Понять Добротолюбие только опытно возможно?

Раиса Лебедева
Небесное жилище есть бесстрастный добродетельный навык, и знание, никакого заблуждения не имеющее, которое могло бы смущать мысли (св. Максим Исповедник).

И почиет на Нем, говорит Исаия, Дух Божий, Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия: исполнит Его Дух страха Божия (Ис.11,2-4).
Свойственны же сим духовным дарам:
-страху - воздержание от злых дел;
- крепости – делание дел благих;
-совету – различение противоположного долгу;
-благочестию – безошибочное видение должного;
-ведению – самим делом постижение сокрытой в добродетели разумности;
-разуму – совершенное души расположение к познанному (вкушение его);
-премудрости – недоведомое единение с Богом, делающее по причастию богом того, кто его причастен бывает.

Исполняющий закон жизнию и поведением воздерживается от одних дел страстных, принося Богу в жертву действо бессловесных страстей. И этого для него достаточно ко спасению по духовному детству его.

Имеющий любовь не умеет по рвению завидовать, не превозносится, как высокоумный и продерзый, не надмевается ни пред кем, не бесчинствует, творя неподобное в отношении к ближнему, не себе только полезного ищет, но и что полезно ближнему, не раздражается на того, кто опечаливает его, не вменяет во что либо, если иногда придется пострадать что злое, не радуется о неправде друзей, но срадуется об истинной правде их, все находящее на него печальное покрывает, всему в простоте и незлобии верует, все обетованное нам Богом получить надеется, всякие искушения претерпевает, не воздавая злом за зло; и никогда от любви к ближнему не отпадает делатель любви (1 Кор. 13, 4-8), (преп. Никита Стифат).

Благодать – не вера только есть, но и действенная молитва. Ибо она в явности показывает истинную веру, имеющую живот Иисусов, производима будучи духом, посредством любви. Вера мертва и безжизненна у того, кто не видит ея в себе действующею. Даже и верным да не именуется тот, кто верует только голым словом, а не имеет веры, действующей любовию или Духом. Таким образом надлежит показывать ее в явности посредством успехов в делании добрых дел, или иметь ее действующею во свете и сияющею в делах, как говорит божественный Апостол: «Покажи ми веру твою от дел твоих, и аз тебе покажу от дел моих веру мою (Иак.2,18),- показывая сим, что вера благодатная обнаруживается делами по заповедям, как и заповеди  делом исполняются и светлы  бывают верою, которая во благодати. Вера есть корень заповедей, или лучше источник, напаяющий их к произращению. Она разделяется на двое – на исповедание и благодать, пребывая однакоже нераздельною естеством. (св. Григорий Синаит).