Притча о джипе

Армен Григорян
Был у нас деловой партнер.

А у него была делопроизводительница: девушка неброской внешности (типичная баккушан - бюст и ноги достойны мужского внимания, а на лицо - страхопетина), с замашками невежы, но - с амбициями и свойственным Стрельцам везением.

Детство ее прошло в деревне, из которой она мечтала выбраться. Выбралась, хотя знания ее были скудными. В студенческие годы она писала за других курсовые работы и получала за это деньги. Брала больше, чем другие конкуренты: "А что? Сижу по ночам, горбатюсь. Пусть платят". Результат написанных ею опусов был ниже среднестатистического, но сокурсники платили исправно - чем не везение?

Она признавалась - не может просто так заняться сексом, только в браке, и при условии, что у мужа будет хотя бы собственный дом, потрепанный "Опель" и зарплата в 1000 долларов. Разве не везуч тот человек, кто, изначально, знает себе цену и не боится ставить условия тем, кого встречает на своем жизненном пути? Он везуч уже потому, что родился именно таким - трезвомыслящим, не страдающим рефлексией.

Ко мне она относилась пренебрежительно: внешность моя была непривлекательной, харизмой я не обладал,  квартиры в столице не имел, получал смешную зарплату (хотя был соучредителем нашей компании), дверь в кабинет ее начальника, нашего делового партнера, открывал не ногой (как другие), а смиренно ждал в очереди клиентов. Кроме того, имел возможность остаться жить за границей, но вернулся - поступок, типичный для слабоумного, по ее мнению.

Короче, человеку - за 30, а он так и не состоялся в жизни. Приговор: обращаться как с дефективным. Свысока, самоутверждаясь за его счет.


Однажды у нас случился спор - не совпали цифры, и она, мгновенно вспылив, несмотря на разницу в возрасте, бросила в мой адрес:

- Смотри, выкинем тебя из этого офиса! Так вышвырнем, что не поймешь. Есть у нас такие возможности.

(Что у вежливого на уме, то у невоспитанного на языке).

От неожиданной наглости я не нашелся с ответом. Но, после этого случая, стал общаться с ней только в рамках вопросов, имеющих отношение к работе.



...Одним апрельским днем, когда заметно потеплело, совладелец и акционер нашей компании решил собрать коллег и партнеров в ресторане. Деньги и настроение для этого у него были. А я, в очередной раз, безрезультатно пытался отсоветовать ему так поступать. Дело в том, что работал, в основном, я, получалось, что угощать наших коллег будут на мои деньги, но против моего желания.

Пригласили и упомянутую делопроизводительницу. Обещали за ней заехать. Совладелец и акционер нашей компании в тот период был "безлошадным", продал свой "Рено", а потому взял напрокат у приятеля новенький черный джип, "японца".

Когда мы заехали на автомойку, совладелец нашей компании сказал:

 - А давай скажем нашей деревенской, что это - твоя машина. Будто ты ее сегодня и купил.

Таким образом он издевался и надо мной, и над ней, ему нравилось управлять людьми. Кроме того, таким образом он хотел, согласно собственному разумению, "растопить лед" между нами после приснопамятной угрозы выкинуть меня из моего же офиса.

Я пожал плечами - ради чего?

Тем не менее, когда мы заехали за делопроизводительницей, он радостно заявил ей:

- Поздравь моего друга! Мы, ты сейчас находимся в джипе, который он купил сегодня днем. Мотор, масло, смотри, как мягко идет! Не автомобиль - чудо!

(Весь день я находился на работе, мы с ней созванивались по рабочим вопросам, но  новая информация ее настолько заинтриговала, что она об этом забыла).

Вы видели восторженно-подобострастное выражение лица? Я его увидел у нашей пассажирки.

Глаза ее заблестели, разгорелись зрачки, губы разошлись в улыбку (от уха до уха), захлопали ресницы, лицо озарилось.

Я почувствовал презрение и брезгливость - словно увидел скользкую и противную лягушку.


- Это - твой джип? Ты его сегодня купил? - верещала она, - правда, купил? За сколько? А я могу, нет не сразу, по кредиту? А ты как его взял: в кредит или помогли? Как мягко, слушай! Ты теперь на работу на нем будешь приезжать? А меня подвезешь? А у тебя же прав нет, как ты будешь водить? Пойдешь в автошколу? У меня есть права, я сдала экзамены, пустишь меня поводить, пока сам не получишь?

Наконец мне надоели ее визгливые, нескончаемые рулады.

- Машина нашего приятеля, на самом деле, - прервал я ее оглушительное славословие в мой адрес.

Разочарование мгновенно сменило восторг на ее лице. Оно приняло строгое и равнодушное выражение. Губы сомкнулись, поджались. Ресницы выпрямились вверх и вперед - как копья. Угольки в глазах потухли.

Совладелец и акционер вел автомобиль, ухмыляясь под нос.


Прошло несколько лет. Я покинул компанию - уж слишком трепетно в ней относились к посторонним людям и достаточно пренебрежительно - ко мне.

Через два года компания переместилась в другой район города. Еще через два года я снял старый офис в аренду. Дела шли плохо, но желаю каждому испытать то чувство, которое испытывал я, сидя в кресле за столом на том самом месте, где, некогда, некая делопроизводительница грозила мне увольнением, а человек, который, по определению, должен был вступиться за меня, сидел и ухмылялся.

Я пил кофе, наслаждался пончиками и думал о том, что меня практически невозможно вышвырнуть с того места, которое я не намерен покидать.
Разве что мертвым.