Халявизм как следствие

Дориан Грей
Халявизм как следствие ментально-национального трансвестизма

Мужчина должен работать. Это аксиома. Не обсуждается. Чем может, чем умеет: руками, ногами, головой, голосом, подписью, влиянием, статусом – но должен работать всенепременно. Назовем это так: к работе идешь ножками и работаешь ручками. Обобщенно, со сноской на частности.
Все это – во благо семьи. Так правильно не потому, что – традиция, а потому, что – естественно. А как мы знаем, нарушать естественный (не заведенный в обществе, а предопределенный природой) порядок вещей – это себе дороже.
Все остальные виды деятельности – марки собирать, вино пить, в карты играть, на велосипеде кататься, в теннис играть, под парусом ходить, рыбу ловить – это все хобби, увлечение, это в удовольствие. По уровню этого удовольствия можно судить об интеллекте, такте, манерах и прочих достоинствах мужчины. Кому-то книги читать охота, кому-то деньги в игровых автоматах просаживать.
Не секрет, что женщины часто так мужчин и выбирают – по увлечениям. Одни наркоманов любят, другие – алкоголиков, третьи – зожников, четвертые – азартных игроманов, пятые – агрессивных драчунов, шестые – отвязных мотоциклистов…
Когда хобби начинает приносить доход не только этический, нравственный, но и существенный, материальный, то увлечение становится работой и наступает счастье. Потому как получать доход, занимаясь хобби, - это счастье.
Соблазн зарабатывать, не работая, есть у всех. Он называется «халява». Самый яркий пример халявы описан в сказках про Емелю, про Золотую рыбку и прочих расхожих народных откровениях. Вынь да положь, как лист перед травой, по моему хотению. С этим соблазном мы боремся – кто более успешно, кто менее. Когда соблазн побеждает, начинается зависимость. Зависимость – это болезнь. Наркомания, игромания, алкоголизм, халявизм.
Наш исконный славянский халявизм нам привычен, а потому преодолим. Мы нашли способы бороться ним за века культурного развития. Но в девяностые нашу страну раскололи на много осколков, и в трещины хлынула другая эпидемия: халявизм «заморский». Эта разновидность болезни хорошо описана в сказке Карло Коллоди «Пиноккио» - пресловутая Страна Развлечений, она же Страна Дураков у Алексея Толстого, она же «Общество гигантских растений» в «Незнайке на Луне» Носова, она же «МММ» Сергея Мавроди. Зарабатывать не просто «по своему хотению», а даже без «хотения», без сформированных желаний – просто зарабатывать, не работая.
В наш мир пришла эта разновидность халявизма через сбалансированное питание «Herbalife», через никель-хромовую посуду «Zepter», через заоблачно дорогие пылесосы «Kirby» и прочий шлак. Основное отличие этого халявизма было в двух моментах. Во-первых, он был только обещанным, а не реально достижимым. Во-вторых, за него нужно было платить. Халявизм со знаком минус.
И «съели» мы эту подливу не потому, что были полными идиотами, какими нас и до сей поры мнит весь «цивилизованный» романо-германско-англо-саксонский мир, а потому, что работы другой просто не было. И несли последние деньги отчаявшиеся мужчины и женщины (да-да, представляете, даже женщины тогда вынуждены были искать работу в доход, а не в удовольствие), покупали стартовые пакеты, демонстрационные экземпляры, ящики с пробниками, а потом пытались втюхать эту ерунду людям с еще более низким интеллектуальным уровнем.
Все, сделали вакцину, пережили, не умерли, отряхнули прах с наших ног, стыдливо потупив взоры, - ну, было, простите, поумнели, больше не повторится… Но повторяется же! Снова мы, как трансвеститы, стремимся напялить на себя европейские платья вместо подобающих нам славянских. Они колонизаторы, они там привыкли – поставили себе надсмотрщика, рабы хлопок собирают, они сигары на веранде курят да виски пьют.
И мы тоже так хотим, только забываем, что сигары да виски не в наших руках. А в наших – торбы с хлопком. Поэтому вся наша горячо желаемая халява пойдет мимо, а вернее, от нас – к ним. Лучше всего диагноз этого нового халявизма (или «заморского» халявовируса) пропели Кот Базилио и Лиса Алиса в отечественном фильме: «Заройте ваши денежки! Заройте в землю там! Заройте в землю где?». А вот уже и не важно – где, важно – зарыть.
Как-то пришли ко мне в школу два молодых человека, болеющих халявизмом европейского типа, и предложили поставить кофейный аппарат. Пожалел я их, аренду даже не взял. Детям – нельзя, учителям – можно, поставили мы в учительскую, шло все это слабо, через полгода ребята аппарат забрали, увезли еще куда-то, там он заржавел и дальше они либо выкинули его, либо вернули за треть стоимости, точно не скажу.
В чем была фишка этого бизнеса? Ты покупаешь аппарат, тысячи за три долларов. Тебе его бесплатно доставляют куда-нибудь в выбранную точку. Есть список таких точек – супермаркеты, бизнес-центры и прочие присутственные места. Там уже стоит десяток подобных аппаратов и аренду по сотне-две долларов в месяц нужно вперед за полгода-год заплатить. Итого сам аппарат за три, плюс аренда – тысяча, плюс прочие расходы по установке, заправке и обслуживанию – вот тебе и чистая прибыль в пять тысяч долларов. Только это твои пять тысяч долларов, а прибыль не твоя. А в придачу к твоим затратам прилагается солидный договор франшизы, головная боль на много месяцев вперед и… ожидание халявы! Сиди и жди халявы – да пребудет с тобой сила, мой мудрый юный падаван!
Не вывели мы еще эту болезнь. Все появляются и появляются новые «халявы» с вложением – кофейные аппараты, терминалы пополнения, цифровая печать, баблометы и прочая ересь, которая называется «вендинговые автоматы» (кто затрудняется перевести – от английского «vending», «торговать», то есть попросту торговые автоматы). И снова несет мужчина последние деньги, для того чтобы, как говорил Эдуард Успенский устами Дяди Федора: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нету».
Но ведь покупают, хоть и «денег нету»…
Еще раз актуализирую опорное знание, аксиому: мужчина должен работать, ходить к работе ножками и работать ручками. Делать то, что умеет, на что учился, что нравится. Все прочее – от лукавого, дорогие мои бизнесмены самого нижнего звена. Ну, в крайнем случае, хотя бы крикните: «По щучьему велению, по моему хотению!» Такой крик души хотя бы подразумевает у вас наличие хотения, а не вот это вот все…


Специально для телеграм-канала «Иван Быков писатель».