Городок на Вятке

Олег Каминский
     Слободской – небольшой и старинный город, ведущий свою историю чуть ли не с 15 века, расположен на правом берегу реки Вятки, в 35 километрах от областного центра города Киров в России. А в маленькой деревушке Карино недалеко от Слободского родилась моя мама и многие другие родственники по маминой линии. Побывать на родине мамы было моей мечтой долгие годы. И вот, летом 1971 года, когда мне было чуть больше двадцати лет, мне впервые довелось побывать в местах, с которыми была связана история моего рода. Там мне довелось снова увидеться кое с кем из нашей родни, с которыми я когда-то уже встречался в Одессе, когда они приезжали к нам в гости, а также познакомиться со многими другими родственниками и просто хорошими людьми…

     По счастливому стечению обстоятельств я прибыл в Слободской как раз в день свадьбы моей троюродной сестры Вали. Это произошло в субботу 24 июля, около полудня. Когда я пришел домой к Вале, там вместе с Валей находилась ещё одна моя троюродная сестра Соня из Кирова. Мы с Валей около десяти лет не виделись, поэтому друг - друга не узнали! Мой самый молодой дядя (всего лет на десять старше меня) Коля Арасланов, который вскоре забежал взволнованный и озабоченный предсвадебными делами, тоже сначала не узнал меня. Даже, когда Валя несколько раз предлагала ему внимательно посмотреть на меня, он отмахивался, отвечая, что ему некогда рассматривать всяких там Валиных знакомых. Когда же ему объяснили, что это «Олег из Одессы», он схватился за голову и потом ещё долго извинялся передо мной…

     Через некоторое время пришли Валина мама тетя Зоя (двоюродная сестра моей мамы) со старшей дочерью Риммой и другие родственники, а ещё чуть позже пришел жених Валера Копанев со своими родственниками. Они забрали с собой Валю и уехали…

     Под вечер мы все пошли отмечать свадьбу в дом жениха. Там я встретился с двоюродными братьями моей мамы дядями Мишей, Борей, Рафой, с их женами, многими другими нашими родственниками и родней жениха Валеры, в том числе его брата Виталия и сестры Веры. Был там, конечно, и Коля со своей женой. Видно было, что она уже в положении, и Коля, ласково называя жену Шуриком, нежно ухаживал за ней. За свадебным столом я сидел рядом с Колей. Он всячески старался исправить свою курьезную ошибку и, может быть, поэтому, я не рассчитал «дозу» и довольно сильно перепил, вследствие чего меня отвели отдыхать к соседям…    

     В половине восьмого утра я «очнулся» после вчерашнего «отравления» и пошел к своим, на свадьбу, которая продолжилась после 10 часов. Я уже почти освоился среди родственников и чувствовал себя гораздо лучше. Настроение поднимала и громкая музыка на весь поселок, несколько необычная для традиционных свадебных мелодий: это Валера крутил пластинки своего любимого джаза. В общем, свадьба гремела, «пела и плясала». Правда, днем случился небольшой переполох: Вале вдруг стало плохо и пришлось даже вызывать «скорую». Наверное, Валя слишком перенервничала, или переутомилась. А может быть, виной всему была ужасная жара: в разгар дня температура достигала 29 градусов в тени и в комнате. Я даже не предполагал, что здесь, в северной части России, может быть такая жарища. Единственным спасением от этого пекла был холодный душ, который я и принял с большим удовольствием, после того, как мы с Риммой, Соней и Виталием пришли домой. Они тоже охладились под душем, а потом ушли по делам. Зато пришли Валера с Валей, я сбегал за пивком и мы приятно провели время. Да, пиво в жару – это класс!..

     На следующий день, пока тетя Зоя с Валей ходили за продуктами, мы с Валерой ещё попили пивка. Ближе к обеду мы: тетя Зоя, Валя, Валера, Римма, Валина подруга Таня и я пошли в лагерь. Перейдя через Вятку по автомобильному мосту, недалеко от него мне показали простенький бетонный памятник в виде паруса – символ бессмертных «Алых парусов» великого романтика и уроженца Слободского Александра Грина. Памятник был установлен в 1968 году в честь 50-летия комсомола, а в его основании была замурована капсула с посланием молодежи Слободского будущим потомкам XXI-го века. По дороге разговаривали обо всём, много вспоминали свадьбу, Римма с Валей шептались между собой об одной подруге (между прочим, симпатичной девке!), которая, после застолья спала где-то с Валериным свидетелем (тоже интересный парень!) и от избытка чувств оставила там свои, как выразилась Римма, «Трррусики». Жара снова была невыносимая, и по дороге почти все разделись. Пройдя через лагерь, мы погуляли по берегу, а потом Валера, Римма и я даже искупались в Вятке. День прошел неплохо, даже впечатлительно. После ужина в лагере, мы с тетей Зоей и Виталием переплыли на другой берег и, в 11 часов вечера были уже дома. А вскоре пришли и Валера с Валей…

     Утро вторника было обычным и казалось, ничто не омрачит день. Однако часов в одиннадцать нам стало известно, что буквально рядом с нашим домом трактор задавил насмерть пьяного мотоциклиста. Мы с Риммой ходили на место происшествия и видели несчастного, рядом с его валяющимся мотоциклом. Оказалось, что Римма знала убитого: это был довольно известный в городе тренер-лыжник Менчиков. Римма всё удивлялась: как же так, - спортсмен с крепким тренированным сердцем и не выжил после удара…

     А следующий день мы снова провели в лагере. Как раз был «Праздник Нептуна» и Виталий поручил мне фотографировать парад. День в лагере был очень насыщенный: мы купались, обедали, спали, с Виталием долго проявляли пленки и печатали фотографии. Вечером, после ужина, Виталий перевез нас на лодке…   
          
     В четверг, в полдень, мы вместе с Валей и Валерой пошли прогуляться в город. Они показали мне главную достопримечательность Слободского – его центральную площадь, с красивой колокольней Преображенского собора и стоящей чуть в глубине от неё Благовещенской церковью, а также древнюю развалюху: деревянную церквушку Михаила Архангела (между прочим, старейшее деревянное сооружение Кировской области начала XVII-го века!). Хотели посмотреть какой-нибудь фильм, но молодоженам не подошел сеанс, и, побродив немного по магазинам, мы вернулись домой. Молодые остались отдыхать, а я всё же пошел в кино и посмотрел польский двухсерийный фильм «Приключения канонира Доласа». Придя домой, я увидел, что квартира закрыта. Ждал, ждал, но так никого и не дождался. По улице шла похоронная процессия: в последний путь провожали Менчикова и, от нечего делать, я присоединился к процессии. После похорон, прошелся по кладбищу. На одном из памятников запомнилась фотография симпатичного молодого парня Крашенинникова в солдатской форме. Снова придя домой, я обнаружил записку и ключ, и смог, наконец, войти в квартиру. Когда я отдыхал, пришел Валера. Я поделился с ним своими впечатлениями о кладбище, а он рассказал мне о трагической судьбе тихого и скромного Крашенинникова, которого убили в поезде, когда он возвращался из армии домой…

     На другой день после завтрака ходили за посудой домой к Валере, ели ягоды в огороде, отдыхали, читали. Потом Валера ушел в лагерь, а Валя – за билетами на автостанцию. Ещё чуть позже, мы с тетей Зоей и Валей приехали в Карино, где родилась моя мама, бабушка и множество других наших родственников. Большое село Карино когда-то слилось из шести маленьких деревень и находится совсем недалеко от Слободского – всего в 18 километрах. Приехав на автобусе в село, мы зашли в гости к тете Алине. Все вместе мы сначала совершили небольшую прогулку на малое кладбище, а вечером пошли в клуб и смотрели двухсерийный индийский фильм «Хамраз». Правда, Валя, не испытывая никакого интереса к темам индийских фильмов, уже после первой серии ушла домой спать…       

     31 июля утром приехал Валера. Все вместе мы ходили на верхнее кладбище к могиле моего деда Алексея, которого я навестил впервые…

     Моего деда по маминой линии я совсем не знал, так как он умер за девять лет до моего рождения. Но я очень много слышал о нём, так как в мамином роду сохранилась исключительно уважительная и благоговейная память о нём. Родился он в 1900 году в селе Лясиль Вятской губернии. Он был действительно незаурядным человеком и пользовался известностью в родных краях. Между прочим, одно время он был директором хлебного комбината, а затем и начальником милиции города Слободского. Судя по всему, он был честным и принципиальным человеком, искренне верящим в дело революции и коммунизма, поэтому был членом партии. Но, когда в середине 30-х годов начались репрессии и чистки партии, он вынужден был выйти из партии. После этого, с 1937 года, он работал начальником склада кожевенного завода. Однажды, к несчастью, на складе произошел пожар и склад сгорел. Моего деда объявили врагом народа и осудили. Отбывал наказание он в лагере Котласа, где заболел туберкулезом. Стремясь освободить отца, моя мама, тогда ещё совсем девочка, писала письма с просьбой о помиловании в различные инстанции. Одно из писем с фотографией отца она послала даже Крупской. Но ничего не помогло, и его освободили только по истечении срока заключения, через два года. Вскоре началась война. Дед хотел добровольцем уйти на фронт. Но по состоянию здоровья, ему выдали белый билет и на фронт не взяли. У него обострился туберкулез, и 19 июля 1941 года мой дед умер в Вахрушах. Похоронили его на кладбище села Карино. Но память о нём сохранилась, и, как мне рассказывали, в краеведческом музее города Слободского даже есть материалы о жизни моего легендарного деда…

     Конечно, посещение могилы деда со скромной маленькой металлической оградкой произвело на меня неизгладимое впечатление…

     После этого мы все поднимались на довольно крутую небольшую гору, хотя тете Зое это было тяжело из-за сломанной когда-то ноги. Тетя Зоя рассказывала, что когда-то вся эта гора была усеяна сладкой земляникой, но сейчас на ней уже ничего, кроме травы, не растет. С вершины холма тетя Зоя показывала, в каком направлении находятся города Белая Холуница, Кирово-Чепецк и другие, рассказала много интересного о промышленных предприятиях. Сфотографировав виды окрестности с горы, мы спустились, зашли на нижнее кладбище и отдохнули, полежав на траве. Затем, зайдя домой к тете Алине, мы попили чаю и пошли прогуляться по селу. Попили мы чай и у бабушки Ильдара, а потом пили пивко в столовой. Отдыхая на одной из завалинок, мы с тетей Зоей выкурили по одной сигарете, которые, как сказала тетя Зоя, были взяты из приемной «самого Косыгина». Перед вечером мы уезжали из Карино, на остановке нас провожала тетя Надя. Приехав домой, мы с Валерой сходили в баню, а потом тетя Зоя отвезла меня ночевать к дяде Мише и его жене тете Вале…
   
     1 августа в воскресенье, после завтрака, мы с дядей Мишей и тетей Валей поехали на природу. Поднимались на какие-то горы, бродили по леску, ели горох на поле, загорали на солнце, ну, и конечно, устроили небольшой пикничок. Погуляв, мы приехали домой, где уже был Вова – сын дяди Миши и тети Вали. Потом меня провели на автобус и, в 4 часа я был у квартиры тети Зои. Но опять дома никого не было. Предположив, что они ушли в кино, я пошел к кинотеатру. И точно: после окончания сеанса, без пятнадцати семь, с толпой зрителей вышли и «мои», причем, вместе с Валиными подругами Галей и Таней. После ужина, мы с Валей пошли в лагерь, проведя по дороге Галю. В лагере был вечерний костер. Магический огонь притягивал взгляд, приятно грел и вызывал романтическое настроение. Когда костер погас, стало прохладно, и я замерз, так как был в одной рубашке. Отогревался и спал в мальчишеской палатке…      
    
     После завтрака мы с Виталей проявляли пленки и сушили их, а в обед он отвез меня на мотороллере. Дома были Валера с Валей, потом пришла и тетя Зоя. Вместе мы пообедали, причем я впервые в жизни отведал знаменитый коктейль «гоголь-моголь», который лично приготовил Валера. Валя ушла отрабатывать 12 дней, потом в лагерь ушел Валера, а в шесть часов вечера уехал в Карино к тете Наде и я…

     Погостив немного в Карино, в четверг 5 августа в 8 часов вечера я был уже снова у тети Зои. Когда я рассказывал ей о своем пребывании в Карино, пришел Валера со своими родными, и они забрали тетю Зою в кино, а я остался отдыхать…

     На следующий день мы с Валерой пошли к нему домой. По дороге я купил химикаты и вместе с Виталей проявил 4 свои пленки и печатал фотографии. Пришла Вера, и, напевая песни, вместе с Валерой стала собирать смородину. Потом приехали родители молодожена — Анатолий Афанасьевич с Ниной Ивановной. Все вместе мы перебирали смородину, потом мы с Виталей снова печатали и глянцевали фотографии. Так заработались, что не заметили, как быстро пролетело время. Пришли домой поздно ночью, и тетя Зоя обиделась…

     В субботу 7 августа, рано утром, мы с Валей и Валерой пришли на автостанцию, где нас уже поджидал Виталий и ровно в 6 часов поехали на родину Валеры. На автобусе ехали 20 километров до села Совье, а потом шли пешком 18 километров. В селе Афоничи заходили к родственникам Копаневых, попили у них кваску. Продолжая путь, мы прошли деревню Забегаево, а также некоторые другие  заброшенные и полузаброшенные деревни со старыми деревянными избами. В одном из таких домов, который напоминал больше сарай, был, как сказал мне Валера, сельский клуб. Я был потрясен! Идя через лес, мы собирали грибы, собирали и тут же ели чернику. Прожив все свои 20 лет в городе, я никогда ещё не был в настоящем лесу и, всё для меня здесь было в диковинку, всё было великолепно! Шли мы пять часов, а когда пришли, дома никого не оказалось. Недолго думая, мы залезли в дом через окно, и голодные, поели черники и попили квасу. Чуть позже пришли хозяева и угостили нас черникой со сметаной. Это было настоящее объедение, вкуснее чего, по-моему, ничего на свете нет! Отдыхая, мы посмотрели фильмы «Сила искусства» (с эпизодом Аркадия Райкина в роли бандита в квартире его старой учительницы), «Таня и два мушкетера» и серию «Портрет Флер» из телефильма «Саги о Форсайтах». Вечером ходили в местный клуб, размещавшийся в одной из комнат деревянного дома. В клубе были десятка два местных молодых парней и девчонок, некоторые из них танцевали под музыку, звучавшую с пластинок. Многие из парней были выпившие, они угостили и нас. После этого нам стало заметно веселей… Пообщавшись с новыми друзьями, я узнал весьма любопытный местный обычай: оказывается, для того, чтобы пригласить понравившуюся девушку на танец или вызвать её на крыльцо поговорить, парень должен подойти к ней и огреть её ремнем! Ничего себе, заигрывание!..   
       
     Рано встав в воскресенье, мы по очереди доехали на мотоциклах до околицы деревни, а оттуда пошли пешком в лес. Немного разбредясь по лесу, мы собирали чернику в корзинки, а заодно и объедались ею. Кроме черники я насобирал для своей бабушки полную корзину чаги с упавших берез: бабушка говорила мне, что чаги хорошо помогают от диабета. Наполнив все емкости черникой, я, Валера с Валей, Виталя и Коля пошли домой. Прошел небольшой дождик, а потом снова вышло солнышко. Как хорошо пахло лесом, травами, землей и дождем! Дома на огороде забавлялись метанием ножика, потом ходили в баню, а вечером смотрели последнюю 26-ю серию «Лебединая песня» из «Саги о Форсайтах», в которой Сомс умирает…

     Опять встали рано утром, хотели уехать в Слободской. Но машины долго не было, мы снова забавлялись метанием ножика, вместе с Валерой, Виталей и «Рыжиком» лазили на вышку. Прокатился с Виталей на мотоцикле к лесу, где мы нарвали много веток кедра и рябины. Потом все, кроме меня, Вали и Валеры, ушли на сенокос, а когда они вернулись, мы быстренько собрались и нас повезли на грузовике в Слободской. Валера с Валей сидели в кабине с шофером и держали на коленях корзины с черникой, а мы с Виталием сидели в кузове. Эту езду я не забуду никогда! Очень скоро выяснилось, что водила был «в доску пьяный». Сначала я обратил внимание на то, что машина как-то странно петляет по дороге, даже выезжает на обочину и поля. Потом и Валя с Валерой подтвердили, что шофер засыпает за рулем. К нашему счастью, дорога была абсолютно свободная, иначе мы бы уже давно  столкнулись с какой-нибудь машиной. Не разбирая дороги, пьяный шофер гнал машину так, что мы с Виталей подскакивали в кузове как мячики, а у Валеры с Валей вытекал сок из черники. Но этого шоферу показалось мало: остановив машину в селе Сибирь, он потребовал, чтобы мы купили ему бутылку водки. Бутылку мы взяли, но выпить ему не дали. Проехав до Совья, водила снова остановил грузовик и потребовал выпивки, но я опять не дал ему бутылку, прекрасно понимая, что от этого зависит наша жизнь. Ох, и разозлился же этот козел! Как он погнал машину! Мы уже думали, что разобьемся, хотели морду набить шоферу, но, к счастью, всё обошлось благополучно…

     Дома, уже поздно вечером, смотрели фильм режиссера Марлена Хуциева «Был месяц май», заканчивающийся прекрасной и впечатлительной мелодией в исполнении оркестра Поля Мориа…   

     Следующий день был самым обычным. Ходил с Валерой к нему домой, он мне дал кучу пластинок с джазовой музыкой и я долго слушал их. Валерий всего на три года старше меня, зато успел окончить Кировское училище искусств, отслужить в Ансамбле песни и пляски Группы Советских войск в Германии, а в этом году окончить музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Он среднего роста, лицо у него очень приятное, с правильными чертами, одухотворенное. Само собой разумеется, Валера — большой любитель музыки, особенно джаза, да и вообще человек очень большой культуры. Я с удовольствием побеседовал с ним о великом теноре Марио Ланца и других музыкальных знаменитостях. А он с увлечением рассказывал мне о своей музыкальной деятельности, о своем любимом наставнике профессоре Юрлове. Вечером мы все, а также Таня и её подруга с матерью ходили в кино, смотрели мексиканскую мелодраму «Дикое сердце», а потом прошлись к берегу реки…

     Среда была также самым обычным днем. Опять ходил с Валерой к нему домой, напечатал немного фотографий. Днем лепили пельмени у тети Зои, я ходил за пивом. Вечером отлично выпили и поели пельменей, а потом я, Валера с Валей и Римма пошли в парк на танцы. Проходили мимо Троицкой церкви и через старое кладбище, на котором есть надгробия XIX-го века и памятник австрийским военнопленным первой мировой войны. Поглазели на танцы, хотели прокатиться на карусели, но она уже закрылась, и нам ничего не оставалось, как просто пройтись по бережку…

    12 августа настал мой последний день пребывания в уютном, полюбившимся мне, Слободском. На маминой родине я провел больше месяца, и за это время увидел и узнал очень много интересного, пообщался со многими хорошими людьми, к которым очень привык. Как жаль, что они живут не в Одессе, или наоборот, жаль, что я не живу в Слободском! Тетя Зоя, Валера с Валей и Таня провели меня до остановки такси, и вскоре я уехал. Валера до последнего мгновения махал мне вслед рукой...

     Всю дорогу я грустил: вернусь ли я сюда когда-нибудь, увижу ли их всех снова?..