Анна. Гл. 2 Творчество Ч. 3

Галина Дейнега
Начало http://proza.ru/2023/03/23/524

Анна Маратканова "Маки" (роспись на стене)

Часть 3 СВОЙ МАСТЕР-КЛАССС

«Терпение горько, но плоды его сладки».
(Аристотель, 4 век до н. э.)

Через год после обучения у Сахарова Анна открыла свой курс мастер-классов в Севастополе. Для неё это был новый поворот судьбы.

— Я люблю живопись , но не думала, что когда-нибудь стану преподавателем. Я, которая была самым крутым срывателем уроков в школе. Делала это деликатно, красиво. Находила такую тонкую ниточку, за которую можно зацепить преподавателя, задав ему вопрос. И педагог, эмоционально вибрируя, долгое время объяснялся, а мы мирно играли на задних партах. Поэтому я никогда не могла предположить, что стану преподавателем. Я и сейчас  не ощущаю себя учителем в стандартном плане, — призналась Анна.

Сначала её уроки проходили в кафе «Грасс» на площади имени Ф. Ф. Ушакова. Людей записалось очень много. Меня заинтересовало: почему люди хотят научиться рисовать? В чём радость рисования? Зачем вообще рисовать? Нашла ответы в интернете. Их подтвердила и Анна.

Любовь к рисованию родом из далёкого детства. Оказывается, в процессе рисования можно найти решение многих проблем. Это способ избавления от напряжения и стресса. Это выражение внутреннего состояния через образы и символы. Изображая объекты с натуры, человек изучает, запоминает их, начинает шире смотреть на мир и видеть все иными глазами. Делает для себя массу открытий. Сколько лепестков у конкретного цветка? Лист дерева похож на его крону. А как многообразны и красивы облака! Ничто в мире не имеет такого великого разнообразия форм. Облака  — сигналы о погоде. А какие оптические эффекты даёт свет!

Да и постичь суть предмета можно, лишь когда взгляд лишён нетерпения и усилия, когда он, спокойно соединяясь с предметом, постепенно проникается сложностью и характером, скрытыми в кажущейся простоте.

Человек пробует свои силы. Ему важно познать границы своих возможностей. Что я могу? Чего я стою? Могу ли я рисовать так, как мастера? Могу ли развить свои способности? Рисование — это возможность показать другим красоту мира. С помощью живописи передать не только чудесные переливы красок, но и эмоции и настроение. Это возможность заявить о своем даровании и показать, что ты — творческая, талантливая личность.

«Есть разные мыслительные процессы, - продолжила мысль Анна. - Как мы видим мир, мы самовыражаемся через картины для того, чтобы поделиться с другими тем, что внутри нас.  Чтобы они могли понять, кто ты такой, и что у тебя происходит. У меня часто скачет настроение. Иногда бывает такое, что ничего не надо. Я тогда глаза закатываю, хочу понять сама, что хочу сказать. Хочу лучше рассказать о своём творческом пути.

Я человек очень эмоциональный. На меня глядя некоторые считают, что я должна выдавать максимальную экспрессию, но почему-то мне не это нравится. Какая-то живопись мне вовсе не нравится. Она не подходит по моему духу.. Есть картины с негативным посылом. Для моего восприятия это тяжело. У меня есть своё мнение, что не всё достойно существования.

Внутренний мир человека, который хотят передать, — сложная штука. Я прошла через многое, уважаю внутренний мир людей. Если этого не понимаешь, это твоя проблема. Тут ничего не сделаешь.

Есть ещё один момент. Многие мыслят прямо: есть плохое, есть хорошее; есть белое, есть чёрное. Есть правда и не правда. Но нет такого! Всё в мире гораздо сложнее. Как только это понимаешь, у тебя мировоззрение начинает расширяться. Видишь больше, глубже».

Методику обучения Анна подбирала интуитивно и индивидуально. На первом занятии она предлагала ученикам выбрать из сотни картин и изображений те, которые им нравятся. По выбранным картинам раскрывала характер человека, понимала, что кому надо, где могут возникнуть трудности, с чего следует начать обучение. Кто-то захочет писать морской пейзаж, кто-то — картину в импрессионистической манере, кто-то — портрет или цветы. Одну и ту же картину учащиеся могут писать по желанию кисточкой, мастихином, да хоть пальцем или тряпочкой. Весь инструмент: холст, краски, кисти и прочее, всё, что необходимо для обучения, предоставлялось ученикам в мастерской художника. Искусствоведческие беседы проводила только как ответы на заданные вопросы, не перегружая учащихся информацией.

За три недели провела тринадцать уроков для групп в десять-двенадцать человек. Среди выпускников есть и такие, кто, не имея профессионального художественного образования, достиг высот, что их картины охотно приобретают и в России, и за рубежом.

Успешный проект просуществовал почти десять лет. Ему помешала пандемия. Да и преподаватель порядком  устала. Интересуюсь:

— Был в вашей практике особо интересный случай?

— Да! — оживилась Анна. — На второй год преподавания мастер-класса случилась мотивирующая история. Приходит на занятия старушка, лет за восемьдесят. Ей мастер-класс подарили правнуки. Она очень сильно хотела научиться  рисовать. Тяжело было с ней работать. Много времени потратили, но в конце курса картина получилась!

— Была радость?

— Ещё какая! Старушка берёт меня в охапку, крепко-крепко обнимает, и взахлёб ревёт. Пытаюсь её успокоить. Она, всхлипывая, признаётся: «Я с детства мечтала рисовать, но родители сказали: «Не смеши! Будешь деньги зарабатывать картинками?» Отравили в техникум. Работала на заводе. И только сейчас исполнилась моя мечта. В восемьдесят пять!»
Продолжение http://proza.ru/2023/07/28/443