Расул-эфенди ал-Илисуви - учёный-богослов, шайх бр

Али Албанви
Расул-эфенди ’ал-Илисуви — учёный-богослов, шайх братства Накшбандийа

Расул-эфенди б. Малла Махмуд [’ал-Илисуви ’ад-Дагистани] (тур. Resul Efendi b. Molla Mahmud, ум. 1322/1904) — южнодагестанский богослов, известный суфийский учёный, шайх братства Накшбандийа. Богослов активно проповедовал в Илису. Его надгробие с надписью было найдено во время реставрации мечети, расположенной недалеко от мечети Илису.

Автор: ‘Али Албанви

’АЛ-ИЛИСУВИ, ’АЛ-ИЛИСУЎИ (азерб. ;l-;lisuvi) — нисба образована от названия цахурского сел. Илису, ныне — на территории современной Азербайджанской Республики. В прошлом — столица Илисуйского султаната. В период существования Илисуйского султанства населенные пункты Азгили, Сабунчи, Старый Сувагиль, Кац (Касс), Калал, Каркай входили в Сувагильскую группу селений. Отметим, что в Илисуйском султанстве населенные пункты подразделялись на три основные группы: Цахурскую, Карадулакскую (или Элисуйскую) и Сувагильскую. По данным Т.Н. Яишникова, в 1830-х гг. в Сабунчи имелось 7 хозяйств, в Старом Сувагиле — 180, в Кассе — 18, в Калале — 24. Хутора: Калал, Кац (Касс), Каркай, Старый Сувагиль, которые в административном отношении (кроме Старого Сувагиля) входят в состав муниципалитета Али-Байрамлы (в 2015 г. был переименован в Даглы). Все эти селения расположены на южных отрогах Главного Кавказского хребта вдоль границы с Дагестаном, в своеобразной естественно-географической зоне, через которую проходили стратегически важные пути и перевалы от населенных пунктов Дагестана в Алазанскую долину. Еще в раннем средневековье отсюда в глубь Дагестана пролегала стратегическая «лекская» (лезгинская) дорога, по которой в первой трети VIII в. шли воины полководца Марвана ибн Мухаммада из Восточной Грузии в Нагорный Дагестан. Русские архивные данные начала ХХ века утверждают однозначно, что «Елисуйские султаны, по происхождению дагестанские лезгины». Сегодня под «дагестанскими лезгинами» подразумевают собственно лезгин и получившие в середине XIX века в Дагестанской ССР, в следствии политических интриг по расчленению лезгин, статуса отдельных малых лезгинских народов, таких как: цахурцы, рутульцы, агульцы, табасаранцы.


Литература

1. Me;hedi Hanim Nimet. Azerbaycan’da 17. Yuzyil Sonrasi Ve 20. Yuzyil Oncesinde Nak;ibendiyye Cemiyetleri Merkezleri. p. 1191. // T.C. ATAT;RK K;LT;R, D;L VE TAR;H Y;KSEK ATAT;RK K;LT;R MERKEZ; ERDEM D;RT AYDA B;R ;IKAR AYDIN SAYILI ;ZEL SAYISI-III Cilt: 9 T;RK TAR;H KURUMU BASIMEV; OCAK. 1997. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://isamveri.org/pdfdrg/D00039/1997_27/1997_27_NIMETM.pdf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 26.07.2023). — Яз. тур.