Мелодия моего возраста

Елена Обухова
Новелла-размышление

Мой взгляд ласково ложится на город. И тот… тотчас отзывается, начинает играть - заманивая из центра города на окраины, а из окраин в центр города. И обратно. И по окружной дороге. И снова через дворы и в центр города. И уютно начинает бежать улочками, нависать крышами и ластиться площадями. А Богоявленская площадь разворачивает наоборот и выводит на Которосльную набережную. Потом на Волжскую набережную. И снова в центр города к храму Ильи Пророка. А оттуда водопадом на Красный Перекоп. И кругом за Волгу. И снова по новому Юбилейному мосту с сумасшедшими развязками в отдаленное Брагино. А оттуда в центр к церкви Прасковьи Пятницы и домой... И отдыхать, и еще раз переживать полученные в дороге впечатления, и ощущения, и эмоции.

Мой возраст и мой город на реке Волге имеют какую-то связь, и мне ее никогда не понять. Но я чувствую эту их связь и стараюсь, чтобы возраст не очень сильно торопился и шагал помедленнее, а город - больше открывался для моего взора. И не оставлял темных опасных для меня мест. И был уютнее для моего возраста. Город и мой возраст. Возраст и мой город. Да, он становится совсем другим, чем был десять лет назад. Город разрастается микрорайонами, где есть свои магазины, кинотеатры и парки. И улучшаются фасады старых домов в центре. Древний город желает выглядеть молодым и современным. Мне это очень понятно. Ведь мой возраст тоже меняет меня. Все больше хочется жить и развивать свой мир внутренний, нежели заниматься общением с внешним. И больше начинаю понимать пространство, время, нежели мир и отдельных людей.

Возраст дает свойство все легко обобщать и видеть главное, что именно и дает настроение и желание жить - свой город и свой возраст. Свою жизнь в городе. А в итоге свой возраст и свой город. Может поэтому люди с возрастом все больше ходят по городу пешком. Может быть они ищут и находят в этом городе все больше любимых мест, которые и держат их в живой жизни. Заставляют быть активными и жить. Видимо город помогает своим жителям подольше жить, заманивая их и поддерживая своей энергетикой. А ее создает движение. Город живет и заставляет даже самых разочаровавшихся и отчаявшихся жить, стоит только пройтись по центральным улочкам, зайти в церкви и храмы и монастыри.

Помолиться. За здравие живых. За упокой мертвых. Мой город и мой возраст - вместе идут мой путь и пока он бесконечен. Мне так кажется. Но, конечно он конечен. Значит, город будет жить, расстраиваться микрорайонами, улучшать фасады старых домов и дороги… и после того, как меня не будет. Да, и это меня радует.

Город можно просто любить, но если его начинаешь ненавидеть, то можно укрыться дома. И не выходить за дверь и не видеть город. А вот возраст, его любить невозможно, не за что. А ненавидеть бессмысленно и никуда от него не скрыться, ни дома за дверьми, ни даже на кровати под подушкой. Возраст - это сама я во времени и пространстве. Можно ли себя любить или ненавидеть во времени и пространстве? Вопрос риторический и также бессмысленный. Видимо, просто надо жить, любить город и уважать свой возраст. Но иногда все же прорывается это настроение наоборот и тогда возраст делает скачки то назад и я становлюсь до неприличия молодой, или вперед, то я становлюсь пожилой до старости. Но, это бывает не часто и проходит. И потом снова приходит именно то равновесие, в котором большей частью и проходит жизнь.

Между любовью и ненавистью. Молодостью и старостью. И только городу такая тема не интересна. Он радует всех одинаково. Мне думается, что ему просто, все равно. И все-таки город очень старается и рассеять одиночество слишком одиноких людей. Одиноких до отчаяния, которые даже с Богом не могут не оставаться одинокими. Не все. Есть отдельные истории отдельных людей. Одна из них уже была изложена в моем произведении. Но вдруг опять пришла и потребовала уделить ей внимание.

Ведь именно он, мой город мне рассказал историю одного своего горожанина. Дворянина Виктора Шубина. Жившего в 19 веке в Ярославле. Город мне рассказал его историю жизни и историю его смерти в один ноябрьский день, когда город вдруг завалило снегом и было резкое понижение температуры. И я пошла по делам в центр города. Но ничего полезного для своего дела не сделала, а только бродила по центру. И даже заблудилась на небольшом пятачке. Ходила, вдыхая свежий морозный воздух. От мужского монастыря до женского, и до монастыря давно ставшего музеем. Возможно это было ошибкой времени, сделать монастырь музеем. Но он искренне любим горожанами, потому музей прекрасен и востребован. Именно я и ходила между мужским  и женским монастырями, расположенными в центре города и музеем в монастырских стенах.

Получился треугольник, из которого никак не могла выйти. Конечно, настроение было ласковое с особым отношением к городу и с полным доверием к нему. И, видимо, такое настроение и дало информацию о жизни ярославского дворянина Виктора Александровича Шубина. И его образ пришел и рассказал о себе все, чтобы его жизнь легла в строки и этот текст. Почему? Думаю, тогда мне это было нужно, чтобы легло на душу и дало размышления и в том числе и о своей жизни. И изменило какие-то свои решения в пользу жизни. Возможно, время решило мне помочь выжить в той очень сложной моей ситуации. Не буду углубляться в свою ситуацию, там была какая-то весьма неразрешимая, тупиковая и пустая, как потом показало, в то самое время - ситуация. И нужно было просто время, что она свелась к нулю и я про нее забыла. Не стоила она того, чтобы я вообще о ней думала. Но в тот момент эта ситуация казалась тупиковой. Ведь был ребенок и не было средств к существованию. Да, в этом я уверена, что город мне тогда помог выжить и справиться с этой ситуацией. Центр города и временной треугольный участок пространства вдруг сместились и я увидела весьма явственно жизнь дворянина Виктора Шубина. Я почувствовала его как самою себя и прожила определенный временной отрезок от … и до его самоубийства вместе с ним. Возможно, если бы это происходило в 19 веке, я смогла бы ему помочь справиться с его ситуацией и не было бы его самоубийства. Но я родилась в 20 веке и не могла ему помочь тогда. Но, как ни странно, в 20 веке он, его история самоубийства, помогла мне выжить. Я вышла из своей ситуации лишь слегка с помятой нервной системой. И в дальнейшем мне удалось выправиться и было чем кормить ребенка и учить в дальнейшем. Он вырос получив не высшее, но достойное среднее образование. И зарабатывал на жизнь и стал самостоятельным. Но вернусь в то время. Видимо я пошла в одну организацию, с намерением устроиться на работу, но пошла совершенно в другую сторону. И дойдя до часовенки, вдруг резко повернула в сторону площади… именно я стояла на месте, где стоял родовой дом дворян Шубиных. И куда век назад в расстроенных чувствах шел Виктор Александрович. С намерением поговорить с матушкой. Он хотел узаконить отношения с простолюдинкой, женщиной от которой у него родились четверо детей. И которых он полюбил всей душой. Только они могли его удерживать от пьянства, которому он предавался с полным забвением. Только с любимой женщиной и детьми он не хотел пить вина, а хотел трудиться для них. Был готов делать и все по дому и ухаживать за детьми. И даже заседать в попечительском совете городской думы, где он трудился соответственно своему званию и месту в обществе. Он хотел быть трезвым и трудиться для будущего своих детей. Но, история стара как этот мир, в котором мы живем. Его матушка, была против неравного брака. Знать бы им, ведь пройдет какие-то 10-15 лет и все изменится в России. Дворянское звание будет иметь статус расстрельного, а простолюдины иметь право на жизнь. И разреши чопорная дворянка Шубина своему сыну Виктору жениться, и дай он своим детям свой статус, после революции им не избежать бы ареста. Забегая вперед, после революции дети Виктора Шубина были признаны пострадавшими от старого строя и советская власть помогла им. Выучила, дала профессию и помогла с жильем. Получается мать Виктора сделала правильно, что не приняла неравный брак сына. Она буквально спасла своих внуков от уничтожения.
 
Про Шубина, ярославского дворянина и нежного человека… Которого я почувствовала, как самую себя. Почему его история вдруг снова пришла ко мне именно сейчас, в тот момент, когда мой возраст показал мне, что неважно вообще все, кроме здоровья. Даже не важно настроение и душевные переживания. Здоровье стало важнее всего на свете, и мне не хотелось этого принимать. Хотелось жить как всегда, или бороться за что-то или кого-то, или влюбиться и жить в душевных переживаниях, или заботиться о ребенке, хотя тот стал взрослым и самостоятельным настолько, что тяготился излишним вниманием. Люди вокруг, которые были когда-то интересными, изменились с возрастом настолько, что стали просто неинтересными. Или зациклились тоже на своем здоровье. Получалось что можно жить было только собой и своим здоровьем. Только от него зависела жизнь, ее продолжительность. Таков тупик. Видимо, как то люди все-таки находят смысл и в таком тупиковом возрасте, разными увлечениями или внуками. Или просто гулянием по городу или увлечением просмотром телесериалов. Но этот момент от полноценной жизни, когда просто не думаешь о здоровье - до черты, после которой уже возраст полностью отделяет человека от его прошлой полноценной жизни - этот период надо преодолеть. Его надо прожить без особенных потерь, без нервных перегрузок, которые действуют на то самое здоровье.

Именно в тот период и пришла ко мне во второй раз история про дворянина Виктора Шубина. Про его самоубийство, про слабость и пьянство.

Про… Виктор Александрович в шубе и меховой шапке шел от здания Дворянского Собрания до дома своей матушки, которая его ждала, чтобы поговорить, убедить отказаться от грешной связи с непутевой женщиной, что держала в селе пивную и родила четверых детей, все были похожие на ее сына. Но это ни о чем не говорило. Ни о чем. Виктор должен понять, что его положение требует от него продолжения рода дворян Шубиных. И преумножения капитала. 

Когда же приходит к человеку этот самый период - когда вдруг его прошлая жизнь становится не важна. Еще вчера было важно - полная смысла жизнь - работа-семья-обязанности - полная загрузка обычного взрослого человека - и вдруг это уходит, становится неважным. И остается только сам человек и его здоровье. Словно обычный мир поворачивается к тебе спиной и становится даже стыдно, неловко за всю свою такую суетную жизнь, смысл в ней уходит. Люди, которые казались такими важными и дела и ситуации - становятся пустыми. Зачем на них тратила свое время жизни? Становится жаль это время. Ведь люди просто живут дальше и ты исчезаешь из их вида без всякого ущерба для них. Оказывается, ты была совсем для них не важна, не нужна. Это тот самый момент. И его переживает каждый человек, после 50 лет, после 55 лет - у всех по-разному. У меня это произошло после 55 лет - как ведром ледяной воды облили и мир принял реальные очертания, упали розовые очки и разбились.

Почему мир не казался таким в молодости или во зрелости. Было бы настолько легче жить. Ведь такой мир проще, чем тот который казался. Чистый, красивый мир, полный деловой активности и нежности, любви. И доверия к людям. И желание иметь все, много всего. И материального и духовного.

Проще, это когда все понятно. Серо и тускло. Видимо, возраст дожития таков, когда понимаешь что жить, в силу своего здоровья будешь 10-20 лет.

А вот чем их занять, когда деловая активность теряет смысл, а человек, который был интересен, становится невыносим. Уходит сексуальный интерес и мир теряет часть красок. А когда врач говорит:

- Все, ваш организм включил программу самоуничтожения.

- Почему включил?

- Причина одна - ваш биологический возраст.

- А меня кто-то спросил?

- Увы, вопросы не ко мне. А к природе и к Богу.

- Ясно…

- Теперь ваша продолжительность жизни будет зависеть от прочности внутренних органов: сердца, желудка, печени, сосудов, а это зависит только от наследственности. Что вам дано от родителей, а им от их родителей. Советую быть реалистом и поменьше эмоций.

Хочет ли человек жить долго? Если здоровым, то - да. Болеть и быть обузой родственникам, то - нет. Самое грустное, что многие люди в таком возрасте уже не те, что были раньше. Интеллект отступает и человек уходит в детство.

- Первым предает мозг?

- Или конечности?
 
- Или органы?

- Мое тело - разве не моя сила и защита от внешней среды?

- Первыми предают самые надежные. О чем не думаешь.

- Слабость и немощь - это старость, за которой только смерть.

- Когда тело предает и отказывает, например, желудок. То мозг помогает, он делает поедание пищи бессмысленной. Человек перестает есть не потому что желудок перестает работать, а потому что решает что это бессмысленно. Что еда ему не нужна. Что еда это яд и принесет ему скорую смерть. Так мозг помогает человеку в конце жизни. Помогает терять смысл всему что приносило удовольствие и насыщение в течение всей жизни. И человек умирает, потому что уходит смысл жить. Так помогает человеку его мозг и человек умирает полностью умиротворенным, ведь жить просто нет смысла. Получается, что мозг помогает телу уничтожить человека. Обманывает человека, делает уход из жизни менее трагичным. Люди обманывают себя говоря о бессмертии. Хотя и оно возможно, но только продолжением рода, детьми и внуками.

- Кто же решает, что человеку пора уходить и включает программу самоуничтожения?

Я этого не знаю. Но думаю что все тот же мозг. А потом он просто сгустком энергии уходит из тела. И присоединяется к энергии солнца. Мозг - это часть энергии, он совсем не часть нашего тела. Именно эта энергия дает нам жизнь. А потом уходит. Люди считают что уходит душа. И это тоже ответ и решение многих непонятных вопросов. Они не касаются общества, а лишь жизни человека, каждого и конкретного. И возможно, после ухода из умершего тела, энергия ищет только что родившегося младенца, чтобы войти в него энергией разума и жизни. И энергия живет в том же мозге, другого человека.

Но, это только моя теория тайны жизни человека. И родилась она именно тогда, когда я вдруг заблудилась в центре города, между двумя монастырями: мужским и женским и между монастырем, который давно стал музеем. Я ходила и думала, насколько права была ярославская дворянка Шубина, запретив сыну женится на простолюдинке и ее не остановило даже то, что ее четверо внуков не были обласканы ею, их бабушкой. И как после этого, Виктор Александрович запил, заливая вином свое горе. Дворянское Собрание его послало на Камчатку по делам. И там он так запил, что пришлось ехать туда и привозить обратно. Виктор спивался все больше. Он уехал в матушкино имение в деревне и пил там беспробудно. И наконец его нашли в канавке с револьвером в руках. Виктор Александрович лежал как живой только дырочка на виске и кровь из нее бежала тонкой струйкой. Люди нашли его тело, сообщили Шубиной. Та, как говорили с каменным лицом восприняла весть. А когда Виктора Александровича Шубина хоронили в семейном склепе, то она не допустила ни его гражданскую жену, ни четверых его деток простится с ним. И более не общалась с ними. Потом была революция. Дворяне Шубины уехали за границу. А детей и супругу Виктора Шубина Советские власти восприняли как пострадавших от самодержавия. Дали им квартиру в Ярославле, выучили детей. Я знала внуков Шубина, они стали весьма достойными людьми в Ярославле. А двое из пяти детей вместе с матушкой Марией, той самой гражданской женой ярославского дворянина Виктора Шубина уехали в город Новороссийск и там также создали семьи, размножились детьми и внуками. И тоже стали уважаемыми людьми.

Думаю, Виктор Александрович был бы доволен своим продолжением. Ведь, мать Шубина умерла ненадолго пережив сына. И также была похоронена в семейном склепе на территории своего имения. Я, заинтересовавшись этой историей, была на территории имения Шубиных и в той ложбинке, что вела через небольшую речку мостиком. И была на кладбище, где покоились останки дворян Шубиных. Увы, семейный склеп был весь разворочен. Камни и кирпичи раскрадены местными жителями деревни. А наследники постарались перезахоронить всех из склепа. Могилки ухожены. Значит, кто-то ходит и ухаживает за Шубиными.

Зачем мне история дворян Шубиных вдруг пришла как настроение, потом как информация, потом как спасение? Я не знаю, видимо, еще было рано запускать программу самоуничтожения для моего тела и неутомимый мозг нашел выход. Через чужую историю смерти вернуть желание жить другой жизни. Да, видимо это так. Надеюсь, больше таких ситуаций и настроений у меня не будет. Говорят, чем ближе к старости, тем человек счастливее от того, что просто живет. Видимо, скоро наступит и у меня этот момент. Быть счастливым просто от того, что жива. И живу в этом городе. 

Возможно, я когда-нибудь создам мелодию моего возраста. И она будет соткана из кусочков многих настроений. Ведь мой возраст, он не стоит на месте, а меняется с каждым годом, днем, часом, минутой, секундой. Он разный, мой возраст и зависим от времени, нежно и болезненно зависим.

Радостно трагично зависим. И он, возраст, все возрастает. Растет в размерах. Стремительно разрастается и несется к какой-то черте, за которой он остановится и мелодия жизни - оборвется, а мелодию смерти я уже не услышу и мне остается только гадать, насколько она будет отличаться от моей мелодии жизни. А может она просто будет ее копировать. И мелодия смерти будет точной копией мелодии жизни. Я была бы не против этого. А очень даже «за».

2020 г. Ярославль