Мемории. Борис Краснов

Николай Пропирный
Ежегодный зимний ханукальный «бал» еврейской конторы, в которой я тогда служил, ее набольший шеф постановил провести в Форум-холле у Бориса Краснова. С Красновым шефа связывала совместная подготовка нескольких масштабных международных форумов.

Исполнительный вице-президент конторы, на плечи которого лег тяжкий психологический груз организации праздника, в какой-то момент неожиданно решил припрячь и меня, никоим образом до того во все это непростое дело не вовлеченного. Перед поездкой в Форум-холл он подробно ознакомил меня с программой мероприятия, в которой, помимо обычных песен-плясок-декламаций ведущих отечественных и зарубежных исполнителей, значились шоу цветозвуковых фонтанов и японские барабанщики.

— А это еще что? — удивился я.

Вице-президент устало вздохнул:

— Идея Краснова. Он настаивает.

— Но какое это имеет отношение к нам? Зачем он все это засадил в ханукальную программу?

Исполнительный прищурился:

— Вот ты у него и спроси.

И я спросил.

Краснов недовольно передернул плечами:

— Фонтаны — это красиво! Людям нравится. Евреи что, не люди? Пусть им тоже будет красиво.

— А японские барабанщики?! — не отставал я.

Борис вновь дернул плечами:

— Во-первых, они в Москве, надо пользоваться. Когда еще их увидишь? Во-вторых, барабаны! Мощный финальный аккорд.

— Послушайте, но где Ханука и где японские барабанщики?! — не отставал я.

— В Форум-холле, — отрезал Краснов.

Исполнительный развел руками. Больше мы к этому не возвращались.

В следующем году праздник снова намечался у Краснова. Но на этот раз подготовка с нашей стороны уже полностью свалилась на меня. Обсуждение разнообразных пунктов программы и однообразных финансовых вопросов у нас с Красновым проходило по сложившейся схеме: постановка проблемы; пара минут обоюдного матерного рева; короткая передышка; анекдот; конструктивная дискуссия и раздача заданий подчиненным. Плюс много кофе и табака. Коньяк, если вечером.

В день праздника набольший шеф решил вдруг заранее приехать в Форум-холл и все самолично перепроверить. Некоторое время он недовольно смотрел на сцену, где распевался замечательный российско-израильско-американский тенор Женя Шаповалов. Подлетел Краснов:


— Ну?!

— Пустая какая-то сцена… — протянул шеф. — Исполнитель теряется… и вообще…

— Концепция такая! Смотрите, сцена представляет…

— Нет, — перебил его шеф. — Все-таки как-то пусто… Вот если бы…

Не дослушав, Борис взмыл на сцену, и уже через мгновение на ней воздвиглись колонны и еще какие-то крупные формы, образовавшие головокружительные конструкции. Краснов вихрем носился между ними, несмолкающим хриплым рыком стимулируя своих сотрудников, которые, разумеется, устанавливали все не так и не туда.

Суровое лицо шефа, внимательно наблюдавшего за происходящим, озарила легкая улыбка.

— Вот! — адресовался он ко мне. — Вот настоящий руководитель.

В конце вечера Борис подошел ко мне.

— Ну как?

— Замечательно, как всегда. Все довольны.

— Ладно… Ты приглашение на мой день рожденья получил? Вот через месяц увидишь, как делаются праздники без дури заказчика.

Прошел еще год, и подступило время подготовки очередного празднования, которое снова планировалось провести в Форум-холле. Но то ли Краснов чем-то прогневал шефа в течение прошедшего года, то ли тот просто решил сэкономить, но выделенная на мероприятие сумма была урезана вдвое против прежней.

— Краснов не согласится, — сказал я шефу.

— Его дело, — жестко ответил шеф. — Ты напиши ему, а заодно подыщи пару-тройку приличных площадок.

Я написал Краснову и уехал в Белоруссию на мероприятия, посвященные годовщине гибели Минского гетто. Борис позвонил во время выступления на месте расстрелов посла Германии. Немецкой речи дипломата, многократно усиленной громкоговорителями, радостно отвечали немецкие овчарки, тактично предоставленные городскими властями для охраны еврейского мероприятия вкупе с дюжими белокурыми омоновцами.

— Что у тебя там за концлагерь? — изумился Краснов, и не дослушав мои объяснения, прокричал. — Я все придумал. Слушай, как будет…

Я попытался перебить его, и с третьего раза мне это удалось:

— Это все здорово, конечно…

— Что здорово?! Феерия! Слушай дальше!

— Боря, ты сумму видел?

— Ну… Я думал это не всерьез.

— Очень даже всерьез. Шеф больше не даст.

Краснов секунду подумал.

— Нет, это никак не выходит. Позор получится. После того, что мы делали… Точно нельзя накинуть?

— Боря, это все, что у меня есть. И больше не будет.

— Ерунда. Я сейчас позвоню твоему шефу, и мы обо всем договоримся. Потом сразу перезвоню тебе и дорасскажу. Все. Смерть фашистским оккупантам!

Боря тогда не перезвонил.