У заснеженного Рыбинского моря

Елена Обухова
Новелла-новеллетта

Я ехала в своей старенькой «девятке» в командировку в очередной район области, чтобы собрать материалы для газеты, в которой тогда работала, а для этого встретиться там со всеми  значительными людьми бизнеса и власти. Была зима, капризная, шел дождь со снегом, дорога была разбита. Надо было только держаться колеи, а чуть влево или вправо –  была каша из грязи и снега и воды, в которой можно погрузиться и застрять надолго, ибо не было поблизости ни населенных пунктов, ни проезжающих машин. Выруливая, как могла, я еще успевала и отвечать на звонки редактора по сотовому телефону. 

Да, мол, все хорошо и скоро доеду до районного центра, буду устраиваться в гостинице, и дальше по намеченному плану… Дождь продолжал лить, но моя машина пошла быстрее, потому что дорога улучшилась и стала стабильной двухсторонней автомобильной хорошо асфальтированной трассой. Редактор перестал звонить, и мое однообразие стало располагать  к размышлениям. В то время меня интересовала тема единения человеческой души и тела. Насколько они родные и насколько чужие друг другу. При рождении, при жизни и при смерти. Свою душу я любила и старалась прислушиваться к ней.

Но почему-то мне казалось тогда, да я даже и сейчас  уверенна, что так - не у всех людей. А как было у других людей? По-разному. Мне думалось что было и так…



Душа человеческая билась в теле, ей было тесно и темно... хотелось на волю. Но женщина жила и жила. Хотела жить долго. Вкусно ела, много двигалась, каждый утро просыпалась с радостью и удовольствием, и никак не могла понять томление своей души. Странной, она была слишком странной для нее, которая  всегда жила больше разумом, чем душой. Так они прожили вместе долгую человеческую жизнь, душа и тело. Так и не поняв, и не полюбив друг друга. Но душа все же… она жалела тело и потому терпела несвободу…

Так, в этом частном случае несвобода души - являлась  жизнью человека, а человеческая душа жалела тело и терпела несвободу… Но, нет-нет…это не про наши души. Ибо наши души – это одно целое с нашими телами. Это мы и есть: душа и тело. По крайней мере, мы на это очень надеемся. Опять это слово «очень», не люблю я его и стараюсь избегать. Ладно, здесь я готова его потерпеть. Ведь оно лишь подчеркивает нашу целостность с душой. Возможно, у души человеческой иное мнение, но у меня именно таковое. В своей жизни я встречала одного человека, это и была та самая женщина, которая была не в ладу со своей душой, она жила не в России, а в другой стране, жила комфортно и вполне счастливо, но ее душа была в России. И однажды, уже в пожилом возрасте, она, та самая женщина, приехала за своей душой, чтобы забрать ее, воссоединить с телом. И как ей было тяжело и нервно и слезно... С полной уверенностью могу сказать, что все события происходили  в России… И это не придуманная мною, а вполне реальная история.

Опять душа человеческая? Да.

… Прерывистое дыхание, горячее. Но нельзя было согреть холодный номер в гостинице только дыханием, даже таким горячим как у меня… или желанием тепла. На улице был ледяной ветер, и повышенная заснеженность. Комната обшита деревом, которое  дает чувство уюта и прочности человеческого бытия.  Батареи горячие, просто раскаленные, но номер нагревается медленно, заполняется теплом постепенно. Я даже чувствую, как оно нагревает потолок, пол, мебель и вещи. И как сопротивление теплу - слой льда и снега на окнах со стороны улицы, где жутко завывает ветер. Или это собака воет или ветер.

Прислушиваюсь. Еще... скрипит пол под шагами тяжелого человека. Он будто идет, вздыхает, ему вторит ветер. И тоже начинает вздыхать. Ветер повторяет звуки в гостинице. Кажется что ветер гуляет по коридору  и по чердаку и по подвалу здания. Ветер хозяином хлопает дверьми и скрипит половицами, присматривает за кухарками и прислугой.

Ледяной ветер ищет кого-то в этой гостинице. Возможно, ту пожилую даму, которая приехала из-за границы и, кажется, только с одной целью - быть здесь, просто находиться у Рыбинского моря. И мысли приходят странные, которые в обычной жизни и в обычном месте и не придут никогда. Об единстве и противоположности души человеческой и тела человеческого. Только в таких предполагаемых обстоятельствах, в оторванности от обычного уютного мира можно продолжить рассуждать на такую тему. Да, и на многие другие… 

…Да, я таки приехала в районный центр и устроилась в гостинице. А мысли были все те же, и далеки от газетных. Но так или иначе, а задания редактора исполнять придется. Но никуда от меня они, заметные жители отдельно взятого района области, не денутся, а вот размышления могут уйти и остаться вопросами без ответов, а значит - неразрешимыми проблемами, которые обычно превращаются в различные недуги и болезни. Потому, лучше их довести до конца и по возможности на все вопросы найти ответы. Место же здесь надо сказать, было как раз подходящее для таких мыслей - колоритное - берег моря в Центре России в Ярославской области.

Это на южное  море лучше приезжать летом, а здесь, близ поселка Новый Некоуз, на берег искусственного Рыбинского моря  многие приезжают больше отдохнуть душой и не загорать и купаться, а наслаждаться видами и покоем. Пожилая женщина с иностранным гражданством, которая меня заинтересовала, приехала зимой, в самый холодный и заснеженный месяц. Может быть, ей просто захотелось отдохнуть и временно не видеть  лиц, знакомых и мало знакомых, возможно, просто определенный круг людей и город, в котором она жила постоянно. И это было самым подходящим местом для этого.

Вдалеке от автомобильных и железных дорог стоял этот кемпинг: пять рубленых изб из крупных бревен. Было все вроде стилизованно под российскую деревню, но своей ухоженностью, больше все же было похоже на европейскую. С аккуратно подстриженной травой, правильным порядком, и ровными дорожками. Такие фотографии висели в позолоченных рамах в коридоре. А сейчас зимой постояльцы ходили не в полушубках и валенках, а в длинных шерстяных пальто и в шерстяных чулках и бриджах и кожаных высоких ботинках на толстой подошве.

В этот отель зимой любили приезжать  ученые из Англии, Германии, Франции. Недалеко находился институт биологии внутренних вод, где работали эти ученые из разных стран мира, а жить предпочитали здесь, в этом кемпинге. Еще это место притягивало своей историей. Рядом было искусственно созданное Рыбинское море, а под его водами – затопленные села, церкви, поселки. Весь Мологский край. Не секрет и то, кто была эта женщина, о которой идет повествование. Ее прадеды и прабабки и родители родились именно здесь, в Мологе, территории, которая была затоплена, когда создавалось Рыбинское водохранилище.

А она сама родилась за границей, куда после затопления родных мест уехали ее родители, и счастливо жила она, комфортно и благостно до самой старости, а потом  вдруг ей стало неспокойно, так неспокойно, что ей показалось, что всю жизнь она прожила без души, своей родной души. И было чувство, что душа ее осталась в родных местах, там, где прожили свои жизни прадедушки и прабабушки и дедушки и бабушки и родились ее родители. Именно поэтому дама поехала в Ярославскую область на берег искусственного Рыбинского моря, под водами которого покоилась земля ее предков. Приехав однажды, она стала приезжать сюда и все чаще. И даже вот зимой. Зачем она сюда приезжала? Я постаралась поразмышлять и об этом. Думаю, что она и сама не ответила бы на этот вопрос. Приезжала и ходила по берегу.

Словно ждала кого-то… Кого же она ждала? И думается мне, чувствовала, что этот кто-то скоро должен появиться. И этот кто-то, очень родной ей человек. И этот человек к ней придет со дна Рыбинского моря. Из их родового дома, с весточкой от ее прадедов. Какой-то он будет тот человек… которого она ждала и ждет.

Мне думалось что пожилая дама тоже мерзла в номере гостиницы. Смотрела в окно, на соседние дома  кемпинга на берегу Рыбинского моря. Номера были переполнены, только что приехали три автомобили и два автобуса их Ярославля. Люди устраивались в номерах, тянулись в столовую, где сытно ели и выпивали чай и водку. Кухня была выше всяких похвал. Вкусно и сытно с обилием рыбных блюд.

Обслуживающий персонал гостиницы был неназойлив и провинциально мил. Здесь действительно можно было скрыться от надоевшего города и людей. Было заснежено, малолюдно. Женщина в двухместном номере была одна, она заплатила за то, чтобы быть уверенной, что ее никто не потревожит. Она открыла ноутбук, посмотрела новости своего города и быстро отключилась из интернета, ей не хотелось общаться ни с кем. Она легла на кровать, закрыла глаза и представила толстый слой льда, а под ним жизнь и свое детство с живыми бабушкой и дедом, и молодыми родителями. Свое детство она провела в Германии, потом их семья переехала в Англию, в Лондоне похоронена ее мама и отец. Но  вдруг кажется ей, что она свое детство провела здесь под толстым слоем льда и рядом были не только ее мама и папа, но и дедушка и бабушка. Все были молодые и она была маленькая. Увы, такого быть не могло. Не могло, но будто время сгустилось, и город Молога  снова стал красивым, а не разрушенным, в водорослях, как сейчас. И она, сама эта женщина с иностранным гражданством, была совсем близкой, очень живой и почему-то под слоем льда – хотя погода  была летней. Теплый вечер… Девочка бежала по тропинке в лесу, за ней шла бабушка с плетенной корзиной, где лежали грибы. Лес был березовый, но были и осинки. И как-то слишком  тихо, почему-то не было звука в этой картинке. Была девочка и бабушка с корзинкой. И был лес и тропинка. Женщина знает что этого не могло быть. Ибо она родилась не в России. Эта картинка могла быть только с ее мамой и с ее прабабушкой. Но тогда почему это видит она и это в ее памяти. И почему эта затопленная земля у нее в памяти и завязано это с ней каким-то образом, кровным и сильным образом. И она привязана к этому месту, привязана невидимыми нитями своего рода…

Как я узнала об этой женщине, которая приехала из Англии в Россию, в Ярославскую область и ходит по берегу искусственного Рыбинского моря? Эта совсем недавняя история.

Видимо мне придется повториться, для того читателя, который вдруг опоздал или прочитал невнимательно мое повествование… Это было тогда. Во времена, когда я работала в одной из московской газет и вела свой спецпроект, где писала о районах Ярославской области, раскрывая их экономический и творческий потенциал.

Увлеклась, открывая для себя и читателей интересных и самобытных людей, важные события и красивейшие места. Это была самая настоящая охота, и она приносила мне удовольствие. Именно в то время я получила водительские права и купила ту самую старенькую девятку, причем, купила так дорого, что и расстраиваться не было смысла. Порекомендовал продавца мне наш редакционный водитель, говорил о перебранном моторе и гаражном хранении автомобиля. А когда я посмотрела и согласилась купить, к моем дому пригнал девятку продавец с командой крутых дяденек бандитского вида. Договор купли-продажи оформили на капоте машины, и братки замерли… как только я отдала заранее обговоренную сумму, бандиты от меня тут же сбежали. Видимо, до конца не верили, что я готова отдать за старую машину столько денег. Наверное, излишне писать, что телефон бывшего хозяина был отключен, и я так и не дозвонилась, чтобы узнать хоть  что-то про машину, которая начала разваливаться  сразу после покупки. Мне пришлось вкладывать серьезные деньги в ремонт автомобиля. И старая девятка для меня стала просто «золотой». Но, когда я ее привела в порядок, то очень привязалась. Эта первая моя машина – оказалась надежной и верной.

Именно на ней я первый раз приехала в Некоузский район и услышала много историй о бывших жителях затопленного Мологского края.

Грустных и счастливых. Услышала и о многих иностранцах, которые приезжают, чтобы походить по берегу. Они берут с собой песок с этого берега и уезжают обратно в другие города и страны. Но вот чтобы так, как эта женщина из Англии, которая  постоянно приезжала, таких историй не было. Какая-то в этом была тайна. Или мне так показалось… И захотелось ее разгадать.   



Я продолжала встречаться с людьми, набирать материал для статей в газету. И только вечером вернулась в номер, приняла душ, переоделась и сразу пошла на кухню. На лестнице я встретилась с той женщиной. 

Она на ночь глядя уходила из гостиницы, была тепло одета и со взглядом, тем самым, тяжелым. Я поужинала, поиграла в бильярд, посмотрела телевизор. И когда уже в первом часу ночи, я решила еще попить чаю в столовой, спускалась по лестнице, я встретила ту женщину. Озябшая и какая-то… поникшая, она возвращалась в свой номер и шептала: не пришел, снова не пришел… зачем тогда обещал…

Я прошла мимо, но запомнила и эти слова, и образ, и почувствовала  зябкость и промозглость… Холодно в России. Заснеженной, на берегу искусственного моря, на дне которого похоронен город и деревни. Кто знает, может быть там и продолжается жизнь… и даже под толстым льдом и присыпанным снегом…

Что мне снилось тогда в теплой постели в гостиничном номере?

Ничего не снилось. И, слава богу, что не снилось. Было тихо, ни шагов, ни скрипов. Хорошо отдохнула, утром вкусно позавтракала и поехала в Новый Некоуз на своей любимой девятке отрабатывать свою командировку… Разве я знала, что та пожилая дама из Англии, она, после нашей встречи  на лестнице, уже поздней ночью снова ушла на берег Рыбинского моря и не вернулась… и утром ее не было в номере… Что же с ней произошло?  Кто бы знал… Днем я спрашивала об этой женщине, но ее не было ни днем, ни вечером, ни на следующее утро. Утром мне пришлось уехать в Некоуз, а вернулась я через двое суток. Первым делом, прибыв в гостиницу, я спросила о ней, мне ответили,  что она в номере и заболела, приходила врач и назначила лечения, гостья лечилась. Видимо простыла…

Снова вечером пришла непогода. Выл ветер… и стонал, и скрипел пол, и вздыхал неведомый человек. Но в этот раз в номере было тепло.  Мне было уютно, тем более я вкусно поужинала, и смотрела телевизор сквозь дремоту. И возможно я уснула и увидела заснеженную поверхность Рыбинского моря, а на берегу стояла пожилая женщина. Она была тепло одета, но все равно продрогла и смотрела на ледяную белизну моря. Она ласково улыбалась и будто с кем-то вела приятную беседу. С кем-то очень важным и дорогим ее сердцу. Этот кто-то находился далеко, потому женщина устремила взгляд вдаль. Хотя, возможно и этот кто-то находился очень близко, совсем рядом. Я почувствовала его тепло и радостную волну от встречи. Будто и не было снега и льда вокруг, а только солнечный день и теплый ветер, еще была пыль на дороге и разнотравье на обочине. Кто-то шел по дороге, это был человек чужой мне по крови, но близкий по духу. Я видела и женщину, что стояла на берегу заснеженного моря и видела человека, который легко шел по летней пыльной дороги и чувствовала что он мне близок, душевно и духовно. Как только я стала понимать, кто этот человек, сон сразу стал мороком и прошел, стряхнулся с ресниц. Я проснулась.

По телевизору шел криминальный сериал с героями и злодеями, в номере было тепло, за окном шел снег и завывал ветер. Сновидения я приняла за продолжение своих размышлений. Подумалось что, видимо, женщина, наконец, встретила человека, который может ей вернуть ее душу. Душу, которая осталась под толщей льда. Она должна вернуться к хозяйке. В возрасте после пятидесяти лет невозможно жить без родной души. Человек так устроен, в это время он восстанавливает все утраченные связи и тем более со своей душой. Возраст, когда человек собирает себя всего за всю свою жизнь. А он за пятьдесят лет прожил много жизней и был совершенно разный. И вот собрать себя всякого разного в одно целое - это непростая и важная задача. Пожилой возраст дан именно для этого человеку. А уж в старости можно расслабиться и жить воспоминаниями, приятными. Можно и только воспоминаниями о детстве.

Человеческий век достаточен, чтобы успеть наделать ошибок и исправить их.

Достаточен чтобы быть и добрым и злым и почувствовать разницу и стать в конце концов милосердным.

Мне в этот вечер подумалось что женщина с иностранным гражданством обрела душу именно в ту ночь, когда простыла, ей ее вернул тот человек, который мне приснился. Стала ли она от этого счастливее, ведь душа была русской и православной, с болью за затопленные церкви и дома. С ответственностью за все, что происходило и происходит на земле ее предков. За все плохое и хорошее. За вечную борьбу темных и светлых сил.

Мне подумалось и поразмышлялось с удовольствием, искусственное море под снегом и льдом еще много держит человеческих душ, хозяева которых давно уехали и прекрасно живут без них. Но не все хотят эти свои души вернуть. Слишком много боли и страданий скопилось в них и вряд ли они принесут покой и радость своим человеческим телам. Значит, эта женщина рискуя здоровьем стала первой, кто вернул свою душу и как будто подтвердил свою сопричастность к затопленной Мологе. И свою боль и свою ответственность. Что ее заставило?

Думаю, память о своем детстве и память ее родителей, которая как предчувствие чего-то более важного чем комфорт, все толкало и толкало ее приезжать в Россию.

Конечно, этой женщине будет очень непросто со своей вновь обретенной русской душой. - подумалось мне, но интересоваться дальше ее судьбой, у меня не было времени. Я отпустила ее из своего круга внимания и остальное время нахождения в кемпинге на берегу Рыбинского моря - просто отдыхала. А через некоторое время собрала вещи и уехала на своей девятке в город, в редакцию, тем более по дороге снова звонил редактор и мы обсуждали обложку газеты. Погода был тихой, дороги расчищенные, и езда была в удовольствие. Тем более все необходимые статьи в газету я собрала, фото и статьи были яркие, интересные, потому чувство удовлетворения своей работой, несомненно, были. По интонациям голоса редактора по телефону чувствовала, что и он доволен. На второй половине дороги сотовый замолчал и я стала думать о той женщине. С которой меня столкнула судьба на берегу Рыбинского моря.

Да. Опять душа человеческая.

Как чувствует себя человек, который во второй половине жизни начинает понимать, что живет без своей души. И уверен, что его душа находится за тысячи километров в другой стране. Именно там, где жили деды и прадеды. Душа осталась с ними. На земле, где провели детство и прожили жизни. Ее душа одна без тела пребывает там в одиночестве. Душа без тела - сгусток  энергии. Беспомощность, обнаженность, и бесконечный плач о потерянном теле. Одна только мысль, что твоя душа отдельно от тебя - невыносима. А дама живет в загранице и очень комфортно. Но. Как же без души… Как же… потому нужно собраться, добиться визы и долго добираться до России и еще дольше по России до берега Рыбинского моря. А потом стоять на берегу и смотреть в белоснежную даль и чувствовать счастье и радость. И размазывать варежкой слезы по щекам.

И чувствовать что душа совсем близко, нужно только настроиться на нее. Слиться с ней.

Думаю что в первый приезд в Россию пожилой женщине не удалось воссоединиться со своей душой. Она вернулась и снова жила в комфорте и любви своей семьи. Но на следующий год женщина поехала снова. И опять ходила по берегу Рыбинского моря. Ходила и радовалась и плакала и целовала землю у моря, где затоплен целый Мологский край. Женщина узнала все по истории этого затопления. И летом плавала на пароходе и смотрела сквозь сизую воду на кресты церквей и остовы зданий. Как ни пыталась, ничего не узнала, воспоминания от рассказов мамы не помогли. Как не помогли потуги смотреть на воду, и пытаться почувствовать место, где может быть душа. Ее душа. вполне благополучной пожилой дамы из Лондона.

И во второй своей поездке в Россию не смогла вернуть свою душу. Но уезжала совсем иная чем приехала. Что-то изменилось, словно начала свой путь к воссоединению со своей душой. И стала чуть больше русской, чуть больше чем надо, для нее, пожилой дамы из Лондона.

Но как же были приятны для нее эти ее изменения! Именно поэтому пожилая дама поехала в третий раз в Россию. И была уверена что это ее последняя поездка. Поехала зимой, именно тогда я ее и увидела в кемпинге. Как же произошло ее воссоединение со своей душой? Так, видимо как мне приснилось. На берегу замерзшего моря, на снегу стояла невысокая худенькая пожилая женщина, ее лицо было радостно и залито слезами. И в белизне показалась фигура человека. Именно человека, высокого, с длинными льняными волосами. Со славянским типом лица. Он был похож на всех родственников этой приезжей женщины. Собирательный образ живших в свое время людей в Мологском крае ее рода. Человек шел по льду и подошел к ней и волна сильного душевного волнения вдруг охватила женщину и принесла ей радость единства со своей душой. Ее душа вернулась к ней. И вернул ей ее родственник, с иного света, он пришел, да, вернулся чтобы помочь ей... в третьем или четвертом поколении родственник. Почему именно родственник, а может быть это был ангел или посланник самой Мологи. Иногда ей казалось что там на дне водохранилища остались люди и они продолжают жить. Просто вместо воздуха - вода. И к ней можно привыкнуть. Важно остаться на родине и спокойно и мирно и трудолюбиво - жить поколениями, растить детей. Русские люди ко всему привыкают.

Тот высокий человек, русоволосый, с острыми скулами, ведь он просто прошел мимо. Он ничего не отдавал ей в руки. Но все-таки душу отдал.

Ушел высокий человек, а душа вернулась в свое тело. И женщина вернулась в свою семью в Великобританию. Стала жить ощущая полноценность, завершенность.

Я полностью отпустила в своем сознании пожилую даму из далекой Европы. И ее русскую душу. И переключилась на мысли о редакции, редакторе, газете.

Только уже в след всей этой истории мне подумалось, что сколько по миру разбросано русских людей и они живут весьма благополучно и сытнее и комфортнее чем жили бы в России, но свои души-то они оставили на родине. Россия не так просто отдает покидающим ее территории людям души. Не так просто.

Да. Опять душа человеческая. Да?


2018-2020 гг