Мой счастливый день

Евгений Радомысельский
Иллюстрация:
На стене квартиры Мити Красикова, Мила Ходзицкая увидела портрет героя Великой Отечественной Войны, сержанта - орденоносца, Митиного дедушки. Кадр (1:03:37) из фильма "Это мы не проходили" 1975 года.

Сегодня 26 июля, среда.

Почему-то есть дни, у каждого человека, как я надеюсь, когда свершается всё что им задумано. Вот и у меня выдался такой день.

Мой телевизор стоит у стены, за которой живёт нервный сосед. Когда жена, когда-то училась в Ленинградском музыкальном училище им. Мусоргского, а затем в Ленинградской консерватории  имени Н. А. Римского-Корсакова, ей приходилось разучивать много классических фортепьянных произведений, то он - гитарист и поп музыкант, чтобы "утихомирить" музыкальную соседку включал на "всю катушку" стерео комбайн с тяжёлым роком. Это нервировало и Ирочку, и её родителей. Для снижения уровня звука своих репетиций, она под струны своего "Forster-а" подкладывала демпфер из махровых полотенец.

Когда я "поселился" у стены, общей со спальней этого поп музыканта, Ира попросила не раздражать его звуком, при просмотре фильмов (особенно в вечернее и ночное время). Самое простое - смотреть в наушниках.  У меня есть отличные двухканальные ИК наушники Philips. Одна беда, у них большие динамики, которые мешают уютно устроиться на подушке.

Я приспособил малогабаритные проводные складные наушники Shini A18 к усилителю колонки SVEN 235, и получилось, как задумано, вуаля! Есть звук, соседу не мешаю и можно удобно лежать. И даже просмотр фильма в этих наушниках, моему сладкому сну в них, совсем не мешают.

Пару лет назад сын показал мне видеоролик, где "порочат" славное имя архитектора Ле Корбюзье. Стал вспоминать, в каком фильме я видел явное преклонение перед этим архитектором?

Вот сведения из интернета об этом интересном человеке:

"После Первой мировой Европа активно искала идеи для обустройства нового мира, поскольку старый лежал в руинах. И многие архитекторы откликнулись на этот запрос, но именно Ле Корбюзье сделал модернизм действительно популярным явлением, и во многом благодаря своим довольно спорным идеям.

В 1922 году мастерская Ле Корбюзье подготовила проект города нового типа на три миллиона человек. В «Современном городе» не было привычных кварталов или разветвленной сети улиц, а отдельно стоящие высотки объединяло несколько основных магистралей. Жители же получали все свободное пространство между домами с разбитыми парками. В центре было несколько одинаковых 50-этажных небоскребов крестообразной формы. Проект был предложен мэрии Парижа.

Но парижане идею не восприняли. Некоторые еще помнили перепланировку города по проекту барона Османа в 1860-х, и мысль о том, что все опять надо перестраивать, казалась слишком радикальной. Власти отвергли предложение Ле Корбюзье, но зато к нему потянулись богатые частные клиенты, которым нравилась его смелость.

В середине 1920-х Ле Корбюзье сформулировал «Пять отправных точек современной архитектуры». Эти принципы позднее легли в основу проектирования всей модернистской архитектуры ХХ века.

1. Здание приподнято над землей на колоннах, тем самым освобождается место для гаража или увеличивается площадь сада.
2. Плоская эксплуатируемая кровля, на которой может быть место для отдыха или сад.
3. Свободная планировка. Нагрузка здания распределяется на опорные железобетонные колонны, а стены больше не являются несущими. Это дает возможность экспериментировать с интерьерами.
4. Ленточное остекление. Благодаря тому что фасад уже не конструктивный элемент, несущий нагрузку, окна могут быть любой формы и высоты. Это позволяет обеспечить больше света в помещении.
5. Также фасад можно выполнять из легких материалов и делать его любой формы, раз это не повлияет на устойчивость здания.

Еще одна разработка Ле Корбюзье, обогатившая теорию архитектуры, — система пропорций МОДУЛОР, созданная им в 1948 году. Это набор рекомендаций по организации пространства, основанный на среднестатистических размерах человеческого тела. С его помощью можно определить необходимую высоту потолков или, к примеру, габариты помещения.

В СССР внимательно следили за творчеством Ле Корбюзье. В 1920-х железного занавеса не существовало, и молодое советское государство активно впитывало прогрессивные тенденции Запада. Так что, Ле Корбюзье пригласили в Москву для участия в архитектурном конкурсе и обмена опытом с советскими коллегами. В этих встречах участвовал и Георгий Градов, который позднее, в 1954 году, написал письмо Хрущеву о необходимости устранения излишеств в архитектуре. Оно стало толчком для отказа от пышного сталинского стиля и запустило цепочку событий, приведшую к появлению хрущевок в наших городах.

Сказать, что Ле Корбюзье придумал хрущевки, было бы слишком смелым преувеличением. Все же, его жилые проекты отличались индивидуальным дизайном, были продуманы в плане комфорта и имели сады на крышах (правда, высота потолков в квартирах составляла 2,26 метра). То, какими Ле Корбюзье видел жилые помещения в многоквартирных домах, можно понять на примере его проекта «Жилая единица» в Марселе, построенного в 1952 году. Здесь помимо квартир как для одиночек, так и для семей есть общественные пространства и социальная инфраструктура, а крыша — это прогулочная зона с бассейном.

Однако отрицать влияние франко-швейцарского архитектора на появление безликих панельных районов тоже нельзя.
 
Критиковать подобные методы городской планировки на Западе начали еще в 1960-х. Тогда стало очевидно, что стремление Ле Корбюзье создать новый город, подчиненный лишь его, проектировщика, гениальной задумке, слегка утопично.

На практике свободные территории между отдельно стоящими жилыми зданиями часто заполнялись не парками, а пустырями, а немногочисленные магистральные улицы превращались в пространство для автомобилей, которые вытесняли пешеходов. Похожие друг на друга типовые дома затрудняли ориентацию и делали все городское пространство одинаковым. Одинаково скучным. (Очевидно, получился такой результат потому что такая застройка осуществлялась вокруг градообразующего предприятия в США или в маленьких городках Европы. При капитализме фабриканты не будут вкладывать деньги в украшательство. Предприятие закрылось, и городок вымирает. Пр. Е.Р.) 

Не будем говорить об отдельных архитектурных шедеврах, в которых для своего времени, архитектор был настоящим бунтарем и возмутителем спокойствия".

Вот как Павел Машкин (блогер) в сервисе Дзен.ру в статье "Архитектор Ле Корбюзье – гений или шарлатан?" описал своё знакомство с шедевром архитектуры архитектора "Домом Ле Корбюзье", который числится в Нанте, а на самом деле стоит на другом берегу реки Луары, формально в городке Резе.

Этот многоквартирный жилой дом построен прямо в центре старинного городка Резе, почти напротив местной мэрии. Рядом с ним кварталы крошечных индивидуальных домов в один-два этажа, он же возвышается на 52 метра (и формой очень похож на высотный панельный дом в Москве или Санкт-Петербурге).

Дом построен в 1954 году. Великий архитектор проектировал дом в полном соответствии со своими теоретическими воззрениями о правильном и удобном жилье. Широкие фасады дома строго ориентированы на запад и восток. По его убеждениям, все дома должны строится только так - чтобы в них было много света, и в то же время не слишком жарко. Все квартиры должны выходить на обе стороны здания, т.е. свет должен проникать в жилье и утром и вечером. Для этого же служат большие окна, много балконов, а дом в целом должен стоять в окружении зелени и природы.

 Все квартиры двухуровневые. 1954 год – время послевоенного бэби-бума. Поэтому архитектор создавал дом для молодых семей с большим количеством детей". (Приводится фотография дома на опорах, который выглядит как панельная высотка на Бухарестской улице в Санкт-Петербурге. Пр. Е.Р.)

К дому примыкает парк с небольшим прудом, частично пруд проходит прямо под домом. В доме 294 квартир, первоначально в нем проживало 2000 жителей. (Получается, что в каждой квартире проживало 6 или 7 человек. Это, примерно, по 14 кв. метров площади на человека. Пр. Е.Р.)

 Фасад у входной зоны украшен барельефами «Модулор» иллюстрирующих философские построения архитектора.

Крыша, в соответствии с одной из главных концепций, должна быть общественным пространством. Т.е. там можно гулять, принимать солнечные ванны и т.п. В доме «в Резе» на крыше располагается начальная школа, т.е. детский сад по-нашему. Там же на крыше, находится и их игровая площадка. (На фото огороженное пространство с пластмассовыми игровыми трубами, без признака какой-либо зелени. Пр. Е.Р.)

Дом признан памятником истории. Хотя он по прежнему жилой, но дважды в неделю в нем проводятся экскурсии. Есть и мемориальная квартира, показывающая оригинальный дизайн Ле Корбюзье.

Жилое пространство. По плану архитектора вдоль всего дома посередине проходит единый коридор, или «улица», как он ее называл. На «улицу» выходят двери квартир. Сразу за дверью – прихожая, за ней кухня и в ней лестница - где-то наверх, где-то вниз, в зависимости от расположения квартиры. Наверху (или внизу) жилые апартаменты поперек дома, от стены до стены, от окна до окна, проходящие выше или ниже «улицы». Это концепция. Теперь реальность.

Ширина квартиры пять метров! Дальше можно ничего не писать. Но я все же напишу. Проходная кухня - это ладно. Пространство, где предполагается, что семья должна ужинать и вообще встречаться, зажато между кухней, лестницей на другой уровень, и выходом на микро-лоджию. Как там можно расположиться – загадка. (На фото - что-то вроде купе поезда, куда попали 7 туристов. Пр. Е.Р.)

Жилые апартаменты на другом уровне – это длинная и узкая кишка, в середине которой всегда темно. Рядом с лестницей «родительская спальня», на другом конце – две «детские» комнаты. Ширина каждой – 2.5 метра. В середине «кишки» санузел. Отделка: внешние стены из бетона, внутри фанера. (На фото: вдоль стен в детских - двухъярусная и подростковая кровати, столики и секретер с настольной лампой. Пр. Е.Р.)

Дом Ле Корбюзье – воплощенная утопия. Все его философские построения не ушли дальше казармы. Самое смешное, что и казарма эта тоже неудачная. «Улица» в середине дома – типичный коридор общежития: темный, унылый и безрадостный, с полным отсутствием естественного света.

Вообще отсутствуют домовые общественные пространства. Даже двора никакого нет. Разве что на крыше гулять. Парк рядом есть, но если прислушаться к ощущениям, к дому он никак не относится. А начальная школа на крыше? Это же бред! Учеников нужно к началу уроков поднять на лифтах в то время, когда жильцы торопятся на работу. 4 лифта на 2000 человек, и к ним еще добавляем детей и их родителей! А потом дети играют на бетоне на раскаленной крыше!

Почему Ле Корбюзье считается одним из главных архитекторов 20 века? Он разрабатывал проекты городов, но все его градостроительные концепции с треском провалились. Везде, где их пытались воплотить, получались или бесчеловечные трущобы, или проекты неузнаваемо менялись. Я было думал, что на уровне отдельных зданий он показал свое величие. Но если называть вещи своими именами, "Жилая Единица" в Резе – полное убожество. Сейчас в здании живет около 700 человек и практически все квартиры внутри переделаны, кроме мемориальной".

Всё очень просто.  Ле Корбюзье проектировал жилые застройки для рабочих начала 20 века. Естественно, что условия жизни для них предназначались едва ли чуть лучше, чем "общаги" для гастарбайтеров у нас. Ни один бизнесмен не будет строить для простых рабочих комфортабельное жильё. Для администрации и специалистов - пожалуйста. Для неквалифицированных рабочих - нет.

Вот резюме Павла Машкина:
"Он - архитектор, не имеющий архитектурного образования, получивший свой опыт, работая чертежником в архитектурном бюро. Ученик школы искусств, не понимающий ценности традиций, не чувствующий гармонии. Разрабатывающий концепцию, основанную на золотом сечении и пропорциях человеческого тела, и потом воплощая ее в квартире в 5 метров ширины и 20 метров длины. (Хочу заметить, что это 100 квадратных метров полезной площади. Пр. Е.Р.) Философ-самоучка, утилитарист и утопист. Но при всем этом обладающий колоссальной наглостью, нулевыми сомнениями и выдвигающий шокирующие модернистские планы. Например, снести 240 гектаров исторической городской застройки Парижа и засандалить там 18 небоскребов". 

Почему проекты Ле Корбюзье так понравились нашим архитекторам в 60-80 годы? Потому, что стало возможным поставить жилое строительство на промышленной основе. Строительные заводы стали выпускать цельные строительные блоки-модули. Максимальный размер одного такого бетонного модуля: ширина 3,5 м, длина 8,5 м, высота 3,5 м. Это стена одной комнаты в панельном доме. Четыре модуля - комната. Качество такого дома - не ахти. Зато отдельное и бесплатное жильё. А кому полагалось жильё и имел накопления, мог купить квартиру из кирпича в кооперативе.

Надо сказать, что земля в СССР была государственной, поэтому на озеленение, детские сады и школы не экономили. Могу засвидетельствовать, это по району Купчено, который застраивался в 60-80 гг., и где я прожил с 68 по 83 гг.

По поводу  Ле Корбюзье. Я вспоминал: в каком фильме я видел преклонение архитектора перед ним? И сегодня вспомнил и нашёл этот фильм: «Это мы не проходили».

Этот фильм вышел в 1975 году.
Авторы сценария: Илья Фрэз, Михаил Львовский
Режиссёр: Илья Фрэз
Композитор: Ян Френкель

В фильме звучат песни на слова М. Григорьева «Студенческая» и «Если сердце чёрствое» в исполнении Нины Бродской.

Актёры:
Наталья Рычагова — Елена Фёдоровна Якушева, учительница-практикантка по биологии.
Татьяна Канаева — Мила Ходзицкая, ученица 8-го класса школы.
Андрей Ростоцкий — Митя Красиков, ученик 8-го класса школы, друг Милы.
Роман Ткачук — Александр Павлович Красиков, отец Мити, архитектор района.

Краткое содержание:

Герои фильма — студенты педагогического ВУЗа имени Крупской, (города Москвы) те, кому спустя год-два предстоит нести знания школьникам, «сеять разумное, доброе, вечное». А пока — студенческая практика в небольшом городке, строящемся у самых гор.

Школьники в школе, как всегда - разные . Многие с комсомольскими значками. Школьник, герой фильма, Митя Красиков, ученик 8-го класса дружит с девушкой, Милой Ходзицкой, ученицей его же класса. Но она с врождённым сердечным заболеванием. Оно смертельно опасно. Ей предлагают бесплатную операцию на сердце, а она сомневается в её успешности и хочет перед операцией повидать отца, который работает высоко в горах на туристской базе.

Дети решают сбежать, никого не предупредив, чтобы повидать его. И, они берут Яву с коляской, отца Красикова. Их путешествие и последующая операция Милы оказались успешными.


Ремарка:
Ребятам 8-го класса 15-16 лет. Очевидно, что Мите уже 16 лет, раз он получил права на вождения мотоциклом.

"Обычно права на управление мотоциклом категории «А» выдавали с 18 лет.
Но, экзамен на управление транспортом из группы «А1 – легкие мотоциклы» было допустимо сдавать уже с 16 лет, а при удачном его прохождении можно получать удостоверение и садиться за руль мотоцикла (категории А)". 

Так вот, когда студентка - практикантка  Елена Фёдоровна Якушева приходит в дом своего ученика  Мити Красикова, она видит фотографию  Ле Корбюзье, и разыгрывает отца Мити, в том, что не узнала Ле  Корбюзье. Александр Павлович Красиков,  архитектор района, возмущён, тем что студентка педвуза не знает великого архитектора.

 На что Лена Якушева возражает: - "Великий архитектор,   Ле  Корбюзье, не обиделся бы, если бы рядом с его портретом, вы ,Александр Павлович, повесили бы портрет своего отца, погибшего в Великой Отечественной Войне. Это надо, прежде всего для вашего сына, Дмитрия".

И действительно, через некоторое на стене, напротив портрета  Ле  Корбюзье, появляется портрет Павла, ефрейтора, награждённого Орденом Красной Звезды. Он украшает правую сторону его груди. (Первоначально регламентировалось носить этот орден на левой стороне груди, однако после 1943 года правила ношения были изменены, после чего награду начали вешать на правую сторону мундира). Это значит, что дедушка Дмитрия в 1943 году был ещё жив.

Вот так, дорогие читатели, у меня сегодня выдался счастливый день.

Подождите прощаться!

Только я закончил набирать текст, как ко мне заявились гости. Кто это был, как вы думаете?

Это были три подруги, три маленькие феи: Здоровитта, Победитта и Апетитта. Они весело улыбались и подмигивали мне.

- Доброй ночи, красавицы-подруги. Рад вас видеть, но ради чего вы с дачи примчались ко мне домой?
- Здравствуйте, дедушка Женя. Мы видели, что вы с дачи уехали озабоченным и подумали, что у вас наверное, очень важные дела, и захотели вам помочь.
- А, так это вы устроили, чтобы этот день был у меня такой успешный?
- Догадались, дедушка Женя. - пропищали феечки и залились дружным смехом.
- Спасибо за помощь, она действительно мне была нужна. А, сейчас пойдём пить чай с блинами, которые я напёк, конечно, с вашей помощью.
­- Спасибо, но нам некогда. По соседству с вами есть ещё один писатель, который пишет фантазийную повесть. И мы должны ему рассказать всю правду про наш волшебный мир. Иначе он так напутает, что у нас при прослушивании его творения уши сами собой свернутся в трубочку (хорошо, что не у читателей). До свидания, дедушка Женя.
- До свидания, милые феечки. - и они... исчезли.

Вот, так и закончился мой счастливый день.