Один разговор на двоих

Елена Обухова
Рассказ

Люди потом рассказывали эту историю просто, без всяких красивых выражений, хотя и стоило бы, ведь люди совершали героические поступки, разрушая привычный и устоявшийся мир меркантильности и показывая свою душевную чистоту.

Мне рассказали эту историю в одной из командировок в отдаленный район области. Когда я стояла на маленькой станции и ждала местной электрички. Рядом со мной на станции лежала сонная собака. Я понимала, что стоять мне еще здесь не меньше часа в ожидании электрички.

Потому зашла в зал ожидания, подошла к кассе, окошечко было закрыто. Тогда я пошла в комнатку дежурной по станции, женщина средних лет в желтой жилетке как раз наливала в электрический чайник воду из пластиковой бутылки. Я поздоровалась, представилась, я знала что корреспондентов в провинции любили, всегда кормили и рассказывали о своей жизни. От скуки дежурная по станции мне даже обрадовалась, и чая налила и разговорилась со мной и рассказала эту историю.

Мол, жил одинокий мужичок в заброшенной деревне, смешной, стихи не писал сам, но любил читать чужие хорошие стихи, да так мог с выражением читать, что холодок у слушателей бежал с меж лопаток до затылка. И еще что, этот мужичок поставил своей личной целью не бросать свою деревню, где родился, только потому что все жители из нее уехали в поисках более удобной и комфортной жизни. А жить в ней, чтобы разбить своей активностью ее заброшенность. Потому стучал топором, визжал бензопилой и правил оставшиеся без хозяев покосившиеся избы, делал новые заборы, косил летом траву, а зимой прокладывал дорожки к каждой калитке тринадцати домов, чтобы были похожи на жилые.

Ездил на своей машине через поле, по полному бездорожью в соседние села за провизией. Почтальоны обычно к нему доходили два раза в месяц и приносили газеты, журналы и посылки от его мамы, которая жила в городе. Она была бизнес-вумен, денежки у нее водились, потому посылки были богатыми и содержательными. Почтальоны привозя объемные посылки отшельнику отмечали изменения в деревне и каждый раз как приходили. Ходили по деревне и радовались. Потому что если есть хоть один житель в деревне, значит она жива. Это жителю города совершенно все равно, сколько в их области брошенных деревень, а вот жителю деревни не все равно. Ему хочется чтобы живых деревень было больше, а брошенных мертвых меньше. И уверенных что деревню оживить вполне по силам одному человеку. Если одна старушка может жить в отдаленной деревне и та считается жилой, то если там живет здоровый мужчина среднего возраста, это значит что она не просто живая, но и развивается, значит, считается перспективной. Почему у этого человека такая ответственность за населенные пункты, которые вдруг становятся живыми или мертвыми? Видимо у деревенского жителя есть дополнительный ген любви к деревне. И потому, если есть деревня, значит в ней должны быть и жители. Именно был таковым и наш этот знакомый мужчина, а на вид просто русский мужичок. Который не поехал на заработки в города или в чужие страны, а купил резиновые сапоги, купил валенки, тулуп и дождевик и принял в своей жизни непростое решение - жить в трудностях, но содержательно. Но, повествование будет не только о нем.

-В соседнем селе с большой семьей жил священник. Был он, как и все православные священники с большой бородой, дородный, имел живот не малых размеров, который выступал авторитетом впереди него. Священник, а можно сказать и батюшка, и даже поп, все будет по русскому и православному, жил размеренной жизнью, вел службы в местной сельской церкви, хорошо пел, громко и с выражением читал, крестился широко и с достоинством. В семье был примерным отцом семейства. Его матушка каждые два года обязательно приносила по младенцу. Вообще, был такой правильный православный священник, усердный в церковных делах и семейных. И бога любил беззаветно и служил ему денно и нощно и также любил свою матушку-жену и детишек своих любил. А более всего любил деревню и деревенскую жизнь. Жил в доме рядом с церковью в большом селе. Село имело хорошие асфальтированные дороги и находилось недалеко от районного центра. В его доме были все коммунальные удобства, и ванна и туалет теплые. Дом был в три этажа, просторный, потому вся большая поповская семья жила удобно и дружно. Поповна была не только хорошей хозяйкой и в церкви исполняла многие обязанности, но еще и как доктор по специальности терапевт работала в сельской амбулатории и принимала пациентов в любое время суток. Короче, все были при деле. А особенно священник. Он при церкви открыл класс духовного воспитания и с удовольствием рассказывал детям все, чему его учили в православной семинарии.

- И как-то встретились они, мужичок, что жил в брошенной деревне и поддерживал в ней жизнь и поп, православный священник, который жил в большом селе и был доволен жизнью. И они разговорились, подружились и стали вместе ходить и разговаривать. Как только мужичок приезжал в большое село за продуктами и другими товарами, то обязательно приходил в церковь лоб перекрестить. Тут же узнав, приходил к нему священник и они разговаривали. И все чаще они разговаривали. Говорили о судьбах людей, о совести, о судьбе России, о брошенных деревнях и разрушенных церквах. Говорили о лицемерии власти и продажности оппозиции. Говорили трезво и разумно, задавали вопросы и не находили ответы. И это продолжалось долгие три года. Священник все также служил в церкви, преподавал детям основы православия. Мужичок все ремонтировал дома и зимой топил печи в пустых домах. И однажды теплым летним днем и произошло это, священник после утренней службы снял церковные одежды, оделся по мужичьи и ушел от семьи в лес. Шел-шел. Пришел в самую последнюю брошенную деревню, которая была чуть в сторону от той, в которой жил знакомый ему мужичишка, и стал там жить в самом покосившемся доме. Та деревня была в 12 километрах от села, где раньше жил священник. Была она в пять домов. Все были брошены, причем из всех люди или уезжали впопыхах или старые люди умирали без наследников. Все было на месте, нужно для жизни. Только приходи и живи. Странно было то, что проходили года, а ничего не менялось. Бог ли, духи ли поддерживали порядок в домах. Не понятно и не известно. Но, приехал священник, прошелся по домам, в каждом из пяти прибрал, в каждом чай попил. Пожил и сделал их снова жилыми домами. А уезжал и будто родную деревню покидал, прикипел душой за это малое время, стал ответственен за нее, за эту деревню в пять домов. И он стал ездить на своей машине в ту деревню регулярно и как ни странно успевал делать все дела, что переделывал раньше. Но, жил в заброшенной деревне и тоже косил траву, привозил дрова, ремонтировал заборы и дома, зимой топил печи. У него не было вопроса: зачем ему это было нужно? Он это все делал, потому что он здоровый человек и у него есть силы задержать умирание деревни, одной и отдельно взятой в России.

- История и действительно не совсем обычная, чтобы русский священник да добровольно сам себя почти лишил комфортной жизни и стал обычным мужичком… Но, вот, оказывается и такое бывает в нашей жизни. Люди стали наблюдать, что же будет дальше с мужичком, который любил работать и читать стихи и со священником, которого он сбил с толку. Понаблюдали, что называется. Посмотрели, а потом и сами потихоньку стали помогать. Добрый пример заразителен. Кто-то был в городе и рассказал и про мужичка и про священника и молва пошла, что брошенные деревни можно возродить даже отдельно взятому человеку. И нашлись люди, что родились в тех деревнях и они стали семьями приезжать на лето и помогали чем могли. Чем могли и как могли, а главное своей энергией и теплом помогли домам сопротивляться старению и разрушению. А это, малой толикой, но сыграло на борьбу добра и зла, в пользу добра. А зло стало чуть слабее. И многим добрым людям стало радостнее и милее жить на этом свете и собираться на тот свет. Ведь вся наша жизнь - это путь совершенствования нашей души, к ее зрелости, к ее готовности к пути на том свете. Как же человек мог получить доверие брошенной деревни. Этот процесс пронзителен в своей интимности.



- Он идет по высокой некошеной траве, приминая ее и делая дорожки… в кедах сорок третьего размера, высокий и большой человек; солнце палит, ярко красное оно виснет над деревней. И очень яркое небо. Все буйное, нетронутое человеком, но остро нуждающееся в этом, чтобы пришел человек и вторгся, покосил, причесал и привел в порядок такую красоту. А пока и глаза слепнут от всей этой нетронутой красоты. Непорочная природа просит человека прийти и вторгнуться и покорить и сделать послушной… даже высокую траву.

- Идет человек по заросшей дороге деревни, которая давно брошена людьми. Она находится далеко и как-то затерялась. Затерялся и человек в деревне. Он старается днем ходить и по деревне, и по лесу. Нет, он не один, его тишина, она идет рядом. Ее не раздражает трескотня и болтовня лета, она слишком яркая потому что, всему живому надо успеть за лето родиться, нажиться вдосталь и умереть. И это все надо успеть за одно очень небольшое лето. Тишина молча поспешает, стараясь успеть за человеком. А он слышит тишину и слышит свое дыхание, которые сливаются с шумом лета, жужжанием, гудением и еще множеством звуков, милых сердцу человека и ее, тишины. По которым они скучают зимой. Рядом с человеком идет не только тишина, но еще и его одиночество. Оно молча страдает рядом, вечером пытается заменить его тень. Оно усердно пыхтит и подкрадывается и встает на место тени, но одиночество это одиночество, а тень это тень. Одиночество постоянно подбрасывает картины общения мужчины и женщины, как оно удобно и радостно… Но как только человек делает резкое движение, тень скользит за ним и одиночество остается при своем. И опять молча скулит и страдает около человека. Это как раз тот случай, когда и не мило и не бросить. Одним словом что одиночество. Но ведь свое… Еще всегда рядом с этим человеком его ангел хранитель. Но если посмотреть со стороны, то человек идет один. И деревня брошена, утопает в зелени деревьев, высокой траве. Семь покосившихся домов с одной стороны улицы, шесть с другой, и не только четырехстенные, а среди них даже есть пятистенник. Заборы где покосились, где завалились. Опять же про человека, один ли он живет в этой деревне… Но это как посмотреть. Если посмотреть с прищуром, то и увидишь не только человека, а всю его компанию. Они вокруг него, и живут им. Уйди он куда в город к жене и друзьям, и куда всю эту компанию девать? А ангел вырастил огромные крылья, места много, воздух чистый, вот он и распустился как цветок. То, что человек живет не один, понимаешь после пристального за ним наблюдения за час-два. Да и если на деревню подольше посмотреть, то поймешь что она совсем не пустая, в каждом доме живут тени бывших людей, нет, они не выходят из домов, только в комнатах, да на печки, да на полатях. А ночами топят печи даже летом, просто им холодно. Но притом дым из труб не идет. Вся эта жизнь началась именно с того момента, когда в эту деревню пришел из города человек. Пришел и решил в ней переночевать. Нашел дом получше, калитка открылась, двери в сенцы тоже проскрипели, а там оказалась вполне жилая комната, и занавески белые и свежие, постельное белье, подушка взбита. Керосиновая лампа на столе и спички рядом. Не было продуктов в доме, но человек их взял с собой. Хлеб, сало, перья лука, чай в пакетиках и печенье. Поужинал, перекрестился на образа в углу и лег спать. А утром проснулся, и сразу возникло чувство, что будто живет он здесь всю жизнь, бодрый, распланировал работу на день, и на неделю и на месяц. И вся работа касалась сначала этого дома, а потом и всей деревни: заменить доску в крыльце, совсем мелкая работа. И с того дня человек отсюда выезжал только для того, чтобы сделать какое-то нужное дело и снова вернуться. Забрал машину, которую оставил на железнодорожной станции, съездил в город за своими вещами. Причем он был в городе вполне успешным человеком и не бросил там дела, а все успевал. Два раза в неделю ездил в город, но только решал все вопросы сразу уезжал в деревню. И все получалось. Ехал по полю к деревне, полное бездорожье, а он проезжал. И останавливался у дома, где жил и будто вздох облегчения проносился, и деревья шелестели листьями, и ветер по дымовым трубам подсвистывал. Его ждали. И деревня оживала, тени появлялись в окнах домов, одиночество радостно начинало страдать, и ангел хранитель отрастивший крылья на природе и свежем воздухе окутывал своего человека негой и желанием жить.

- Человек после приезда обязательно обходил деревню, сначала просто улицу, потом заходил в каждый дом и старался посидеть в каждом на стуле у стола и чаю попить. Во всех тринадцати домах старался стучать и греметь. И зажигал керосиновые лампы. И шумно прихлебывал из кружек кипяток, грыз кусочки сахара. И в последнем дому крестился и улыбался в зеркала. И только потом шел спать, уже была ночь, темноту разбивал лучом фонарика.

Я сидела в маленькой комнатке дежурки на станции в кресле, пила горячий чай, ела пирожки с капустой и повидлом, слушала дежурную и почти спала. Глаза слипались и голос дежурной едва доносился сквозь дрему. И ее рассказ порождал в сознании вполне стройный рассказ о подвиге конкретных людей, которые сохраняли брошенные деревни. И ведь нельзя сказать что они там были совсем одинокими…

- Если кто скажет, что он был один, тот скажет неправду. Человек вел себя так, будто он был всегда в сопровождении свое семьи и друзей. Но кто была его семья здесь в заброшенной деревне, ответ может быть только один, - его семья, это его одиночество и его ангел хранитель и его тень. Но почему ему уютно с такими персонажами? Он просто сделал свой выбор, он выбрал только все свое, пусть не положительное и даже совсем не положительное, но это его свое родное. Что может быть роднее собственной тени и одиночества? Ничего. Наверное, поэтому человек и выбрал их и предпочел собственной жене, а детей пока у него не было. Куда можно деться от тени и одиночества? Они всегда с нами. А тем более в заброшенной деревне. Человек шел в свой дом, в котором уже жил полтора года. Вокруг стояла летняя ночь, замечательная, стрекотали сверчки, зудели комары, светила луна, а она была в полнолунии. Дома чернели окнами, но не пугающее, а были родными и каждый дом звал его на ночевку. Но он шел в свой дом, там ему было приготовлена постель и стакан молока на ночь. Его одиночество и тень и ангел сложив крылья за спиной следовали за ним. Когда подошли к дому, то все притихли, все нуждались в отдыхе. Потому в доме, человек зажег керосиновую лампу, выпил стакан молока и лег в кровать. Его одиночество расстелилось у кровати, тень легла между стены и кроватью, а его ангел лег в другой комнате на полу и удобно разложил свои крылья. Они все уснули. И был покой и здоровый сон у всех, а над деревней висела луна в полнолунье, ее лик был странен, но по моему она улыбалась. Ей нравилась и брошенная деревня и человек со своим одиночеством, со своим ангелом и со своей тенью. Но ведь каждый человек живет с таким окружением всю жизнь, не замечая даже, а вот он уважил их на столько, что отделил от себя, и они живут рядом с ним, но отдельными от него. Значит живут и радуются.

- А человек окруженный семьей и соседями и друзьями мало обращает внимания на свою тень, на своего ангела Хранителя и на свое одиночество. А ведь они только его и окружают всю жизнь. Его человеческую жизнь. Люди, кстати на протяжении жизни уходят, приходят, умирают. И только тень, ангел Хранитель и одиночество остаются и никогда не предают человека. Одиночество имеется в виду не физическое, а вселенское человеческое одиночество, его индивидуальности, неповторимости, его человеческой сущности. Его человеческой индивидуальности у которой есть только Бог. А всего остального, в сущности и нет ничего. Ни накопленные богатства, ни жены и любовницы, ни друзья и сподвижники, коих обычно бывает много у состоятельного и состоявшегося человека как личности. Редко кто из людей вообще обнаруживает что у него есть тень, ангел Хранитель и одиночество. Так и умирает в уверенности что у него много друзей и большая семья и растворяется в них. Не осознав себя как личность, которая индивидуальна и только так может выходить на общение с Господом Богом. А вот этот мужчина, прозванный окружением мужичишкой смог отделить себя от социума и понять свою природу человека. И принять все как есть и жить с этим.



- Дорога ведет в глубь леса. Она сужается и приводит к селу в две улицы. Эта брошенная деревня находится в нашей области, в тринадцати восьми километрах от другой, населенной деревне. В брошенной деревне поселился и живет мужчина. Один. Но это только так кажется, что он один. На самом деле с ним всегда его тень, его ангел Хранитель и его одиночество. Человеку исполнилось много лет. Так много что он жил в этой дальней деревне, в которой умерли все жители. Умерла Наталья Алексеевна, земля ей пухом и скончался Владимир Глебович и Ольга Николаевна и Валентина Анатольевна. А он все жил. Люди соседней деревни, где жили несколько семей, звали его Олегом Васильевичем, уважительно, ведь он не бросил своей деревни и не уехал на центральную усадьбу и не уехал к детям в город. Он жил один в деревне. И к нему ходил почтальон, потому что Олег Васильевич выписывал две газеты и журнал. Еще ему писали письма и посылали посылки дети и внуки. Он так организовал с ними общение, или они приезжают к нему в гости или пишут письма, разговоров по телефону не любил.

- Рано утром и поздно вечером он молился Богу. Олег Васильевич не любил ходить в церковь. Он не был так беден, чтобы у него не было монет на свечки, были у него деньги и мог бы он ходить несколько километров до села где был православный храм. Но он не ходил в церковь и молился сам Богу. И разговаривал с ним, советовался, рассказывал о своих бедах и радостях. У него были очень откровенные отношения с Богом. И он ими очень дорожил и даже боялся священника, что тот может вторгнуться в его отношения с Богом и разрушит их. Потому старался уходить из дома, когда видел что священник едет по дороге, которая ведет в его деревню. Нельзя было сказать что он не любил священника, он никак к нему не относился. Олег Васильевич был третьим человеком на моей памяти, кто жил в брошенной деревне и боролся с ее брошенностью. Ведь если даже один человек живет в деревне, она считается населенной. И постепенно во все три деревни, которых я знала и в которых три человека: мужичишка, священник и мужчина жили и боролись с их брошенностью стали приезжать дачники из города и стали заселять брошенные дома и ухаживать за ними летом и иногда приезжать зимой. И эти три брошенные деревни уже стали считаться жилыми и властям пришлось заниматься дорогами к ним, чистить колодцы и доставлять автолавкой продукты. Конечно, Россия большая и брошенных деревень много, но эти три деревни ожили. И их спасли мужчины.

… Тут раздался гудок электрички и к станции подошли локомотив с тремя вагонами. Собака открыла один глаз и неожиданно зорко осмотрела его и кто выходил из вагонов и кто входил. А садилась в вагоны только я одна. Дежурная станции подняла флажок и ласково мне пожелала удачной дороги. Ее рассказ и ее чай с пирожками быстро меня убаюкали и я спала в электричке до самой конечной станции в районном центре. После чего я проснулась и купив билет села в вагон электрички уже до областного центра. И все два с половиной часа просто обдумывала рассказанное дежурной по станции.

"Какое ей дело до брошенных деревень, - думалось мне,- а вот переживает душа. Может быть и она сама сбежала из деревни учиться, а больше и не вернулась. Видимо и родителей забрала с собой как устроилась. А теперь в зрелом возрасте вдруг заболела душа о той самой брошенной ею деревне. Потому и придумала и рассказала она мне эту сказку про мужичишку, священника и мужчину… И мне эта сказка понравилась. Дай Бог здоровья дежурной по станции и ее семье и особенно ее детками и родителям". - Все и эти мои размышления растворились в стуке колес электрички до областного центра.