Мустафа-эфенди ал-Малахи - богослов, шайх братства

Али Албанви
Мустафа-эфенди ал-Малахи — богослов, шайх братства Накшбандийа

Одним из центров распространения учения Накшбандийа являлось южнодагестанское селение Малах (тур. Malah), где проживал муршид, суфийский шайх ал-Хаджжи Мустаф-эфенди ал-Малахи.

Ал-Хаджжи ал-Хакк Мустафа-эфенди ал-Малахи б. ал-Хаджжи Искандар ал-Ахмади ал-Махмуди ал-Халиди ал-Хадра ан-Накшбанди [’ад-Дагистани] (азерб. ;l-Hac Mustafa ;f;ndi ;l-;hm;di, ;l-Mahmudi, ;l-Xalidi, ;l-X;dra N;q;ib;ndi4 азерб. ;eyx ;l-Hac Mustafa ;f;ndi Bin Hac; ;sg;nd;r; азерб. el-Hac Mustafa Efendi el-Ahmed; el-Mahmud; el-Hadra Nak;ibendi ;eyhi el-Hac Mustafa Efendi b. Hac; ;skerder; азерб. el-Hac Mustafa Efendi el-Melahi; тур. Mevlana ;eyh el-H;c Mustafa Efendi b. ;skender el-Malah;; азерб. ;eyx Hac; Mustafa ;f;ndi ;l-Malaxi, ум. 1919) — южнодагестанский богослов, суфийский шайх накшбандийского братства, преемник шайха Ахмада ат-Талали (ум. 1903). По инициативе Мустафа-эфенди была перестроена мечеть в сел. Малах в 1904–1905 г. Умер он, согласно надписи на надмогильной плите, в месяце Джумада ал-авал 1337 г. х. / 01.02.1919–02.03.1919 г. Похоронен в родном сел. Малах.

Высокое положение Мустафа-эфенди среди суфийских учёных свидетельствует о том, что он всю свою жизнь посвятил изучению, преподаванию и проповеди теории Накшбандийа. В то же время эпитафии, в которых говорится о его восхождении к вершинам знаний в братстве Накшбандийа, свидетельствуют о том, что учёный был одним из самых видных общественно-политических деятелей своего времени. Мустафа-эфенди также сыграл важную роль в развитии современного образования в городе Ках и в решении некоторых социальных проблем. Надпись на полуразрушенной и разрушенной мечети Малах гласит:

«Прежнее название деревни, которая сегодня носит имя Малах, было Омерабад (тур. Omerabad), а она была названа в честь ал-Хаджжи Мустафа-эфенди. Мечеть была построена в 1323/1905–6 гг. на средства деревенской общины».
В 1937 году, когда большевики активно преследовали мусульман, библиотека мечети была разграблена, и, как и центр национального образования, она пережила не самые лучшие времена, от нее остались лишь руины.

Нисба богослова «ал-Малахи» восходит к названию сел. Малах (азерб. A;a;; Malax), основанному этническими южнодагестанцами. Ныне — селение в пределах Кахского района, на берегу реки Малах. В начале 1870-х годов деревня Ашага-Малах относилась к Елисуйскому наибству Закатальского округа. К началу 1890-х годов Ашага-Малах и ещё три деревни (Амбарчай (азерб. ;mb;r;ay), Кашкачай (азерб. Qa;qa;ay) и Юхари-Малах — вместе составляли Кашкачайское сельское общество Кахского участка данного округа.

Автор: ‘Али Албанви

АЛ-МАЛАХИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Малах (азерб. A;a;; Malax), основанному этническими южнодагестанцами (лезгины, цахуры, рутульцы). Ныне — селение в пределах Кахского района, на берегу реки Малах. В начале 1870-х годов деревня Ашага-Малах относилась к Елисуйскому наибству Закатальского округа. К началу 1890-х годов Ашага-Малах и ещё три деревни: Амбарчай (азерб. ;mb;r;ay), Кашкачай (азерб. Qa;qa;ay) и Юхари-Малах), вместе составляли Кашкачайское сельское общество Кахского участка данного округа.

’АД-ДАГИСТАНИ (тур. ed-Da;;st;n;) — нисба указывающая на принадлежность её носителя к историческому Дагестану (ныне, земли частично современные Дагестан и Азербайджан). Нисба «ад-Дагистани» использовалась не только в отношении жителей собственно Дагестана, а выходила за его современные административные границы. Исторически в понятие «Дагестан» входила территория от Ширвана и до Ингушетии. В качестве примера можно привести нисбу известного в Чечне исламского учёного Шамс ад-дина сын Аута — аш-Шали ’ад-Дагистани («из сел. Шали из Дагестана»). При этом населенный пункт Шали расположен на территории современной Чеченской Республики. Нисбой «’ад-Дагистани» могли именоваться также жители северных районов современного Азербайджана. Эту нисбу носил широко известный всему исламскому миру шафиитский факих, учёный ‘Абд ал-Хамид ’аш-Ширвани ’ад-Дагистани («из Ширвана из Дагестана») и многие другие.


Литература / источники

1. Me;hedi Hanim Nimet. Azerbaycan’da 17. Yuzyil Sonrasi Ve 20. Yuzyil Oncesinde Nak;ibendiyye Cemiyetleri Merkezleri. p. 1191. // T.C. ATAT;RK K;LT;R, D;L VE TAR;H Y;KSEK ATAT;RK K;LT;R MERKEZ; ERDEM D;RT AYDA B;R ;IKAR AYDIN SAYILI ;ZEL SAYISI-III Cilt: 9 T;RK TAR;H KURUMU BASIMEV; OCAK. 1997. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://isamveri.org/pdfdrg/D00039/1997_27/1997_27_NIMETM.pdf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 26.07.2023). — Яз. тур.
2. Pa;a Yaqub. ;vliyalar Ensiklopediyasi. I cild Bak; – 2020. С. 141–145.