Злопыхатель...

Магда Кешишева
   Злопыхатель ... Слово - то какое отвратительное! И скольким оно кровь испортило - не перечесть. Многие даже никак не усокоятся: прошли года, прошли десятки лет, а они всё ещё льют яд на славное имя человека.

   Вы, конечно же, знаете и тех, кого не пощадили злые языки современников, и имена тех, у кого чешутся языки по сей день.
   Злопыхатели были у Пушкина и Натальи Гончаровой,  Лермонтова и Тургенева, Маяковского и Лили Брик, Солженицына и Ростроповича, Бродского и Высоцкого ... Эти великие, каждый в своём роде, люди и их завистники и недоброжелатели известны всем.

   Всему миру известно имя французского композитора и дирижёра Гектора Берлиоза. Но знаете ли вы, что в его окружении были те, кто позволял себе оскорбительные выпады в его адрес, пытался бросить не него тень?

   Многие французы относились к нему с предубеждением. Однажды, в двух концертах с большим успехом хор исполнил отрывок из его "Детства Христа", но под именем Пьера Дюкле, дирижёра воображаемой капеллы 18 века. Сколько похвал было, сколько восторгов! А сколько было тех, кто говорил: "Вот Берлиозу никогда бы не удалсь написать такой вещи!"

   Как - то вечером, в одном из салонов исполнялся романс, на заголовке которого было написано имя Шуберта. Среди слушателей находился один фанатичный недоброжелатель музыки Берлиоза. Дослушав романс, он воскликнул:
 - В добрый час! Вот это мелодия, вот это чувство, ясность и здравый смысл! Берлиозу так бы не выдумать!
   А ведь это был романс Челлини из второго акта одноимённой оперы Берлиоза.

   Другой случай. Один диллетант пожаловался в обществе, что его самым непристойны образом обманули. Он возмущался:
 - Вхожу я утром на репетицию концерта в церковь Св.Цецилии и слышу блестящий оркестровый отрывок, удивительно вдохновенный, но совершенно отличный по стилю и инструментовке от известных мне симфоний. Подхожу к дирижёру:
 - Что это, господин Зегере? Что за увлекательная увертюра, которую вы только что исполняли?
 - Это увертюра - "Римский карнавал" Берлиоза.
 - Но вы должны согласиться ...
 - Да, да, - прервал его один из музыкантов - друзей Берлиоза, - мы должны согласиться, что неприлично так разрушать убеждения порядочных людей.

   Берлиоза часто видели на фестивалях, где он дирижировал огромными оркествами. Однажды в Вене князь Меттерних сказал ему не без иронии:
 - Это вы, милостивый государь, сочиняете музыку для пятисот музыкантов?
 - Не всегда, монсеньор, я иногда сочиняю музыку и для четырёхсот пятидесяти, - ответил композитор.

   Даже Феликс Мендельсон, которому в то время был всего 21 год, и который не слышал ещё ни одной партитуры Берлиоза, писал матери:
 - Настоящая карикатура, без малейшей искры таланта... Порой у меня появляется желание его растерзать.
   Проходит время и эти два композитора - Берлиоз и Мендельсон становятся настоящими друзьями, хотя порой между ними "пробегала чёрная кошка", которая, однако, не помешала им до конца сохранить добрые, братске отношения.
   Но это уже другая, не менее интересная история.

  P.S. Миниатюру предворяет фото Гектора Берлиоза.