Дом Шамана

Елена Обухова
Рассказ-респект



- Шаманы уходят с Ямала… - голос прозвучал не тихо и не громко, без какого-либо сожаления, просто, как голосовое сообщение на смартфон. И всё же голос был услышан и поблизости и вдали. Мне показалось, что его услышала вся тундра. И было понятно, что тундра согласилась с этим утверждением отдельного человека…

В зале для пассажиров речного вокзала в городе Салехард сидели двое мужчин. Они пили пиво, закусывали богатыми бутербродами с рыбой и мясом, ожидая своего рейса парохода, и от скуки разговаривали. Один был из Москвы, его выдавала и столичная одежда, и московский говор, ноутбук и большой фотоаппарат в кожаном футляре. Но было видно, что на Ямале он не в первый раз, он опытный пассажир. И судя по его спокойному и уверенному виду, он и ожидаемый, полезный и нужный здесь человек. Ямал его ждал и приготовил для него и хорошую погоду, и удачу в дорогу.

Почему? Думаю, потому что красоты тундры должны видеть все народы мира. И восхищаться ими. А запечатлевать их разрешено только профессионалам.



И именно этот человек был избран Ямалом.

И для таких поездок в его жизни находятся окна и двери в пространстве и времени.

Происходит это так: в его обычной жизни вдруг всё отодвигается, и он оказывается в пустоте, без событий и общения с людьми… И тогда он собирается и едет на Ямал. Он иначе не может поступить. И это время он проводит в тундре. Делает фотоснимки, общается с местным населением и восхищается всем, что видит. Искренне и по-детски.

В это время в жизни на Большой земле его просто нет, и не может быть… Да, есть и на Большой земле люди Ямала, которые живут только для него, этого полуострова, а остальное их время - это их личное время, когда они не могут быть полезными для Ямала.



Второй собеседник был местным, ненцем средних лет. Одет был просто: в джинсы и расшитую рисунком оленьих рогов красную рубаху. Его добродушие сочилось через кустистые брови и умный взгляд узких глаз. Именно он и сообщил, что шаманы уходят с Ямала.

- Кто вам сказал такое? Недавно я возил на Ямал туристическую группу из Санкт-Петербурга, так нам предоставили такого занятного шамана. Всё в бубен колотил и кричал… колоритный такой. Моим туристам очень понравилось.

- Это был не шаман, а клоун ряженый. Шаманы не клоуны, нет. Была бы моя воля, я бы на Ямал туристов не пускал. - Ненец казался расстроенным, поставил пиво и замолчал.

- Ну, не обижайтесь. Я говорю о шаманах как объекте туристической привлекательности Крайнего Севера. А не о шаманах – проводниках в иной мир. Это совсем другая история….

Транзитные пассажиры допивали пиво уже молча, потом разошлись и никогда больше не встречались до конца своих жизней на этом свете. Но их разговор остался, он жил самостоятельно и долго блуждал по тундре. При сильных старых ветрах в селе Яр-Сале тот разговор разбился об отлично асфальтированную центральную площадь. Разбился, и остались только знаки препинания и шипящие звуки. Которые подхватил другой свежий ямальский ветер и унёс в сторону сельского поселения Тамбей. Между тем все знают, что никакие стоящие разговоры на Ямале не пропадают, в Яр-Сале ветры продолжили и этот разговор о шаманах, настоящих и ряженых. Донесли до моих ушей. Хотя меня тогда интересовала совершенно другая тема, и она создавала образы и строки… И тогда они причудливо переплелись, эти две темы ... Я благодарна за это ямальским ветрам. По своему душевному устроению я - человек благодарный и, находясь на Ямале, всегда благодарила полуостров за все чувства, что там переживала, за все образы и мысли, что там ко мне пришли и надолго остались. Благодарю и сейчас, что эти образы и мысли не проходят, а будоражат моё сознание, и я продолжаю писать о Ямале. Особенно благодарна я ямальским ветрам. О чём готова повторять ещё и ещё раз. Ямальским ветрам - друзьям ямальских духов.

Солнце тундры - души шаманов

Какая тема меня волновала тогда, та самая, что переплелась с навязанной о ямальских шаманах? Тема солнца тундры… Она пришла ко мне, когда я светлым полярным вечером отправилась покупать свежие сливки на молочную ферму, что находилась на краю села Яр-Сале. Тогда, при пересечении двух улиц, перешагивая с одной бетонной плиты на другую, я вдруг почувствовала, что небо над селом осветило солнце, и оно было несколько иное, чем дневное обычное солнце. Это было, конечно, солнце тундры. И оно освещало путь только тем людям, которые были важны для тундры. И оно осветило дорогу мне. Возможно, в этом месте я могла повредить ногу. Но оно, солнце тундры, мне осветило кусочек дороги, и я легко перешла с бетонной плиты на другую и пошла дальше, легко. И это убеждение, что солнце тундры иное, не обычное солнце, пришло именно тогда. И было убеждение, что об этом знают все жители Ямала. А особенно шаманы, которые и являются самыми верными проводниками к нему. Шаманы, так же, как и солнце тундры, про которое все знают, но видят только избранные. И это солнце - души всех шаманов Ямала.

- Чтобы найти шамана на Ямале, надо заслужить и быть достойным. Любопытных приезжих местные жители сто раз обманут, а шамана оберегут от чужих глаз.

- Ямал до сегодняшнего дня храним шаманами. Потому мало кто в мире знает скрытые возможности этого полуострова. А они огромны и безграничны. В этих возможностях таится наше общее спасение и наше общее будущее.

- Как же услышать ямальских шаманов? Громкое слово живых и шёпот мёртвых шаманов о солнце тундры можно услышать при самых сильных июньских ветрах в селе Яр-Сале в светлую полярную ночь. Просто надо прислушаться…

- Солнце тундры, какое оно? В причудливом рисунке линий рогов оленя заключён рисунок солнца тундры…

- Оно другое, не такое, как обычное солнце…

- В рисунке солнца тундры зашифровано будущее Ямала. Чтобы попытаться расшифровать этот рисунок, нужно смотреть на небо сквозь ветви рогов… не менее тринадцати оленей…

- И самых лучших зрелых оленей…

- И чтобы среди них был обязательно белый олень...

- Солнцем нашей тундры, изображённой в рисунке линий рогов оленей, и является древнеславянская богиня Майя Златогорка, которая живёт в душах и сердцах всех шаманов тундры. И она возвращается на Ямал...

Про солнце тундры, про его хранителей шаманов и про рисунок рогов оленей, в которых и просматривается солнце тундры, первым рассказал мне тот, кто летом живёт семьёй в Яр-Саленской тундре. А зимой перемещается со стадом оленей в сторону Тамбея. Он вечный путник тундры на Ямальском полуострове. Человек без возраста, и только северные ветры разрисовали его лицо морщинами и морщинками. Он ненец из древнего рода, уже и его внуки помогают ему. И он знает правду о жизни на древней земле Крайнего Севера. Именно он сказал, что мне нужно обязательно найти дом последнего ямальского шамана. Этот дом находится в селе Яр-Сале. Если я найду этот дом, то многое пойму о прошлом и будущем Ямала. Человек без возраста хотел мне ещё что-то рассказать, но его позвал внук, и они вместе ушли из села Яр-Сале. Мимо пожарной каланчи, по берегу и к воде, где их уже ждала моторная лодка, чтобы доставить в тундру. А я вернулась в комнату к ноутбуку, чтобы немного поработать, после чего пойти по улицам Яр-Сале искать дом шамана. Мне бы следовало из уважения слово «шамана» написать с большой буквы… Но я напишу так, когда узнаю, что был за человек этот шаман. А буду узнавать… вместе с тобой, мой дорогой читатель. Так захотели ямальские ветры. И только удача нам в дорогу.



То лето на полуострове Ямал выдалось на удивление тёплым, и мошкары было меньше, чем обычно. И ночи были светлее. А разноцветные дома в районном центре, селе Яр-Сале, были особенно яркие и радовали глаз. Опять же асфальт был более умытым и блестящим. Всё, всё располагало к тому, чтобы жители не уезжали отдыхать в тёплые страны, а оставались в Яр-Сале. И многие оставались, даже приезжие с Большой земли. Такое замечательное лето редко для Заполярья. В выходные же дни жители комфортных квартир села предпочитали уезжать к родственникам в тундру, близким и далёким. Чтобы к рабочим дням вернуться отдохнувшими, раздобревшими на домашних продуктах. И разговоры у них были только о детках, что недавно родились в семьях. И о свадьбах, что отыграли у родственников. И о тундре, любимой и очень близкой. А здоровье близких людей и здоровье родной тундры… за это можно просить даже главного бога и зарезать ради этого случая в жертву даже лучшего оленя. Один житель тундры, человек ещё относительно молодой, сказал, что в такое замечательное лето и боги злые становятся богами добрыми. Ведь и злые боги любят тундру.

Иначе нельзя… Просто нельзя и всё. Хотя, можно и не верить этому. Злые духи никогда не станут добрыми. Так же, как и добрые духи никогда не станут злыми. Люди имеют слабость любить всё доброе и бояться злого. А не надо бояться. Злые духи полезнее. Когда я была на Ямале, то для себя в воображении нарисовала и злых духов, и добрых. Ямал - это такое место, где рядом с людьми живут их духи и их боги. Они, то дружат, а то ссорятся. И именно из этих непростых отношений и складывается погода на Ямале. Ямальские ветры верно доносят настроение духов. А люди чувствуют погоду на несколько дней вперёд, потому стараются задабривать души умерших людей и духов. Они их угощают олениной и крепким чаем. Лишь бы погода давала им возможность трудиться и кормить свои семьи. Помогают ли их жертвоприношения действительно погоде? Спорный вопрос, но, тем не менее, люди свято верят этому. А духам и богам лишнее внимание людей только в удовольствие и в радость. Ведь им всем предстоит огромная миссия - сохранить Ямал.

Первая весть о древней славянской богине

… Ямальские ветры, верные друзья ямальских духов, возвестили радостную весть. И она была важнее даже самой важной - как о рождении младенцев на Ямале. Эта благая весть пришла в июльский полдень с резкими порывами ветра с дождём. Я её услышала вместе с жителями Ямала. И я порадовалась. Весть о том, что древнеславянская богиня Майя Златогорка просыпалась ото сна.

Что это был за сон… И был ли это сон или просто наваждение? Сон длиною в вечность, где нет понятия времени и пространства в нашем обычном понимании. А есть только приятное воспоминание в сознании каждого отдельного человека. Сознание, которое остаётся у человека и после его физической смерти. Получается, что сон длиною во многие человеческие жизни на протяжении многих столетий и веков. Но приятные воспоминания вдруг омрачились вопросом, и только одним: «Нужно ли ей, Майе Златогорке, просыпаться именно сейчас?» Но ямальские ветры были настойчивы.

Действительно ямальские ветры в последнее время стали слишком настойчивы? Или мне это только так кажется? По-хорошему надо всё воспринимать как данность, не задавая лишних вопросов. Но создана я так, что люблю задавать такие вопросы, на которые нет и не может быть ответов. А может, все ответы на те вопросы, которые ставлю сейчас, придут после моей земной жизни. Посмотрим. Доживём и посмотрим.

Сладкий сон был у Майи Златогорки. Ей снился всадник на коне, красавец, и снились её детки. И всё так хорошо и благополучно… Майя была огромная, как туча во всё небо над ямальским полуостровом. Она была в поиске своих деток. Где-то они, что полезное делают Ямалу? На самом деле она знала, где её детки. Ведь это - все коренные жители Ямала, которые объединены в большие семьи и роды. Майя Златогорка знала всё и про всех.

Знала, что одна немолодая женщина из Центрального региона России приедет на Ямал на три летних полярных месяца. И она увезёт обратно домой желание рассказать жителям Большой земли об этом непростом месте - Заполярье, полуострове Ямал. И расскажет правду. Не продаваясь тем, кто сегодня грабит Ямал, забирая природный газ и всё, чем богата эта земля. Разрушая само предназначение древней земли. И нисколько не беспокоясь о будущем Ямала. Эта женщина будет жить только одним - она будет писать, боясь не успеть рассказать обо всём, что было ей рассказано… Ведь человеческая жизнь мала…

Майя Злаготорка жила дремотным предчувствием, что ей пора просыпаться. И это предчувствие было сильнее всех её желаний во сне. А сон… Ямал внизу змеился водой и стелился тундрой. Майя Златогорка ещё спала, но уже предчувствовала скорое просыпание. А сон как прошлое и настоящее, и будущее Ямала. Сон как явь. И удача была ей в дорогу.

Мысль как явь

Я шла по окраине Яр-Сале и думала о том, что лето нынешнее замечательное, потому многие оставались дома и радовались хорошей погоде. Мне хотелось думать и говорить о простых вещах. Но как только я подошла к старому зданию районной больницы, то снова появились настроения возвышенные, и стало думаться о древних людях Ямала. Да, древние хранили это место. Там жили рядом с людьми и древние духи, и древние боги.

Жили мирно. Ещё там живой и мёртвый мир не разделялся так, как сейчас. Что произошло потом? Духи и боги обмельчали и стали людям совсем не друзьями. Последним оплотом сохранения древней земли была вечная мерзлота. Но и она перестала защищать древнюю землю. Она стала уходить с Ямала. А снега таять. В чём причина таких изменений? Можно предположить, что зло одержало временную победу и добро отступило. Кто же тогда будет защищать Ямал? Нет, правильнее написать так: кто способен защитить Ямал сегодня? Захотят ли древние славянские боги вернуться на Ямал и сразиться со злом? Обладают ли они достаточной силой? Ведь зло сильно. Зло накопило силы, питаясь современными войнами. Мир всё больше раскалывается, причина в вероисповедании и в богах. Духи и боги – вот причина неспокойной жизни человечества. Люди не их рабы? Нет. Но их сердца – поля сражения зла и добра. А их поступки - результаты этих сражений. Есть ли люди на Ямале, которые посвящены в эти тайны и в силе знать о победах и поражениях зла и добра? Есть, но их становится всё меньше. Зато всё больше появляется на Ямале людей, которые имеют к древней земле чисто скаредные желания. Обогатиться и уехать. И эти люди, увы, сейчас захватили власть и диктуют свои правила жизни… Воспитывая поколения практически относящиеся к жизни именно так, когда берут из жизни всё лично для себя, забывая от древней земле. И тут даже люди с чистыми помыслами - и те отдаляются от своей древней земли. Они уходят в настоящее и будущее.

Нельзя забывать древних славянских богов. Их никогда не заменят мелкие ямальские духи и боги, которым поклоняется местное население. Да, годы и века всё больше отделяют современных людей от древних богов. Но сейчас спасти Ямал могут только они - древние славянские боги. И решающая битва добра и зла свершится, и скорее, чем мы бы думать могли. Об этой предстоящей битве мне рассказали во сне шаманы. Их было трое. Старый, зрелый и молодой. Они почтительно вторглись в мой сон и рассказывали, соблюдая вежливость и миролюбие. Высказывали в соответствии с возрастом и опытом. Сначала говорил старый шаман, потом -зрелый, но и молодого не оставили без слова. Он говорил жарко и убедительно. Мне они очень понравились, и я даже расцеловала их всех по очереди. И, конечно, выслушала. Но это было уже в Ярославле после поездки на Ямал. Но предшествовала этому событию поездка в Яр-Сале, где мне пришлось искать и найти место, где стоял знаменитый дом Шамана. Настоящего шамана, а не тех, что на праздниках кричат заклинания и играют роли шамана за деньги. Или красуются перед журналистами, выпрашивая подарки и деньги. Но таким людям отвечать самим за свои поступки, деньги они потратят, а поступок останется, и тундра вряд ли простит им его. Ямальский шаман… он же, как ветер, он живёт силой тундры и ему не нужны деньги. И он никогда не будет на показ разговаривать с духами. Мнимые шаманы - проклятие тундры.

Но где же жил тот настоящий шаман в Яр-Сале?

Вторая весть о древней славянской богине

Майя Златогорка безмятежно лежала и была подобна синему безоблачному небу над Ямалом. Люди поднимали глаза и радовались, духи донесли до богов их мольбы о хорошей погоде. И можно будет переделать много самых важных дел и запланировать на ближайшие три дня много дел, и с успехом все переделать. И можно на эти дни планировать снятие с места и перемещение по своему пути вглубь Ямала, всё ближе к Белому морю. Тундра просит к себе в гости, она приготовила и пастбища, и рыбу. Всё для людей, которые любят тундру. Радоваться бы этому, но местные очень скупы на выражения своих чувств. Просто каждый день трудятся, а потом любят посидеть за столом, после чего мужчины занимаются борьбой, а женщины рукодельничают. Жизнью каждой семьи и стоит жизнь на Ямале.

Майя Златогорка любит свой Ямал. И даже во сне она является самой жизнью Ямала. Но кто же помнит Майю Златогорку сейчас на Ямале? Только знают своих богов и знают духов, а скорее придумывают их и свято им верят. Но разве они забыли прародительницу всех Ямальских богов - славянскую Богиню Майю Златогорку? Почему забыли? Или всё же помнят? Она же к ним приходит во сне и приходит наяву.

- Все жители Ямала знают о ней и знают, что Майя Златогорка - это сама жизнь Ямала.

- Именно поэтому и продолжается жизнь на нашей земле. И продолжается она именно потому, что великая Древняя Славянка мирно спит и является самим небом над полуостровом Ямал.

- А сон у богини мирный, значит, не забыли её жители, а просто запамятовали.

Должны ли вспомнить? А нужно ли это? Пусть верят своим богам.

Майя Златогорка во сне видела прекрасного рыцаря, что скакал на своём прекрасном коне рядом и смотрел на неё влюблённо и восторженно, вместе с тем - с заботой и волнением за неё. Он, конечно, он, должен стать отцом её детей, которые станут богами. Они и должны будут приблизить её к современными богам Ямала. Ступенька за ступенькой, и они так близки - древнеславянская богиня Майя Златогорка и жители современного Ямала - ненцы, ханты, селькупы… тундровые жители и сельчане, что предали тундру ради комфортной жизни. И над всеми - небо тундры и солнце тундры. Они - защита и надежда Ямала.

Если сразу не найти, то можно долго плутать

На самом деле этого дома, где жил шаман, в Яр-Сале уже не было. Его снесли под застройку многоэтажного дома. Но дом так и не построили. Почему?

Не понятно и не известно. Но как только такое желание возникало у ямальских властей и начинались проектно-сметные работы, как власть в районе менялась. И новые власти начинали работать по новому и отрицали все планы старой власти. И так прошло больше тридцати лет после смерти шамана, а место, где стоял его дом, оставалось пустым. И любопытным приезжим его обязательно показывали, вот, мол, место, где стоял дом самого знаменитого шамана. Он де, пока жил, то сдерживал таяние льдов Северного полюса. Договаривался с духами и богами о хорошей погоде, о сохранении популяции оленей, об удачах рыбаков, о здоровье тундровых и сельских жителей. И современных шаманов просят вызывать дух старого шамана и обращаются к нему со своими просьбами. Но, увы, таяния льдов уже не остановить. И Северный полюс - ось Земли - меняется. Жители Яр-Сале говорят: был бы жив шаман, то строительства Сабетты - разработки самого крупного месторождения природного газа и строительства крупного порта и аэродрома - он бы не допустил. Почему? Это разрушает тундру и разрушает Ямал. А может быть и наоборот - приближает наступление будущего. Того самого будущего, что сблизит живой мир и мёртвый мир. Когда-то они были единым целым. Кто и когда их разделили?..

Я вышла из дома, куда меня поселили в комнатку на втором этаже. Мне всё нравилось. И маленькая комнатка, и село Яр-Сале, которое я ежедневно обходила по несколько раз. Причём оно было очень разное, дома были разные, разноцветные и погода была такая, что тихую безветренную погоду через несколько минут могли сменить ветер и дождь, а следом могла вернуться тихая солнечная погода. Также как бывает у человека, который не может и не хочет удерживать свои эмоции. Буквально за час времени он может кого-то отчаянно полюбить и после череды событий того же человека отчаянно возненавидеть и остыть к нему, стать равнодушным и при встрече даже не заметить. Именно такая же и ямальская погода - как настроение капризной барышни.

Выйдя из дома, я направилась снова на поиски дома шамана. Кстати, как сказали мне мои соседи по комнате, в местном музее хранятся атрибуты его шаманской деятельности: и бубен, и палка, чтобы бить в этот бубен. Ещё мне рассказали одну историю, как перед столичными журналистами директор музея, женщина, взяла бубен и ударила в него. И как потом непогода пришла на Ямал и долго мучила жителей. После этого к ним старались не прикасаться. А женщина стала болеть. Потом тундровые жители якобы видели умершего шамана живым и здоровым. Будто он предсказывал Ямалу, что именно этот полуостров принесёт спасение России. Будущее будет яркое и спасительное.

- Разве Ямал не спасает сейчас Россию? Богатые месторождения газа дают силу и возможности государству становиться сильнее.

- Да, всё это так, но необходимо сохранять уважение к древней земле и местному населению. Ведь малые народности - это сама природа.

- Малые народности со своей хрупкой, но великой силы особенной душевной структурой вполне могут сохранить баланс в мире, который в свою очередь может сохранить жизнь на Земле. Просто народам надо прислушаться к мудрости малых народов. Ведь они подобны людям с редкой группой крови - они несут свою особенную миссию тех самых проводников между обычным миром и высшими силами, которые отвечают за живой мир и мир мёртвых. И именно они могут спасти мир от разрушения.

В чём мудрость ненцев? Ненцев, которые не переселились из тундры в сёла и посёлки, и даже в города. Они остались жить в тундре, но пустили в свой быт цивилизацию. Используют технику и находятся в курсе всех важных событий мира. В их быте каким-то причудливым образом соединились вера в своих духов и богов и вера в православного Бога, как в их старшего брата. Почти во всех чумах есть икона Николая Чудотворца. И они искренне рассказывают, что кто-то из их родни, а значит уж это точно и правда, видели Николая Чудотворца, который ходил босым по земле и воде, помогал живым людям и не забывал мёртвых. Сейчас, находясь в Ярославле под защитой своего православного Бога, я могу спокойно всё вспомнить и порассуждать. Думается мне, что просто пришло время, чтобы ямальцы, сохраняя веру в своих богов, пришли к православной вере. Ведь древнеславянские боги именно этого и хотят. Кто мне об этом сказал? Кто? Думаю именно тот, чей дом я так упорно искала в Яр-Сале. Дом шамана. И пока я так и не напишу с большой буквы слово «шаман», ведь мы не дошли до самого главного. А это главное - всегда впереди бежит. А мы его догоним. Это наша цель в этом произведении. И удача нам в дорогу.



Я обходила ещё и ещё раз центральные улицы Яр-Сале. И мне пришла тема ненецких сказок. Может, в них таится разгадка силы ямальских шаманов?

В Яр-Сале я как раз проходила мимо здания районной больницы, когда ко мне вдруг пришла ненецкая сказка. Она пришла в моё сознание вся целиком, вместе с запятыми и точками. Текст требовал прочтения. И мне пришлось остановиться и сесть на скамеечку у здания поликлиники. Ненецкая сказка, несомненно, была послана мне шаманом, дом которого я искала. Делюсь сказкой со своим читателем.

Белый медведь и бурый медведь

Однажды лесной бурый медведь пошёл на север, к морю. В это время морской белый медведь пошёл по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть встала дыбом. Он сказал:- Ты что это, бурый, по моей земле ходишь?

Бурый ответил:- Когда она у тебя была, земля-то? Твоё место в море! Твоя земля - льдина!

Белый медведь встал на дыбы. Бурый медведь встал на дыбы. Они схватились, и началась борьба. Боролись до полудня - никто не одолел. Боролись до вечера. Оба устали, сели. Молчат. Первым заговорил бурый. Он сказал: - Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я - ловчее, увёртливее. Поэтому никто из нас верха не возьмёт. Да и что нам делить? Ведь мы с тобой братья.

Белый медведь сказал:- Верно, мы братья. И делить нам нечего. Земли наши неоглядны.

Лесной медведь сказал:- Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах.

Морской медведь сказал:- А мне нечего делать в твоих лесах. Да я туда никогда и не заходил! Давай жить каждый на своём месте и не мешать друг другу.

Лесной медведь пошёл назад, в лес. Морской медведь остался на берегу моря.

С тех пор хозяин леса живёт в лесу, хозяин моря живёт в море. И никто друг другу не мешает…



Сказка была из глубокой древности, а записана и обработана недавно современными авторами. Я не вмешивалась в текст сказки и не обрабатывала.

Сказка пришла ко мне со всею своей силой и слабостью. Мне пришлось проникнуться её настроением. Если считать, что белый медведь - это Арктика и люди Арктики, а бурый медведь - это люди с Большой земли, то, увы, похоже, времена изменились, и бурый медведь, нарушив договорённость, вторгся на территорию белого медведя и вполне вольготно себя там чувствует. Это нарушение территории не может не сказаться на Ямале. Как будет реагировать на такое вторжение белый медведь, а он силён, - не могу сказать. Но боюсь, что ответом на это и стала меняться погода и стали таять вечные льды и снега. И появилась угроза взрыва метана, которого избыток на Ямале. И что полуостров может просто уйти снова под землю. Ямал вернётся в подземное царство, откуда и пришёл? Но такое я могу только предположить.

Сказка закончилась, а послевкусие от неё осталось. И я встала со скамейки у здания поликлиники и пошла по улице вдоль строений районной больницы и дальше вдоль одноэтажных жилых домов. Именно здесь и стоял дом того последнего шамана, который я и искала. Его, кто умел сдерживать таяния вечной мерзлоты. И только силой своего желания мог делать это. Как и договариваться с духами и богами Ямала. Кто сейчас защитит Ямал? Кто? Когда жители Яр-Сале даже не сохранили дом, в котором жил этот человек, важный для истории этого места. Вопрос, кто может и способен сохранить Ямал, имеет только один ответ. И он дальше в моем повествовании.

Третья весть о древней славянской богине

Майя Златогорка, древняя славянская богиня, хозяйка Крайнего Севера, властелина Земной оси, территории, где живой и мёртвый мир не делимы и имеют возможность существовать в единой плоскости. Души умерших и живых могут общаться. И это даёт возможности великие по сохранению живой жизни и памяти о мёртвой. Одно без другого невозможно.

Богиня, прикрыв ресницы, видела чудовищные разрушения тундры. Её брови хмурилась, и жилка на виске стала учащённо биться. Мелким богам и духам тундры показалось, что она просыпается, и сразу среди них начались волнения, а потом согласие и мир. Но это было временное перемирие.

Златогорка ещё и не проснулась, а уже на Ямале стало спокойнее. Духи стали более милостивы к людям, которым стало легче переносить суровые погодные условия. И это была та ниточка, от древнеславянской богини до современных жителей Ямала, ниточка надежды, ниточка, которая сможет стать очень сильной энергией, которая может быть использована для сохранения и Ямала, и всего Крайнего Севера. Очень тонкая, но крепкая и надёжная ниточка доверия богов и людей. Будущее Ямала. Когда уже будут не нужны духи как посредники между богами и людьми. И тогда люди смогут сами управлять погодой и станут надёжной опорой богам. И когда православный Бог станет добрым отцом всем ямальским богам. Когда же это будет? Когда? Каков нужен первый шаг? Ответ пришёл вместе с ямальскими ветрами. Тундра должна освободиться от плохих людей, которые её заселили и сделали материальную выгоду важнее чувств и уважения к тундре. Которые спаивают местное население и отнимают детей у матерей, отнимают их у тундры. Эти плохие люди должны уйти с Ямала. И это будет первым шагом к спасению Ямала.

Власть не в сласть

Откуда же взялись эти плохие люди на Ямале? Тундра знает ответ на этот вопрос. И хранит картинку, из которой вполне понятно, откуда взялись все эти плохие люди на Ямале. Откуда знаю об этом я? Мне рассказал последний шаман из Яр-Сале. Именно когда я шла от здания школы до здания поликлиники. На площади, когда проходила мимо красивых резных скамеек, и пришла мне эта картинка. Она пришла в моё сознание просто как мысль.

А оказалась целой картинкой с запахами и цветом. Вполне такая реальная картинка, которой я поделюсь со своим читателем. Ведь всё, о чём мне рассказала тундра и последний ямальский шаман, сразу и немедленно вношу в это произведение. Картинка нарисовалась не сразу, а в развитии сюжета. Это была история отдельной федерации, её развитие. История подавления личности и усиления государственности. Сначала нарисовался вождь Иосиф Сталин, он был одет по-военному, ведь объявлял войну всему, что дорого древним духам и богам Ямала… а потом нарисовались странные люди, в странных одеждах, это были шаманы Ямала. Сколько их было, по одним сведениям ровно девять, а по другим - пятнадцать. И не больше и не меньше. Хотя если учитывать, что на этой встрече были не только живые шаманы, но и мёртвые, то можно предположить, что встречались в то время с отцом народов не менее чем полусотня ямальских шаманов. О чём шёл разговор? О будущем Ямала и о жизни шаманов тогдашних, а происходило это почти семьдесят лет назад. Если чуть не раньше или чуть не позже, а точно в то время, которое осталось на древней земле как воспоминание о страшных и значительных событиях… и оно обязательно приходит к тем людям, что приезжают на Ямал впервые и становятся важны и дороги Ямалу. Это знание приходит к ним, и они сами решают, что с ним делать. Или узнать и забыть, или использовать его в своём творчестве. И это только их личное дело…

А зачем, кому нужна была эта встреча, на которой присутствовал и Яр-Саленский шаман, дом которого я искала. Отец народов хотел забрать силу древних шаманов и стать бессмертным. Самое интересное, что и стал именно таковым, как хотел, только как молвит молва: он стал демоном на Ямале. А хотел стать богом. Этому можно верить, а можно и не верить… Разговор между шаманами и отцом народов был напряжённым и тяжёлым. Живые шаманы знали, что они могут не вернуться в тундру, а быть арестованными и сгноенными в тюрьмах отца народов. Но пугало ли их это? Может быть, им был непонятен разговор, ведь они были сильнее этого отца народов, но они его не могли трогать, там была иная сила и власть. Демоны зла и смерти охраняли этого вождя…. Потому шаманы только смотрели на него и молчали. Шаманы понимали, что после этого разговора они должны будут уйти с Ямала. Ибо там селится сила иная, тяжёлая, которая поработает на Ямал на многие десятилетия и будет забирать всю силу полуострова и её великие возможности, которые бы могли быть потрачены для мира и для будущего этого мира.

Эта самая тяжёлая картинка для Ямала, разговор ямальских шаманов с отцом народов СССР и самое унизительное и уязвимое её место. Больное место. Оно подобно темечку у младенцев, ещё не сформированное… Возможно, именно об этом хотел мне сказать Яр-Салинский шаман, дом которого я так упорно искала и считала это своей миссией на Ямале. И ради этого я приехала на Ямал. И ради этого моя судьба вдруг открыла окно в пространстве и времени, когда… я просто не могла не поехать на Ямал и не начинать искать дом последнего ямальского шамана.

Почему на Ямале хранится эта картинка - встреча шаманов с отцом народов СССР? Чем она важна? В чём тайна её хранения? И почему Майя Златогорка не охранила и не защитила ямальских шаманов-проводников в вечный мир от этой встречи?

Четвёртая весть о древней славянской богине

Майя Златорка отвечала молчанием на все эти мои вопросы. И её молчание было величественным. Возможно, этот разговор и есть прообраз всего общения шаманов с властью, бывшей, и будущей, и нынешней. Властью сильной, которая может вершить эту власть силой.

А Майя Златогорка продолжала свой сон, и ей снился рыцарь в доспехах, что предлагал ей сердце и свою любовь… И сон был настолько безмятежный… и шаманам было радостно, что они сделали всё, чтобы древнеславянская богиня может, имеет возможность так спокойно спать и видеть сны, когда они взяли на себя удар от власти, карательный удар, после которого они, возможно, все погибнут. Но мир продолжится, и он будет полон старославянской богиней Майей Златогоркой, безмятежно спящей на небе Ямала, и в этом будет его великая сила и великая слабость, и это будет любовь живого земного мира к мёртвому, их единение и общность единого целого мира….

Если долго плутать, то можно сразу не найти

Продолжая искать в Яр-Сале дом шамана, я каким-то образом снова и снова оправдывала поступок тундровых жителей, когда они бросают тундру и переезжают жить в комфортные квартиры населённых пунктов. Я думала над этим и не соглашалась. Ведь каждый ребёнок должен иметь право на учёбу, и все жители имеют право на медицинские услуги. И имеют право иметь квартиру со всеми удобствами в населённом пункте. Но не все хотят этого, а остаются в тундре и кочуют по тундре на оленях, живут в чумах. И никакая сила не может их заставить жить в этих комфортных квартирах. А каждое общение с местной властью воспринимают как вмешательство в их личную жизнь и насилие над их национальной личностью. А как только кто-то из молодых получает бесплатную квартиру и переезжает в населённый пункт, то он отрывается от тундры совсем и начинает пить – гулять, и уже не работает, а живёт на пособия. Он становится чужим тундре, и она уже никогда не примет его обратно.

Так что же получается, местная власть, заботясь о людях, делает им хуже? Думаю, так оно и есть. Потому что власть - сама собой, а тундра, только она сама, и её духи и боги, только они все вместе могут и имеют право заботиться о своём тундровом народе. А что же власть? Власти отводится роль незавидная: заигрывать с народом, обещать им и давать удобную жизнь, отнимая самое главное, - способность любить и верно служить тундре, своему любимому Ямалу. Власть на Ямале стоит на самом нижнем ярусе, ниже не только богов и духов и местного населения, но и ниже ямальских ветров… власть не в сласть, а в наказание за предательство законов тундры. Кто об неё только не вытирает ноги. Все, кто возвращаются из тундры в населённые пункты, чтобы навестить родственников и узнать все новости по роду, тот и спотыкается о власть и тщательно вытирает ноги. И уже даже водка не помогает власти налаживать контакт с населением…

Откуда ко мне пришли эти мысли о власти на Ямале… Мне было неведомо. Но в это время я проходила мимо здания местной радиокомпании, но, наверное, привязывать все мысли, что появлялись у меня на Ямале к местам, которые я проходила в селе Яр-Сале, наверное, будет неправильно.

Хотя я совсем не задавала себе определённое настроение, чтобы рождались именно эти мысли. Они приходили, доказывали свою состоятельность и рождали образы. Образы легко ложились текстом на бумагу. Именно тогда меня и насторожило, что слишком легко рождался текст о ямальских шаманах. А когда легко - не значит ли, что это ложь. Настоящее рождается в муках. Хотя, на Ямале всё должно быть иначе, чем на Большой земле. И если что-то даётся на этом полуострове, то оно должно прозвучать. Слишком многие силы задействованы для рождения любой мысли, и образа, и текста.

Именно, когда я проходила по улице имени Кугаевского, и пришёл ко мне разговор, который состоялся давно, когда мои родители были молодыми.

Разговор проходил между ямальскими шаманами и Иосифом Сталиным по поводу строительства железной дороги на Крайнем Севере. Это дорога в никуда сейчас стала памятником бесхозяйственности и почти зловещим напоминанием о Сталине, который хотел ямальских шаманов собрать, живых и мёртвых, и сделать их своими рабами. Это шаманов-то, проводников между мирами живого и мёртвого. Власть еще никогда не была так слаба и беззащитна, как в момент этого разговора Сталина с шаманами, живыми и мёртвыми.

Воздух загустел, и его можно было резать ножом на куски. Причём воздух стал белым, как снег. Белый цвет - самый многогранный и опасный. Он может скрывать всё, что угодно. И даже чёрный цвет, и кровавый, и бесцветный цвет. Была погода без ветра и даже без ветерка. А может белый цвет - это тот самый универсальный, который устраивает живой мир и мёртвый. Белый цвет - оптимальный для любой фантазии и любой реальности. Он при определённом взгляде распадается на много миров. Где всё хорошо и все счастливы. Где власть трудится исключительно для народа, для развития и процветания. И только во благо, а не вопреки и во зло. И не нужно постоянное присутствие духов и богов, чтобы корректировать работу власти. Никто ни перед кем не отчитывается. И только все поступки и события под проницательным взглядом вечности. Ведь никто не будет со мной спорить, что настоящее и вечное в той самой связи, как белый цвет и чёрный или синий и красный. Все в зависимости друг от друга. А если цвета все вместе, то как раз и получается тот самый белый цвет.

- Кто же будет в ответе за тот разговор, что произошёл не по воле богов, а вопреки им. Ведь Иосиф Виссарионович Сталин хотел заручиться поддержкой таких всесильных духов и богов. Хотел понимания и поддержки. А получил непонимание и раздражение, даже страх. Ведь он нёс разрушение, не созидание на Ямал. И понимание того, что может быть сила и воля помимо духов и богов. Просто сила извне. И она реальна. Она может изменить настоящее и будущее. Плохо это или хорошо? Покажет время.

- Власть похожа на острый нож, которая легко разрезает пространство. Все сгустки она легко превращает в послушную водицу. И реальность восстанавливается. Но уже та реальность, которая нужна власти. А власть разделяет живое и мёртвое. И всё расставляет на свои места. Даже на Ямале. Так вот кто разделил живой мир и мёртвый - сила власти, чтобы был порядок. Силой восстановить порядок можно. Но как удержать… И на какое время можно силой удерживать порядок? Насколько позволит сам Ямал. Значит, власть пришлась по душе и Ямалу…

- Ямальские духи доигрались. Они слишком много себе позволяли. Или им слишком много позволяли? Плохие люди стали хорошими и наоборот. Так пришедшие за бурым медведем люди с Большой земли принесли Ямалу спасение или гибель? И причём здесь давно умерший вождь народов СССР?

И почему так долго живёт на Ямале его разговор с шаманами? И куда все шаманы Ямала вдруг подевались? Что, больше не хотят быть проводниками между живыми людьми и мёртвыми, между духами и богами?

- Если вопросительный знак чуть поправить и вытянуть его верхнюю часть, то из него вполне может получиться знак восклицательный! И тогда никаких тревог за будущее, а только надежды и восторженные восклицания о великом и небывалом развитии территории полуострова
Ямал. И всем жителям, коренным и приезжим, выплатят небывалые премии от газовиков. И комфорт, и уют, и барская жизнь, что взамен? -

Ответственность за своих предков и за свою древнюю землю. И за древних славянских богов.

- Да, так легко променять совесть на деньги и комфорт?!

Мне нечего было ответить на этот диалог, что я явственно услышала, проходя мимо районной администрации, где работали чиновники на благо населения, выписывая материальную помощь и поддержку каждому, кто попадался в их поле зрения на просторах тундры. Тундровых жителей считали, выдавали паспорта, выписывали материальную помощь и ставили в очередь на получение бесплатной квартиры как представителей малой народности России. Кому удавалось оставаться неузнанными? Они жили и жили в тундре. Без паспорта и материальной поддержки, и комфортной квартиры. Было ли от этого кому-то хуже? Только власти. Кстати, этот диалог пришёл ко мне так же, как и разговор Сталина и шаманов. Просто пришёл в сознание, как одно из обычных сообщений на смартфон. Диалог погас, как только я прошла здание районной администрации и проходила мимо здания школы, прекрасное, где созданы все условия для сельских и тундровых детей школьного возраста, для их развития и личностного роста. И там их учат любить тундру, в том числе уважать родителей и свои роды. Это я знала точно и наверняка.

Любить тундру и не любить власть как силу. Уважать власть как порядок. И быть верными своим духам и богам. И признавать православного Бога как старшего брата своих богов. Об этом мне ещё предстояло подумать. И для этого у меня было и будет время. То, что все эти мысли во мне возникли благодаря ямальскому шаману, дом которого я так тщательно искала, и нашла место, где он стоял и был разрушен. Уже за это шамана стоило писать с большой буквы. Да, это именно Ямальский Шаман. И место, где стоял его дом, останется в памяти людей, и они будут его показывать приезжим как достопримечательность.

После главного шага обязательно оглянись

Я приняла решение уезжать из заполярного села Яр-Сале. И пошла на речной вокзал, чтобы купить билет. Там была очередь. Пришлось долго сидеть на деревянных сидениях и ждать. Рядом сидели женщина с ребёнком, мужчина. Чуть поодаль - девушка. Все ждали своей очереди, чтобы купить билет и покинуть Яр-Сале. Я смотрела на их лица, все были озабочены предстоящей поездкой. И тут я почувствовала, что он, шаман, которого будто бы нет, здесь. Он среди этих людей. Я почувствовала его. И потом снова пошла информация. Это была как мелодия. Шаман был молодым и дерзким. Ему хотелось не только разговаривать с духами, но и спорить, доказывая свою точку зрения на развитие Ямала. Ему хотелось, чтобы Ямал вернул своё былое величие и прекратил распри мелких духов. Чтобы вернулись древнеславянские боги. И Ямал стал центром духовного возрождения России. А для этого грань живого и мёртвого стала бы не такая жёсткая. Люди должны видеть и чувствовать немного больше, чем им разрешено сейчас. Они должны видеть причины их поступков и последствия. Понимать, что душевные переживания - это очищение и тот мостик к своему Богу, который ему поможет после смерти тела и рождения души. Шаман чувствовал себя проводником людских желаний к духам и богам. Он, Яр-Салинский Шаман, тот самый избранный, кто должен стать духом людских желаний. Но он и последний Шаман Ямала. Эта ответственность велика. Но она по силам Яр-Салинскому Шаману, которому судьба стать последним ямальским шаманом. Ему быть вечно: живым и мёртвым. Вне времени и вне пространства. Но всё же все ямальские жители знают место, где стоял дом этого Шамана. Которого я пишу с большой буквы. И это лишь малая толика, что я могу сделать для него...

Я сидела в здании речного вокзала, и мне тоже хотелось побыстрее уехать из Яр-Сале. Слишком много на меня было обрушено информации о Ямале.

Была ли я готова к этому? Да, ещё студенткой Литературного института в Москве я интересовалась темой древней Земной оси и древнеславянскими богами, особенно богиней Майей Златогоркой. Просто интересовалась, без всяких на то причин. Потом всё забылось. И вдруг через тридцать лет возникает сильное желание ехать на Ямал. К этому времени теряю работу и профессию, которая кормила двадцать лет. Вырастает и становится самостоятельным сын. Вокруг меня образуется пустота. И выход видится только один - ехать на полуостров Ямал. Вдруг находятся знакомые, которые там работают и живут. Моя поездка решается за несколько дней. И я еду туда. И вот Ямал.

…Нельзя обрушивать на человека столько информации. Здесь каждое мое движение - это повод для нового потока информации. Я женщина и не молодая, мне бы хотелось уже на покой и на пенсии копаться на даче. Зачем мне эта информация? Но, видимо, Ямал не особенно спрашивает: готов ли человек и нужно ли ему всё это. Он жёстко использует людей как проводников из прошлого в будущее. Но, однако, что смогу для Ямала, я сделаю.

Не спрашивая на то разрешения у нынешних руководителей Ямала, временщиков во власти. Они приходят и уходят, а древняя земля остаётся. И проводники остаются. Которых люди называют шаманами.

Пятая весть о древней славянской богине

Какие сны виделись Майе Златогорке накануне её пробуждения? Это был мир накануне разрушения. Такой стабильный и уютный мир людей, которые сделали его достаточно комфортным для своего проживания. Нет, не мир накануне большой войны и большого разрушения. Нет. Именно мирная уютная жизнь всех людей.

Славянская богиня огромно и нежно лежала на небе над полуостровом Ямал. Её мысли рождались и плавно ложились тканью, где рисунок - небесное пространство.

Последнее слово Шамана

Ненцы, жители тундры, - это путники. У них не должно быть постоянного дома. Их дом - тундра. И все живые люди, к какой бы национальности не принадлежали - тоже путники. Их дом - вся планета. Хотя они приобретают квартиры и дома, разделились на страны и государства с иллюзией постоянства и стабильности. Иллюзия эта подобна иллюзии вечной жизни человека.

- Люди рождаются, чтобы пройти свой путь и уйти в вечность. Именно тундровые жители, кочуя по тундре, как и тысячи лет назад, как и положено всем людям… Они, сохраняя традиции предков, охраняют живую жизнь. Ямал - закрытая территория, где нет границы между живой жизнью и мёртвой. И здесь нет места никакой власти, кроме власти духов и богов. И так было, так есть и так будет. И охраняет такой порядок она, сама, древнеславянская богиня Майя Златогорка. Её сон - наша явь - жизнь, и любовь, и преданность к тундре как к живой жизни и мёртвой. Хранителями которых и являются шаманы Ямала. А теперь вам надо уезжать из Яр-Сале. Власти района вам не простят такого приезда и вмешательства. Люди во власти остались те же, что и с первой встречи шаманов Ямала с вождём всех народов СССР: у них в приоритете - насилие над волей и личностью. Это сказал мне ямальский шаман.

- И Вам придётся защищать свои произведения о Ямале ... -  Это были последние слова ямальского шамана.



Наверное, будет не лишним, если я скажу, что мне пришлось долго готовиться к общению с шаманом и долго остывать и отстранятся от его влияния.

Никому не советую повторять мои эксперименты в Яр-Сале.

Не надо искать шаманов на Ямале. Если будет в том необходимость, они вас сами найдут, где бы вы не находились… и создадут окно в пространстве и времени для разговора. В этом, мой дорогой читатель, можете даже не сомневаться.

2016-2018 гг, Ярославль