было выражаться «высоким штилем», мне посчастливилось повстречаться с этим великим человеком. Как-то не хочется употреблять здесь слово «история», в смысле - «прошедшее», пусть будет просто – эпизод, оставшийся в памяти на всю жизнь. Итак…
…Двадцать восьмое июня тысяча девятьсот семидесятый год, Москва. Сегодня в нашей школе выпускной вечер. Все три десятых класса - «а», «б» и «в», сто восемь человек теперь уже «вчерашних» школьников вступают в новую взрослую жизнь. И этот последний школьный вечер разведет нас по разным путям-дорогам: у кого-то коротким, у кого-то – прямым и быстрым; крутым, тернистым; извилистым, окольным, крученым-верченым; вовсе нехоженым… Но мы пока об этом ничего не знаем. Да, еще не переступили порог, еще все вместе, и наши юные неугомонные сердца переполнены чувствами, слившимися воедино: радостью, гордостью, грустью, ожиданием, надеждой… Еще немного и каждому выдадут аттестат, и… «Прощай школа!». Тогда нам казалось, что именно это называется «путевкой в Жизнь».
В двенадцать двадцать прозвучал для нас «Последний звонок», и каждого выпускника держали за руку мальчик или девочка – первоклашки, принимая на себя эстафету школьного бытия на ближайшие десять лет жизни. Чуть позже все наших три выпускных класса собрали в спортивном зале и, построив в три линейки, преподаватели поздравили нас с окончанием школы. Потом завуч Лариса Дмитриевна сообщила, что торжественная часть состоится в актовом зале в восемнадцать часов, где нам вручат аттестаты о полном среднем образовании, и там же будет традиционный концерт-капустник «Прощай школа!», куда можно пригласить и родителей.
Я стоял во второй линейке по росту третьим справа, передо мной стояли парни из «А», третий выпускной «В»-шники самые многочисленные, стояли в две шеренги через проход напротив нас, и все мы маялись от тягомотных напутственных речей преподов, изнемогая от нетерпения начать уже праздновать этот знаменательный день так, как хотелось именно нам – весело, неудержимо и дружно, а может даже и чуть более того – кто знает? Девчонки из «В» уже шушукались с парнями, и шеренга почти перестала «держать строй», а завуч все нудила о дисциплине и, чтобы мы помнили «о правилах приличий во время вечернего банкета и танцев». За моей спиной прыснул девичий смешок, я обернулся, чтобы сказать: «Тс-сс!», но в последний момент осекся – оказалась моя прежняя девчонка, с которой мы расстались еще год назад, даже непонятно почему – просто на ровном месте. А теперь у меня «дружба» с другой, и она тоже стоит здесь где-то слева – нет, отсюда не видно. Но по воле случая со мной рядом оказалась та, первая, и наши глаза встретились снова и как-то сразу общий шум отдалился куда-то, фигуры и лица прочих – фоном и все, и вся - как бы «за скобками», и обоим никак не отвести взгляда…
Сосед слева ткнул меня в бок: «равнение!». И звуки мира снова ввинтились в мои уши:
…- И никакого алкоголя! Чтоб никто и нигде – ни грамма! – Выступала наша «классная»
- Я, лично, и весь преподавательский состав будем контролировать. Еще дружинники от шефского завода «Изолит» тоже будут помогать, так что сразу предупреждаю – даже не пытайтесь»!
Тут уж все дружно загомонили:
- Что вы, Марьдавыдна, да никогда - честное комсомольское.
Девчонки захихикали и стали поддразнивать парней, те тоже вступились друг за дружку, и шеренги «ломали строй» уже повсюду, но тут в зал стремительной походкой влетела председательша родительского комитета и что-то сходу зашептала на ухо завучу. Та слушала, склонив голову, потом закивала быстро-быстро, и взяв в руки колокольчик «Последнего Звонка», энергично затрясла им, перекрывая разом сотню голосов:
- Минуточку внимания! Всем тишина, важное объявление!
Шеренги нехотя восстановили первоначальную геометрию, шорохи и шушуканье стихли. Все как-то напряглись, словно ждали чего-то, что никак не ждали. А вдруг, она сейчас скажет, что внезапно ввели одиннадцатилетку?! Или американцы высадились на Марс? Вот что-то типа того. Но реальность оказалась куда круче.
- Ребята, мне только что сообщили, что на наш праздничный вечер приедет артист театра и кино Владимир Семенович Высоцкий!
Больше никогда в жизни, даже на военной службе, я не слышал такого мощного, раскатистого – на сто восемь голосов: «Ура-а-аа!!!».
Вечер был в самом разгаре. Все поздравления приняты, аттестаты вручены, напутствия выслушаны, обещания отданы. И теперь: «Только радость, только ветер, только счастье впереди!» - Музыка, танцы, смех. Девчонки все нарядные, в первый раз не в школьной форме: светлые платья, юбки выше колен, туфли-лодочки на «шпильках», прически с шиньонами, макияж, сережки и колечки – загляденье! Парни тоже под стать: «битловские» челки причесаны ровно, яркие галстуки, брюки со стрелками: «Разрешите вас пригласить, мисс…». Длинные столы, покрытые белыми бумажными скатертями, поставлены буквой «П», чтобы всем хватило места. Салаты-винегреты с бутербродами и лимонадом почти все уже съедены-выпиты, и шефский ВИА в углу зала уже два часа кряду без устали «давит» твист и шейк. Танцуют в основном «в кружок» - улыбки, шутки, смех, воздушные шарики с привязанным «серпантином»… И вдруг всему этому – стоп! Шелест, как порыв ветра, и волной друг другу: «Приехал!».
И он вошел почти незаметно, обыденной походкой, как «тень отца Гамлета» - невысокий в голубой рубашке с закатанными рукавами, джинсах и с неизменной гитарой в руке - всенародный любимец, Великий Артист. Директриса поднялась ему навстречу, взяла под руку, повела к столу. Учителя и родительский комитет отдельно в уголке праздновали:
- Владимир Семенович, к нам! Сначала накормим – салатики, рыбка вот, угощайтесь! Водка есть «с винтом» или коньячку?
– Коньяку. Ну, за встречу! Ваше здоровье!
Он поставил гитару у стенки, присел за стол с краю, поел того и сего, ему подкладывали со всех сторон, выпил коньяку и раз, и два… Потом взял гитару, склонив голову к деке, проверил строй, и легко поднявшись, вышел на середину зала. Мы все встали в круг, освободив ему пространство метров шесть в центре. Он попросил микрофон, ему подали шефский из ВИА, и он нас поприветствовал - поздравил «с Окончанием и с Началом!», потом вернул микрофон шефам, тронул струны и… понеслось!
«В желтой жаркой Африке,
В центральной ее части,
Как-то вдруг, вне графика,
Случилося несчастье.
Слон сказал, не разобрав:
Видно быть потопу!..
В общем так: один Жираф
Влюби-и-ился в Антилопу…»
Мы стояли тесно плечом к плечу, обступив его, и хлопали в ладоши в такт, весело подпевая на припеве: «Жира-аф бо-о-ольшой, ему видней!» - и это было из нашего детства, с которым мы прощались сегодня. Следующей была «Гимнастика», где: «Вдох глубокий, руки шире, не спешите, три-четыре! Бодрость духа, грация и плас-ти-ка…», помните? Девчонки размахивали вытянутыми над головой руками, мальчишки в такт делали приседания и отжимания – и это было наше теперешнее «сейчас».
Всех без исключения поразил его голос: он пел без микрофона, да ему и не нужно - такая мощь! А он еще только набирал обороты, хотя нам казалось, что это уже предел. Но это же Высоцкий – у него все по-полной и дальше – за всеми пределами, через «точку невозврата».
«Здесь вам не равнина — здесь климат иной.
Идут лавины одна за одной,
И здесь за камнепадом ревет камнепад…»
Знакомый нам всем до боли по бесчисленным магнитофонным записям с неподражаемой, пронизывающей до костей хрипотцой и раскатистым «Р-р-рр!» на обертонах, он завораживал, обволакивал неуловимо-быстрым, как завихрение тайфуна коконом сопричастности.
«И можно свернуть, обрыв обогнуть,
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа».
И снова это было наше. Сегодняшнее, завтрашнее – то, для чего мы появились на этом свете.
«Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а — так;
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош…
Парня в горы тяни — рискни!
Не бросай одного его:
Пусть он в связке одной с тобой —
Там поймешь, кто такой».
И гитарный бой едва выдерживали струны, и вены вздулись на шее тугими канатами страховочной связки, и хриплый голос срывался на застуженный крик:
«А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал!»…
Его голос, как лавина сносил все препятствия времени, пространства и обстоятельств личной жизни каждого из нас, и именно в эту секунду – сейчас, в безудержном, безумном риске выбора «да» или «нет» возносил нас сквозь неведомые выси полета живой человеческой души туда - на Вершину. Но мы были там все вместе – в одной связке, намертво скрепленной нерушимой спайкой школьной Дружбы.
А потом была «Скалолазка» и «Нейтральная полоса», и «Парус», и «Охота на волков». И это уже совершенно новая, еще незнакомая нам стезя: с Любовью, Смертью, Отвагой, Состраданием. Та самая взрослая жизнь, в которую мы только-только вступали.
Когда пошел «Большой Каретный», наши учителя тоже встали с нами в круг и хлопали в такт, и воодушевленно подпевали хором: «Где твои семнадцать лет? - На Большом Каретном!». Ведь и они тоже теперь были с нами – в спайке.
А Высоцкий все пел - без перерывов, одну песню за другой, и накал все время только нарастал, хотя, казалось – куда уж еще!.. Он прервался лишь раз, когда кто-то крикнул: «Бра-а-во, бис!», повернулся и с чуть виноватой ухмылкой сказал:
- Ребята, извините – на «бис!» не пою. И в конце не просите автографы мне еще в театр возвращаться. Уж, не взыщите, если не успею. А дальше пошли военные песни. Он начал так спокойно, обыденно, чуть уставшим голосом, что мы сразу ни о чем и не догадались:
«В ресторане по стенкам висят тут и там
«Три медведя», «Заколотый витязь»…
За столом одиноко сидит капитан.
«Разрешите?» — спросил я. «Садитесь»…
Но ведь, талант тем и славен, что умеет простыми словами всколыхнуть лавину чувств в любом, даже самом холодном сердце.
«В сорок третьем под Курском я был старшиной,
За моею спиною - такое!..
Много всякого, брат, за моею спиной,
Чтоб жилось тебе, парень, спокойно!»
И лица ребят вдруг у всех стали серьезные и сосредоточенные, как на экзамене, потому что это была наша еще не осознанная вина. За короткую память героям.
«А винтовку тебе? А послать тебя в бой…
А ты водку здесь хлещешь со мною!
Я сидел, как в окопе под Курской Дугой
Там, где был капитан старшиною».
Гитарный перебор и задушевный, без всякого надрыва монолог:
«Почему все не так? Вроде — все как всегда:
То же небо — опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода…
Только — он не вернулся из боя».
Неспешно-минорный проигрыш. И как толчок в спину: «Для меня, словно ветром задуло костер, когда он не вернулся из боя».
Певец выложился до конца, и мы подумали, что уже все, и принялись аплодировать вовсю. А он постоял с минуту, прикрыв глаза, и вдруг подобрался, как перед прыжком, и ударил по струнам. И голос - на полную мощь без перехода:
«Я «ЯК»-истребитель, мотор мой звенит,
Небо — моя обитель,
Но тот, который во мне сидит,
Считает, что он истребитель!»
Впечатление было, как от разрыва снаряда. Мне потом ребята говорили, что «волосы на голове шевелились и ледяные мурашки от пальцев ног по спине…». «Мурашки» - не то слово. Это не передать словами – ком в горле и уже почти невозможно вздохнуть без всхлипа, и гитарные струны вибрируют на разрыв, и вздувшиеся вены на шее артиста кажется тоже лопнут вот-вот…
А хриплый баритон уже пикирует прямо на слушателей, как будто идет на последний воздушный таран:
«Я в прошлом бою навылет прошит,
Меня механик заштопал,
Но тот, который во мне сидит,
Опять заставляет: в штопор!»
И тонкие нити нашего изумленного разума рвутся одна за другой, как перетершиеся волокна металлических тросов рулевых тяг мятежного «Яка».
«Терпенью машины бывает предел,
И время его истекло.
Но тот, который во мне сидел,
Вдруг ткнулся лицом в стекло.
Убит он, я счастлив, лечу налегке,
Последние силы жгу.
Но что это, что?! Я в глубоком пике —
И выйти никак не могу!»
Узкая прохладная ладонь легко коснулась моей руки. За моим правым плечом стояла моя девчонка-одноклассница. Наши пальцы сплелись. Мы не смотрели друг на друга, просто чувствовали быстрые, горячие толчки пульса, бьющегося в унисон.
«Досадно, что сам я не много успел,
Но пусть повезет другому!
Выходит, и я напоследок спел:
«Мир вашему дому!»
Заключительная песня - «Корабли постоят и ложатся на курс». До сих пор не знаю, о себе он пел или Силы Небесные поручили ему донести эти строки до нас, потому что, конечно – «никто, кроме него».
«Корабли постоят и ложатся на курс,
Но они возвращаются сквозь непогоды.
Не пройдет и полгода — и я появлюсь,
Чтобы снова уйти, чтобы снова уйти на полгода»
Последний аккорд под прощальный взмах поднятой руки:
«Я, конечно, вернусь - весь в друзьях и в мечтах,
И конечно, спою - не пройдет и полгода».
Все, кто был в зале – выпускники, учителя, шефские дружинники с «Изолита», родители из школьного комитета аплодировали стоя не жалея ладоней. А Высоцкий откланялся «по-английски» - не прощаясь. И в общей толчее и суете почти никто не заметил, что один из наших ребят - «В»-шников, уже на выходе в самом конце зала догнал его, и оторвав кусок бумажной скатерти с учительского стола, протянул артисту:
- Владимир Семенович! У нас сегодня такой день… Пожалуйста, подпишите автограф – пусть будет один на всех.
Высоцкий повернулся, перехватил гитару подмышку:
- Ладно, давай!
Задумался на мгновенье и быстро расписался.
Когда наш вечер закончился и все волнения улеглись, кто-то обратил внимание , что Высоцкий что-то передал нашему товарищу на выходе, а тот, как на зло, куда-то подевался, и может, упустили б его, но настырные девчонки из их класса догнали, растормошили: «Ну, чего?!». Парень смущенно отбивался от них, потом вытянул из кармана бережно сложенный клочок бумаги, развернул.
- Вот, ребята, смотрите - для нас всех выпросил.
Мы обступили его плотным кольцом. На обрывке «скатерти» была всего одна строчка: «Все будет как надо!» Высоцкий.
Не хочу быть высокопарным, но прожитые годы убеждают меня что именно этот клочок бумаги с бегущей наискось торопливой строчкой и был нашей Путевкой в Жизнь. Ведь там было обозначено все: счастливое детство и юная радость школьной Дружбы и манящей бесконечности жизни, и Уважение к Памяти Героев, и Гордость за нашу причастность к Великой Эпохе. И, что ж поделать – поэта давно уже нет среди живущих на земле, но остался его Голос – на тысячах и миллионах магнитных лент, пластинок, дисков, и он продолжает звучать в наших сердцах, потому что Владимир Высоцкий по-прежнему с нами. В единой спайке.
«Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие – как часовые…
Отражается небо в лесу, как в воде
И деревья стоят голубые».
* * *
© Copyright:
Михаил Танин, 2023
Свидетельство о публикации №223072801524